СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по окружающему миру "Грибы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. Ученики исследуют новое царство грибов в роли ученых-микологов. Прилагается презентация.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по окружающему миру "Грибы"»

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе



Учебно-методический комплект «Перспектива»

Тема урока: «Грибы»

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)

Цели:

1. Дать понятие о грибах как особом царстве живой природы.

2. Познакомить учащихся со строением гриба, учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность учащихся.



Планируемые результаты: учащиеся научаться объяснять, почему грибы выделены в особое царство живой природы, отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых, познакомятся со строением гриба.



Ход урока



1.Самоопределение к учебной деятельности. (Играют звуки леса)

- Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Зовут меня Липатова Т.В. Сейчас мы отправляемся с вами в осенний лес.



Когда ты идёшь по тропинке лесной,

Вопросы тебя окружают гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.



Сидит «отчего» на зелёном листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень.

Вопрос за вопросом, и так целый день.



Пойдёмте, друзья, по тропинке лесной

Ответы искать под зелёным шатром. Когда вы находитесь в лесу что же вас окружает?(Природа)



2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном действии.

- Что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает, но не сделано руками человека).

- А какая бывает природа? (Живая и неживая).

- Верно. А сейчас послушайте и дайте правильный ответ.

1. Чем больше колец,
Тем старше жилец.
(Дерево)

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Дерево)

2. Из единого корня растет Невысокий, но дружный народ. (Куст)

3. Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету.
Растет, цветет она всё лето.
Коровам без нее – беда:
Она их главная еда. (Трава)

- Каким одним словом можно назвать слова-отгадки? (Растения)

А сейчас послушайте еще одну загадку. Что это?

Весь Антошка -
Шляпка да ножка.
Дождь пойдёт -
Он подрастёт. (Гриб)

- Ребята, верно. Я не случайно вам загадала эту загадку, т.к речь сегодня на уроке пойдет о грибах. Какая тема урока? (Грибы)

А как вы думаете грибы можно отнести к растениям?(Да, нет)

- Мнения разошлись. Поэтому на уроке мы попробуем это выяснить. 3.Построение проекта выхода из затруднения.

- Ребята, чтобы решить нашу задачу сегодня мы попробуем себя в роли учёных-микологов. Посмотрите что такое микология. Чем же занимаются ученые-микологи. Перед работой каждый исследователь составляет себе план. И мы, чтобы выйти из затруднения, будем работать по плану.



4.Реализация выхода из затруднения

- Итак, приступаем к реализации 1 пункта плана и открываем учебник на странице 86.Читаем от слов «В конце лета…», затем страничку Умного Совёнка с.125.Какой вывод можно сделать из прочитанного?

(Грибы – это и не растение, и не животное, а особое царство живой природы, населяющее нашу планету.)

- Переходим ко 2 пункту плана и рассмотрим более подробно строение грибов. На странице 86 учебника рассмотрите рисунок и прочитайте названия грибов. Найдите в строении гриба общее. (У всех грибов есть ножка, шляпка.)

- Ту часть гриба, которую обычно мы видим в лесу, называют наземная, из чего она состоит? ( Из шляпки и ножки) А теперь посмотрим на подземную часть гриба-грибница.

- Прочитаем в учебнике 1 абзац на с.87. Итак, наши выводы верны.

- Из-за того, что нити грибницы образуют сложную подземную паутину, грибы растут группами, семейками.

- Рассмотрите следующую схему в учебнике «Связь гриба и дерева» на с.87

- Что можно предположить? Какое значение имеет грибница для дерева?

Проверим себя, прочитаем об этом в учебнике. Вывод: Грибница играет важную роль не только для гриба, но и для дерева. Они обогащают друг друга питательными веществами. Эта связь и объясняет, почему многие грибы дружат с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними.

5. Физкультминутка.

6. Продолжение работы по теме урока.

- Ребята, а на какие группы мы можем разделить грибы? (Съедобные и несъедобные) и мы переходим к 3 пункту нашего плана и подробно рассмотрим представителей каждой группы.

Обратимся к рисунку в учебнике на с.86. Найдите лишний гриб.(Мухомор)

- Почему он лишний? (Не съедобный)

- Послушайте доклад «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне».

- А какие ещё не съедобные грибы существуют в природе, мы увидим на страницах учебника с 88. и запомним их отличительные признаки.



7. Проговаривание во внешней речи.

- Поработайте в паре и найдите различия сходных между собой съедобных и несъедобных грибов, изучив информацию в учебнике.

I ряд – белый гриб и желчный.

II ряд – осенний опёнок и ложный краснокирпичный опёнок.

IIIряд – шампиньон и бледную поганку.

- Чем похожи грибы? Как отличить съедобный и несъедобный?

- Как узнать самый ядовитый гриб, бледную поганку?(Её отличительные признаки – кольцо на ножке, чашечка у основания и белый цвет пластинок шляпки).

8. Включение в систему знаний на повторение.

- А как человек использует грибы? (В пищу.)

- Кто из вас ходил в лес за грибами и знает, как нужно правильно собирать грибы?

- Какое главное правило грибника вы знаете?

(срезать ножом, не повредив грибницу).

- Какие меры предосторожности нужно соблюдать, чтобы в вашей корзинке не оказалось ядовитых грибов?( Нельзя брать гриб, который не знаешь).

Обобщив наши знания, я предлагаю вам выполнить тест. Вы должны подчеркнуть да или нет.

1. Собирать в лесу можно любые грибы.

2. Грибы можно выдергивать вместе с грибницей, если нет ножа.

3. Если вам встретились большие, старые, и может быть даже червивые грибы, вы все равно их положите в корзину.

4. Грибы можно собирать как в лесу, так и возле дорог и промышленных предприятий.

5. Если вы вдруг увидели не съедобные грибы, то вы их растопчите.

- Ребята, посмотрите на памятку и проверьте, правильно ли вы выполнили тест.

- Посмотрите, как, оказывается, много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах!

9Рефлексия учебной деятельности.

- С какой новой группой живых существ мы познакомились? (Грибами)

- У каждого из вас на парте лежат грибы, выберите тот, который соответствует вашей работе на уроке, и поднимите вверх: 
Белый гриб – на уроке всё было понятно, интересно, узнал что-то новое,

Лисичка – на уроке было интересно, узнал новое, но что-то не понял; 
Мухомор – на уроке было непонятно, нового ничего не узнал.

- Наша лесная прогулка подходит к концу. Надеюсь, она не прошла для вас даром. Во время нее вы узнали много нового, и стали настоящими микологами.

- Домашним заданием будет поработать в рабочей тетради. Давайте их вместе разберем.

- А я за работу на уроке хочу всех поблагодарить от всей души!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!