Конспект открытого урока
Тема: « Подцарство Многоклеточные животные. Тип кишечнополостные.»
Урок № 2:
«Морские кишечнополостные»
Разработал: учитель биологии МБОУ СОШ № 93
г. Ижевска
Баталова Екатерина Анатольевна
«Подцарство Многоклеточные животные. Тип кишечнополостные»
Урок № 2: «Морские кишечнополостные»
Цели урока:
Образовательные:
Воспитательная:
Развивающие:
Тип урока: Изучение нового материала
Форма урока: Комбинированный урок
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор,
Презентация «Многообразие кишечнополостных»
План урока
Организация начала урока
Мотивация учебной деятельности обучающихся, формулировка темы урока,
целей урока.
Проверка выполнения домашнего задания:
а) фронтальный опрос;
б) тест по теме «Гидра».
Изучение нового материала.
Закрепление нового материала.
Подведение итогов урока.
Информация о домашнем задании.
Ход урока
Организация начала урока
Обучающиеся с помощью учителя формулируют название урока, цели урока.
На предыдущем уроке, мы начали знакомиться с типом кишечнополостные. Познакомились с одним из распространенных представителей- пресноводной гидрой.
Скажите пожалуйста, какие вопросы нам еще предстоит разобрать, как можно сформулировать название сегодняшнего урока?
Постарайтесь сформулировать цели урока.
Проверка домашнего задания:
а) Фронтальный опрос:
1) Назовите основные черты строения представителей типа кишечнополостных.
2) Охарактеризуйте лучевую симметрию на примере одного из представителей типа кишечнополостных.
3) Какие типы клеток есть у гидры?
б) тест по теме «Гидра»:
Обучающиеся выбирают правильные предложения(Приложение 1), а затем проводят взаимопроверку биологического диктанта (Приложение 2).
Изучение нового материала:
Учитель продолжает знакомить обучающихся с разнообразие групп типа кишечнополостные, а они записывают схему многообразие кишечнополостных в свои рабочие тетради.
Разнообразие групп типа кишечнополостных:
Интерес к изучению фауны морских беспозвоночных возник еще в глубокой древности.
Первые сведения о кишечнополостных животных мы находим в трудах Аристотеля. Правда, в его системе они не представляют собой единой группы животного царства. Основная часть кишечнополостных объединялась в группу стрекающих. Он описал их неподвижность, отметил наличие в теле стрекающих только одного отверстия - рта, имеющего центральное положение и окруженного кольцом подвижных щупалец. Древнегреческому ученому уже было известно, что в щупальцах находятся особые стрекающие органы, служащие для защиты от врагов и для схватывания добычи. Аристотелю принадлежит и очень интересное утверждение о том, что кишечнополостные представляют собой организмы, в которых неожиданно смешивается природа животных и растений.
Восемнадцатый и девятнадцатый века были временем накопления новых сведений о строении и образе жизни кишечнополостных. В 1723 г. интересное открытие было сделано французским судовым врачом Пейсоннелем. Он установил, что рифообразующие кораллы - колониальные кишечнополостные животные, обладают массивным известковым скелетом.
(А ведь до его открытия и мореплаватели и ученые считали, что коралловые полипняки принадлежат к неорганическому миру и представляют собой особый известковый минерал.) Пейсоннелю удалось наблюдать, как полипы рифообразующих кораллов захватывали своими щупальцами проплывавших мимо мелких рачков и затем поедали их.
Но самой яркой страницей в истории изучения кишечнополостных явились исследования натуралиста Трамбле, швейцарца по происхождению, увлекавшегося, как и многие другие в то время, наблюдением при помощи микроскопа поведения различных мелких животных.
В современной систематике тип Кишечнополостные делится на три класса:
Класс Гидроидные
Класс Сцифоидные
Класс Коралловые полипы
В основе классификации типа лежит соотношение между жизненными стадиями медузы и полипа.
А) Давайте посмотрим на экран и увидим различных представителей этих классов (Презентация «Многообразие кишечнополостных»)
Может ли быть интересным изучение этих животных?
Какие вопросы возникли у вас при просмотре?
(Чем они отличаются др. от друга, чем похожи? Какие характерные признаки каждой группы? Каково их значение в природе и жизни человека?)
Б) Чтобы ответить на эти вопросы обратимся к п.14 учебника. По рядам делимся на три группы и каждая группа читает про свой класс, а затем заполняет таблицу задания №1 стр.41 в своих рабочих тетрадях, и
(I ряд- работают с Классом Гидроидные, II ряд- работают с Классом Сцифоидные, III ряд- работают с Классом Коралловые полипы), обратите внимание у вас есть информация для записей, она зашифрована цифрами на следующей стр.42
Оценивать правильность ответов каждого ряда будут 3 специалиста( Гидроидных- Кузьминых Илья, Сцифоидных- Копысова Лена, Коралловые полипы- Баталов Кирилл. Эти дети подготовились заранее по данной теме и имеют сообщения об интересных фактах по каждой изучаемой группе)
Обучающиеся выполняют задание 1, выписывают номера из предложенной информации в соответствующую группу в таблицу, в задании №2 также выбирают из общего списка признаки изученной группы.
Давайте проверим.
Задание 1(стр.41) Вспомните, какие общие признаки имеют все Кишечнополостные?
Тип Кишечнополостные |
Общие признаки типа | Группа | Представители группы | Признаки группы |
5- имеют стрекательные клетки 9- два слоя клеток 15- многоклет. организм 16-радиальная симметрия | 13 Класс Гидроидные | 1-Пресноводная гидра 4- Морской гидроидный полип | 10- сидячая форма (полип) 2-Плавающие хищники (медузы) |
3 Класс Сцифоидные | 6-медуза цианея 7- медуза аурелия 8- медуза корнерот | 2-Плавающие хищники (медузы) 17-слабо развита стадия полипа |
14 Класс Коралловые полипы | 12- актиния 18- красный коралл | 11- полип, не имеющий медузной стадии |
(Поочередно отвечает каждая группа, обучающиеся- специалисты корректируют ответы и оценивают их правильность. При этом остальные обучающиеся записывают признаки другого класса в таблицу)
В) А теперь меняем классы рядам (I ряд- работают с Классом Коралловые полипы, II ряд- работают с Классом Гидроидные, III ряд- работают с Классом Сцифоидные, используя полученные знания, выписать номера признаков других групп) выполнить задание №2 на стр.42. (3-5 мин)
Обучающиеся выполняют задание №2, также выбирают из общего списка признаки определенной группы.
Давайте проверим. Начинаем с III ряда, потом II ряд и I ряд.
Сцифоидные:1,2,3, 5, 6,7,10,11
Гидроидные: 1,2,3, 5, 7,9,10
Коралловые полипы: 2,3, 5, 7,8,10
Признаки:
1.- плавающие хищники
2.- имеют два слоя клеток
3.- имеют стрекательные клетки
4.- развиваются без личиночной стадии
5.- имеют лучевую симметрию
6.- стадия полипа кратковременна по сравнению со взрослой формой
7.- в развитии проходят стадии личинки и полипа
8.- новые особи развиваются в кишечной полости
9.- ведут прикрепленный образ жизни
10.- рот окружен щупальцами
11.- имеют разветвленные пищеварительные каналы
Г) Пришло время дать слово специалистам, они хотят познакомить вас с интересными фактами из жизни представителей типа Кишечнополостные.
Показ презентации Морские кишечнополостные.
4. Закрепление нового материала:
Найдите правильный ответ в рабочей тетради открываем стр.46-47
Задание 5
(обучающиеся находят один ответ из нескольких вариантов, предложенных учителем)
5.Подведение итогов урока.
Ребята, давайте попробуем подвести итоги последних двух наших уроков.
Скажите, что вы узнали про тип Кишечнополостные?
- характерные признаки
- места обитания
- классификация
- значение
6.Информация о домашнем задании.
§ 13-14
№ 3,4,5 стр.42-43
Приложение 1
Тест по теме «Гидра»:
1.Все кишечнополостные имеют стрекательные клетки.
2.Пресноводные гидры живут в реках с быстрым течением.
3. Кишечнополостные являются хищниками.
4.Тело гидры состоит из наружного, внутреннего и сильно развитого среднего слоев клеток.
5.Эпителиально-мускульные клетки осуществляют рефлекторные реакции
6.Железистые клетки выделяют пищеварительные соки
7.Осенью гидра погибает, оставляя защищенных зародышей
8.Почкование- это половое размножение гидры
9.У гидры есть сетчатая нервная система
10.Любая часть гидры регенерирует до целого организма
Приложение 2
Ответы на тест
1.+
2. -
3. +
4. -
5. -
6. +
7. +
8. -
9. +
10. +
Критерии оценивания
«5»: 10
«4»: 9 – 8
«3»: 7 – 5
«2»: меньше 5