СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока: "Царство Грибы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект открытого урока: "Царство Грибы"

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока: "Царство Грибы"»

Открытый урок: «ЦарствоГрибы»

Класс: 5

Продолжительность урока: 40 минут

Автор учебника: учебник “Биология” 5 класс под редакцией В.В. Пасечника (ФГОС).

Тип: Изучение нового материала 

Технологии: элементы технологии проблемного диалога; ИКТ

Методы: словесные, наглядные, частично-поисковые

Формы работы: групповая, индивидуальная

Оборудование: презентация, ПК, мультимедийный проектор, рабочая тетрадь, учебник «Биология. 5 класс», автор В.В. Пасечник


Цели урока:

Образовательные:

формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений, и животных


Развивающие:

выделение су­щественных особенностей представителей царства Грибы.


Воспитывающие:

вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.


Планируемые результаты обучения

Предметные результаты – формировать умение:

  • выделять существенные признаки грибов;

  • объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;

  • понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин;

  • объяснять роль грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД – продолжить формирование умения:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений;

  • находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные УУД

  • продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные УУД - продолжить формирование:

  • умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять тему и цель учебной деятельности, выдвигать версии;

  • умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

  • умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

  • основ самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные результаты – создать условия:

  • к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;

  • к осознанию важности бережного отношения к природе.



Ход урока

I. Организационный момент:

- Добрый день, ребята.

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Сегодня мы совершим путешествие в лес (слайд 2)

II. Актуализация знаний

На доске: вывешены фотографии животных и растений “Классификация фотографий, вывешенных на доске”.

Учитель: Посмотрите пожалуйста на доску. Скажите, на какие группы можно разделить жителей леса, изображенных на фотографиях? (слайд 3)

Ответ: На две. Первая группа это организмы, принадлежащие к царству растений, вторая группа - к царству животных.2 колонки - растения и животные (слайд 4)

Кто же здесь лишний?

Учитель: Ученые выделяют группу организмов, которые сочетают в себе признаки растений и животных. Именно о них и пойдет речь на нашем уроке. Послушайте стихотворение.

Что за чудище такое?
То поменьше, то большое.
Можно встретить под березой,
На пеньке, среди травы.
Может портить древесину,
Поселившись на стволах.
Могут в тесте размножаться,
Если тесто на дрожжах
Есть плодовые тела
И разросшиеся клетки
Так о ком же речь была?
Догадались ли, вы детки?

Ответ: грибы

Учитель: Совершенно верно – это грибы.

III. Изучение нового материала 

Учитель: Давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока. Как вы думаете, будет звучать тема нашего урока? (слайд 5)

Ответ ( Царство - грибы) (Слайд 6)

Учитель: Как сказал Владимир Алексеевич Солоухин “Гриб – одно из самых интересных и таинственных явлений природы”

Наука, изучающая грибы называется микология (слайд 7)

Учитель: Давайте подумаем и скажем, каковы же цели нашего сегодняшнего урока (Ответы детей).

.

Постановка учебных задач (слайд 8)



Итак, задачи на урок следующие:

  • Выяснить, почему грибы выделили в отдельное царство

  • познакомиться с разнообразием и образом жизни грибов;

  • изучить строение грибов;

  • изучить особенности питания и размножения грибов;

  • выяснить роль грибов в природе и жизни человека.

Всё правильно. А от себя я добавлю, что ещё на этом уроке вы будете продолжать учиться:

  • работать с текстом и выделять самое главное;

  • выступать перед слушателями;

  • работать в парах;

  • делать анализ и самоанализ ответа.







Построение проекта выхода из затруднения


Итак, задачи вы перед собой поставили. А как вы будете искать ответы? Подумайте, где можно взять эту информацию? (Ответы детей). Успеет ли один человек за урок столько материала сам найти и изучить? Как это удобнее сделать?

Я согласна с вами, что будет лучше поделить наши задачи между группами. Каждая группа учащихся будет заниматься своей проблемой, советоваться, находить ответы. А потом представитель каждой группы познакомит одноклассников с тем, что изучил сам. Только вот задач перед вами поставлено четыре, а групп всего три. Так что я хочу вам предложить свою помощь в решении самой первой задачи. А вы по ходу моего рассказа вот в этой карточке записывайте ответ на первый вопрос: где обитают грибы? (Учитель выдаёт карточки с вопросами).

Слайд 9 – 10

(Объяснение учителя по слайдам)



Хорошо. С этим заданием мы справились вместе. Ну а теперь пришло время поработать в парах. Каждой группе выданы те вопросы, на которые нужно найти ответы. (Каждой группе называется задача).

Задача урока

Вопросы

1

Познакомиться с разнообразием и образом жизни грибов

  • Где обитают грибы?



2

Изучить строение грибов

  • Какие бывают грибы по числу клеток?

  • Из каких двух частей состоит шляпочный гриб?

  • Назовите части плодового тела гриба?

  • Из чего состоит грибница?

3

Изучить особенности питания и размножения грибов

  • Грибы сами создают себе питательные вещества или питаются готовыми?

  • Как питаются шляпочные грибы?

  • Назовите грибы-сапротрофы (питаются веществами из неживых тел, почвы, продуктов).

  • Назовите грибы-паразиты (питаются веществами из живых организмов).

  • Какими способами могут размножаться грибы?

4

Выяснить роль грибов в природе и жизни человека

  • Чем важны грибы для природы?

  • В чём положительная роль грибов для человека?

  • В чём отрицательная роль грибов для человека?

  • Назовите ядовитые шляпочные грибы.



Каждой группе даётся 7 минут для изучения проблемы. Все ответы нужно записывать прямо на своей карточке. Работать постарайтесь дружно. После выполнения задания представитель от каждой группы выйдет к доске и расскажет нам о результатах своей работы. (Работа в группах).






Задания для групп.

Задание группы 1. «Лисички»

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Питание грибов» и подготовьте выступление об особенностях питания грибов. Заполните схему.

Задание группы 2. «Опята»

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Строение грибов» и подготовьте выступление об особенностях организации грибов, заполните схему.

«Размножение грибов» и подготовьте выступление об особенностях размножения грибов и их способах. Заполните схему.


Задание группы 3. «Боровики»

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 67 «Роль грибов в природе и жизни человека», изучите рис. 39 на стр. 68. и подготовьте выступление о роли грибов в природе и об использовании грибов человеком. Заполните схему.


Анализ выполнения работы обучающимися



Ну а теперь давайте заслушаем, что у вас получилось. Те, кто будет слушать, постарайтесь записать ответы на своих карточках, и тогда вся основная информация о грибах у вас будет собрана.



Слайд (Выступления учеников группа №1 «Лисички»). Слайд11. (питание грибов)

Проверочный слайд 12.

Вопрос: Слайд 13. У меня возник вопрос. Если грибы впитывают вещества из окружающей среды, как губки, можно ли собирать грибы на территории города, или возле дорог. Ответ обоснуйте.

(Выступления учеников группа №2 «Опята»).

Слайд 14(строение по количеству клеток)

Проверочный слайд 15

Слайд 16 (строение)

Проверочный слайд 17

Слайд 18 (размножение)

Проверочный слайд 19

(Выступления учеников группа №3 «Боровики»).

Слайд 20 (Роль в природе)

Проверочный слайд 21

Слайд 21 (роль в жизни человека)

Проверочный слайд

Оказывается, нет ничего невозможного – на все вопросы можно найти ответы.

Ребята, а вы сегодня на уроке тоже, как грибы почти неподвижны. Давайте-ка немного подвигаемся. Повторяйте движения за мной.

Вырос гриб на тонкой ножке. (слайд 24)

Встань и ты, постой немножко.

Крышу сделай над собой,

Как из шляпки из грибной.

Все тихонечко вздохнём,

Вновь грибы учить начнём.

Молодцы. Садитесь.

Наверное, пришло время вернуться и к нашему невыясненному вопросу. Почему же грибы выделили в отдельное царство? Почему гриб- это не растение и не животное? (Слайд 25)

(Идёт обсуждение) Черты сходства с растениями:

  • Почти неподвижны

  • Растут в течение всей жизни

  • Питаются путём всасывания



(Идёт обсуждение) Черты сходства с животными)

  • Могут расти без света

  • Питаются готовыми питательными веществами

  • в клеточных стенках содержится хитин, как у животных

Всё верно, ребята.



Так как же вы думаете – почему грибы выделили в отдельное царство? (Ответы детей).

Правильно, ребята. Их нельзя отнести к растениям, потому что они имеют сходство с животными. Их нельзя отнести и к животным, потому что они чем-то похожи и на растения. Именно поэтому грибы составляют отдельное царство живой природы.

А ещё – тела всех грибов, кроме одноклеточных дрожжей, состоят из тонких белых нитей, которые называются гифы.

Ну что ж, молодцы, ребята! Все проблемы разрешили. Значит, пришло время изученный материал закрепить.

Закрепление: Для закрепления изученного материала предлагает выполнить тестовую работу. (слайд 26-27)

Учитель: По заданным критериям учитель просит оценить работу. (слайд 28)

Учащиеся: Выполняют самостоятельную работу индивидуально.

Обмениваются тетрадями для взаимопроверки и оценивания.

Рефлексия. (слайд 29) «Корзина грибов»

Мы много узнали и научились на уроке, как вы считаете, решили ли мы поставленные задачи? Рассуждения учащихся и вывод.

- Достигли ли мы поставленных задач?_________________________________________

- Для чего нам материал, изученный сегодня?___________________________________


Домашнее задание. (слайд 30):

1. Параграф 13, вопросы 1-4

2. Задание на выбор:

а) заполнить таблицу «Признаки сходства грибов»

б) подготовить сообщение об использовании грибов

в жизни человека

в) подготовить небольшую презентацию о необычных

грибах (форма, размеры, процессы жизни и другое)

































Задания для групп.



Задание группы 1. «Лисички»

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Питание грибов» и подготовьте выступление об особенностях питания грибов. Заполните схему.



Задание группы 2. «Опята»

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Строение грибов» и подготовьте выступление об особенностях организации грибов, заполните схему.

«Размножение грибов» и подготовьте выступление об особенностях размножения грибов и их способах. Заполните схему.




Задание группы 3. «Боровики»

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 67 «Роль грибов в природе и жизни человека», изучите рис. 39 на стр. 68. и подготовьте выступление о роли грибов в природе и об использовании грибов человеком. Заполните схему.


















Карта урока:


Познакомиться с разнообразием и образом жизни грибов

  • Где обитают грибы?

Изучить строение грибов

  • Какие бывают грибы по числу клеток?

1.

2.

  • Из чего состоит тело гриба?


Изучить особенности питания и размножения грибов

  • Грибы сами создают себе питательные вещества или питаются готовыми?


  • Чем питаются грибы сапротрофы?


  • Чем питаются грибы-паразиты?


  • Какими способами могут размножаться грибы?

1.

2.

Выяснить роль грибов в природе и жизни человека

  • Чем важны грибы для природы?


  • В чём положительная роль грибов для человека?


  • В чём отрицательная роль грибов для человека?












Задание группы 1. «Лисички»

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Питание грибов» и подготовьте выступление об особенностях питания грибов. Заполните схему:

По типу питания грибы…




…………………. –

Поселяются на живых организмах и питаются за их счет живых организмов

………………. –

Питаются мертвыми органическими веществами

По характеру питания грибы бывают

Способ поглощения пищи …





































Задание группы 2. «Опята»

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Строение грибов» и подготовьте выступление об особенностях организации грибов, заполните схему.

«Размножение грибов» и подготовьте выступление об особенностях размножения грибов и их способах. Заполните схему:

Строение грибов:

По количеству клеток







Из чего состоит тело гриба:



Размножение грибов:

Виды размножения























Задание группы 3. «Боровики»

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 67 «Роль грибов в природе и жизни человека», изучите рис. 39 на стр. 68. и подготовьте выступление о роли грибов в природе и об использовании грибов человеком. Заполните схему:


Роль грибов в природе:













Роль в жизни человека:

Отрицательная

Положительная


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!