СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока "Тип кишечнополостные"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по биологии 7 класс, тема "Морские кишечнополостные" в разделе "Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные"

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока "Тип кишечнополостные"»

Конспект открытого урока







Тема: « Подцарство Многоклеточные животные. Тип кишечнополостные.»


Урок № 2:

«Морские кишечнополостные»









Разработал: учитель биологии МБОУ СОШ № 93

г. Ижевска

Баталова Екатерина Анатольевна

«Подцарство Многоклеточные животные. Тип кишечнополостные»


Урок № 2: «Морские кишечнополостные»


Цели урока:

Образовательные:

  • продолжить изучение характерных признаков Типа кишечнополостные и познакомить обучающихся с их разнообразием;

  • рассмотреть значение различных групп кишечнополостных в природе и жизни человека.

Воспитательная:

  • воспитывать активность и самостоятельность действий обучающихся.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, память обучающихся и практические навыки при работе с информацией.

Тип урока: Изучение нового материала

Форма урока: Комбинированный урок


Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор,

Презентация «Многообразие кишечнополостных»


План урока

  1. Организация начала урока

Мотивация учебной деятельности обучающихся, формулировка темы урока,

целей урока.

  1. Проверка выполнения домашнего задания:

а) фронтальный опрос;

б) тест по теме «Гидра».

  1. Изучение нового материала.

  2. Закрепление нового материала.

  3. Подведение итогов урока.

  4. Информация о домашнем задании.




Ход урока

  1. Организация начала урока

Обучающиеся с помощью учителя формулируют название урока, цели урока.


На предыдущем уроке, мы начали знакомиться с типом кишечнополостные. Познакомились с одним из распространенных представителей- пресноводной гидрой.

  1. Скажите пожалуйста, какие вопросы нам еще предстоит разобрать, как можно сформулировать название сегодняшнего урока?

  2. Постарайтесь сформулировать цели урока.

  1. Проверка домашнего задания:

а) Фронтальный опрос:

1) Назовите основные черты строения представителей типа кишечнополостных.

2) Охарактеризуйте лучевую симметрию на примере одного из представителей типа кишечнополостных.

3) Какие типы клеток есть у гидры?


б) тест по теме «Гидра»:

Обучающиеся выбирают правильные предложения(Приложение 1), а затем проводят взаимопроверку биологического диктанта (Приложение 2).


  1. Изучение нового материала:

Учитель продолжает знакомить обучающихся с разнообразие групп типа кишечнополостные, а они записывают схему многообразие кишечнополостных в свои рабочие тетради.


  1. Разнообразие групп типа кишечнополостных:

Интерес к изучению фауны морских беспозвоночных возник еще в глубокой древности.

Первые сведения о кишечнополостных животных мы находим в трудах Аристотеля. Правда, в его системе они не представляют собой единой группы животного царства. Основная часть кишечнополостных объединялась в группу стрекающих. Он описал их неподвижность, отметил наличие в теле стрекающих только одного отверстия - рта, имеющего центральное положение и окруженного кольцом подвижных щупалец. Древнегреческому ученому уже было известно, что в щупальцах находятся особые стрекающие органы, служащие для защиты от врагов и для схватывания добычи. Аристотелю принадлежит и очень интересное утверждение о том, что кишечнополостные представляют собой организмы, в которых неожиданно смешивается природа животных и растений.

Восемнадцатый и девятнадцатый века были временем накопления новых сведений о строении и образе жизни кишечнополостных. В 1723 г. интересное открытие было сделано французским судовым врачом Пейсоннелем. Он установил, что рифообразующие кораллы - колониальные кишечнополостные животные, обладают массивным известковым скелетом.

(А ведь до его открытия и мореплаватели и ученые считали, что коралловые полипняки принадлежат к неорганическому миру и представляют собой особый известковый минерал.) Пейсоннелю удалось наблюдать, как полипы рифообразующих кораллов захватывали своими щупальцами проплывавших мимо мелких рачков и затем поедали их.

Но самой яркой страницей в истории изучения кишечнополостных явились исследования натуралиста Трамбле, швейцарца по происхождению, увлекавшегося, как и многие другие в то время, наблюдением при помощи микроскопа поведения различных мелких животных.

В современной систематике тип Кишечнополостные делится на три класса:

  1. Класс Гидроидные

  2. Класс Сцифоидные

  3. Класс Коралловые полипы

В основе классификации типа лежит соотношение между жизненными стадиями медузы и полипа.

А) Давайте посмотрим на экран и увидим различных представителей этих классов (Презентация «Многообразие кишечнополостных»)

Может ли быть интересным изучение этих животных?

Какие вопросы возникли у вас при просмотре?

(Чем они отличаются др. от друга, чем похожи? Какие характерные признаки каждой группы? Каково их значение в природе и жизни человека?)

Б) Чтобы ответить на эти вопросы обратимся к п.14 учебника. По рядам делимся на три группы и каждая группа читает про свой класс, а затем заполняет таблицу задания №1 стр.41 в своих рабочих тетрадях, и

(I ряд- работают с Классом Гидроидные, II ряд- работают с Классом Сцифоидные, III ряд- работают с Классом Коралловые полипы), обратите внимание у вас есть информация для записей, она зашифрована цифрами на следующей стр.42

Оценивать правильность ответов каждого ряда будут 3 специалиста( Гидроидных- Кузьминых Илья, Сцифоидных- Копысова Лена, Коралловые полипы- Баталов Кирилл. Эти дети подготовились заранее по данной теме и имеют сообщения об интересных фактах по каждой изучаемой группе)

Обучающиеся выполняют задание 1, выписывают номера из предложенной информации в соответствующую группу в таблицу, в задании №2 также выбирают из общего списка признаки изученной группы.

Давайте проверим.

Задание 1(стр.41) Вспомните, какие общие признаки имеют все Кишечнополостные?


Тип Кишечнополостные

Общие признаки типа

Группа

Представители группы

Признаки группы

5- имеют стрекательные клетки

9- два слоя клеток

15- многоклет. организм

16-радиальная симметрия

13

Класс Гидроидные

1-Пресноводная гидра

4- Морской гидроидный полип

10- сидячая форма (полип)

2-Плавающие хищники (медузы)


3

Класс Сцифоидные

6-медуза цианея

7- медуза аурелия

8- медуза корнерот

2-Плавающие хищники (медузы)

17-слабо развита стадия полипа


14

Класс Коралловые полипы

12- актиния

18- красный коралл

11- полип, не имеющий медузной стадии



(Поочередно отвечает каждая группа, обучающиеся- специалисты корректируют ответы и оценивают их правильность. При этом остальные обучающиеся записывают признаки другого класса в таблицу)

В) А теперь меняем классы рядам (I ряд- работают с Классом Коралловые полипы, II ряд- работают с Классом Гидроидные, III ряд- работают с Классом Сцифоидные, используя полученные знания, выписать номера признаков других групп) выполнить задание №2 на стр.42. (3-5 мин)

Обучающиеся выполняют задание №2, также выбирают из общего списка признаки определенной группы.


Давайте проверим. Начинаем с III ряда, потом II ряд и I ряд.

Сцифоидные:1,2,3, 5, 6,7,10,11

Гидроидные: 1,2,3, 5, 7,9,10

Коралловые полипы: 2,3, 5, 7,8,10

Признаки:

1.- плавающие хищники

2.- имеют два слоя клеток

3.- имеют стрекательные клетки

4.- развиваются без личиночной стадии

5.- имеют лучевую симметрию

6.- стадия полипа кратковременна по сравнению со взрослой формой

7.- в развитии проходят стадии личинки и полипа

8.- новые особи развиваются в кишечной полости

9.- ведут прикрепленный образ жизни

10.- рот окружен щупальцами

11.- имеют разветвленные пищеварительные каналы

Г) Пришло время дать слово специалистам, они хотят познакомить вас с интересными фактами из жизни представителей типа Кишечнополостные.

Показ презентации Морские кишечнополостные.

4. Закрепление нового материала:

Найдите правильный ответ в рабочей тетради открываем стр.46-47

Задание 5

(обучающиеся находят один ответ из нескольких вариантов, предложенных учителем)

5.Подведение итогов урока.

Ребята, давайте попробуем подвести итоги последних двух наших уроков.

Скажите, что вы узнали про тип Кишечнополостные?

- характерные признаки

- места обитания

- классификация

- значение

6.Информация о домашнем задании.

  • § 13-14

  • № 3,4,5 стр.42-43

Приложение 1


Тест по теме «Гидра»:

1.Все кишечнополостные имеют стрекательные клетки.

2.Пресноводные гидры живут в реках с быстрым течением.

3. Кишечнополостные являются хищниками.

4.Тело гидры состоит из наружного, внутреннего и сильно развитого среднего слоев клеток.

5.Эпителиально-мускульные клетки осуществляют рефлекторные реакции

6.Железистые клетки выделяют пищеварительные соки

7.Осенью гидра погибает, оставляя защищенных зародышей

8.Почкование- это половое размножение гидры

9.У гидры есть сетчатая нервная система

10.Любая часть гидры регенерирует до целого организма



Приложение 2


Ответы на тест

1.+

2. -

3. +

4. -

5. -

6. +

7. +

8. -

9. +

10. +

Критерии оценивания



«5»: 10

«4»: 9 – 8

«3»: 7 – 5

«2»: меньше 5






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!