СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока «Устное народное творчество»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока подготовлен для проведения во 2 классе. Умк "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока «Устное народное творчество»»


ГК ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №25»





Конспект открытого урока

«Устное народное творчество»



Предмет – литературное чтение

Класс – 2

Учитель высшей категории

Почетный работник общего образования РФ

Сидорова А.В.










с. Красногвардейское.

2019 год.












Тема урока: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ОБОБЩЕНИЕ.

Цели: в игровой форме обобщить знания детей по разделу; учить работать в группе, паре; обогащать словарный запас; развивать речь, мышление, память, творческие способности, навыки выразительного и осознанного чтения.

Планируемые результаты: обучающиеся должны  уметь различать жанры устного народного творчества, уметь  выразительно читать произведения, инсценировать, передавая основную эмоциональную тональность произведений УНТ.

Регулятивные: определять цель, оценивать результат, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация)

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, сотрудничать.

Личностные: эмоционально «проживать»  текст, выражать свои эмоции

Оборудование:  слова-карточки, рисунок дерева, мультимедийный  проектор, ноутбук, презентация, конверты с заданиями.

На уроке использую технологию  развития критического мышления. Положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий):                                              

I фаза  ( 10 минут )

Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

II фаза ( 20 минут )

Осмысление содержания (получение новой информации)        

 III фаза ( 10 минут )

Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

 

ХОД УРОКА

I фаза. ВЫЗОВ.

 1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний. Постановки целей урока.

- Девизом нашего урока будет пословица. Пословицы дошли к нам с давних времен. В пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил детей уму-разуму.

Кто попробует её прочитать? Буквы рассыпались.

«Зтооло бодвюаыт зи езмил, а низаня зи гиник.»

«Золото добывают из земли, а знания из книги»

Что означают эти слова?

Всегда ли были книги?

Как же люди общались и передавали свои знания?

Сейчас я предлагаю вам побывать в роли вестника, который должен передать очень важную информацию не упустив ни одного слова. Поиграем в игру «Важное известие». Послушайте и повторите каждое слово. Кто не ошибётся ни разу, получит звание «Вестник класса».

- Раньше, чтобы передать очень важное послание, выбирали человека, который мог выучить это послание наизусть и, не забыв ни одного слова, передать это послание.

( задание способствует развитию памяти учащихся)

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок,

Выпал беленький снежок,

Ехал Ванюшка дружок.

Дети слушают, затем повторяют, стараясь не упустить ни одного слова.

- Задолго до того, как появилась письменность и первые книги, главным источником общения и знаний было слово. Люди, общаясь друг с другом, передавали свои мысли и знания. Устное народное творчество появилось гораздо раньше, чем письменность.

Так что мы называем устным народным творчеством?

Тема урока:  УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

- Какие цели мы поставим на уроке?

  • обобщить знания  по разделу;

  • учиться  работать в группе и парами;

  • обогащать словарный запас;

  • развивать речь, мышление, память, творческие способности, навыки выразительного и осознанного чтения

- Исходя из целей урока, давайте спланируем результаты. Каких результатов вы хотите достичь к концу урока?

Планируемые результаты:

  • различать жанры УНТ;

  • учиться выразительно читать,

  • расширять словарный запас,

  •  учиться анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения


- Вместо слов устное народное творчество иногда говорят фольклор, (Толковый словарь) что в переводе с английского означает народная мудрость, народное знание. Всё, что знали люди, передавалось устно от старших младшим. Другими словами всё передавалось из уст в уста. Слово «фольклор» появилось в XIX веке, пришло из английского языка. Сегодня им пользуются везде. Оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.


- Устное народное творчество - это удивительная страна, но ей можно дать и другое название. Какое? (ФОЛЬКЛОР)


3. ТРКМ «Кластер». Информация систематизируется в  виде кластеров (листиков-жанров). На стволе дерева находится ключевое понятие (фольклор). Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. 

Представьте, что ФОЛЬКЛОР – это живое дерево  с множеством листочков-жанров. Их в фольклоре очень много, от малых до больших жанров.

- Посмотрите на наше дерево.

- Как вы думаете, какое настроение у нашего дерева? (грустное, печальное…)

- Почему? (нет листиков на дереве)

- Давайте поможем дереву стать нарядным и красивым, подарим листочки – жанры.

- Вы готовы помочь дереву стать нарядным?

- Но прежде, чем мы отправимся в путешествие по удивительной стране, я хочу проверить на сколько вы хорошо готовы сегодня к уроку.

4. «Театрализация». Домашнее задание.

- Сегодня на уроке мы побываем на ярмарке. Что такое ярмарка? (Толковый словарь)

ИНСЦЕНИРОВКА.

  1. Ваня-Ваня простота

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперед

И поехал в огород.


  1. Вова, Вова-карапуз

Съел у бабушки арбуз.

Бабушка ругается,

Вова отпирается:

– Это, бабушка, не я!

Это кошечка твоя!


  1. Едет Ваня на бычке.

Балалаечка в руке,

Балалаечка упала.

Бычку ноженьку сломала. (потешки)


4. -Федул, чего губы надул?

-Кафтан прожёг.

-Зашить можно?

-Да иглы нет.

-А велика ли дыра?

-Один ворот остался. 

Вывешиваем листок-жанр - ПОТЕШКА.


  1. Ехала деревня

Мима мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Дубина выбегает

С мальчиком в руках,

А за ним тулупчик

С бабой на плечах.

Деревня закричала:

«Мужики горят!»

Сарафаны в бабах

На пожар спешат. (небылица)


Колыбельная песня

- Как одним словом можно назвать все, что мы услышали?

-Как вы думаете, какова тема урока?

II фаза. ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

5. Работа по теме урока.

- Сегодня мы работаем в парах. Каждая пара получит листок с заданием. Вы должны будите проанализировать текст с точки зрения фольклора. И мы подарим нашему дереву  листочки.  

  1. «Ездил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости.»(БЫЛИНА)

  2. «Свалился как снег на голову. Надоел как горькая редька.» (ПОГОВОРКА)



  1. - Что везёшь? - Сено. -Какое сено? Ведь это дрова!



-А коли видишь, так чего спрашиваешь? (ШУТКА)

     5.       «А то ещё не чудо. Не диковинка,

            А были чудеса и почуднее того:

            По поднебесью медведь летит

Ушками, лапками он помахивает,

Серым хвостиком   поправливает..» (НЕБЫЛИЦА)

Проверка . Дети зачитывают отрывок и прикрепляют  листочки   на дереве: БЫЛИНА, ПОГОВОРКА, ШУТКА, НЕБЫЛИЦА

- Ах, какие чудесные сказки  мы с вами читали! А вы внимательно их читали? Давайте проверим, кто внимательнее всех.

Фронтальная работа с классом. Учащиеся читают отрывки из сказок и говорят название сказки.

Отрывки из сказок:

  1. «Иван-царевич и Серый волк».

И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю стало жалко свой сад.



  1. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком… Зовёт Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек.



  1. «Сивка-бурка».

Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. Прибежал и стал перед Иванушкой как вкопанный.



  1. «Царевна-лягушка».

Дошла очередь танцевать. Царевна подхватила Ивана-царевича и пошла; уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась, всем на диво! Махнула правой рукой – стали леса и воды, махнула левой – стали летать разные птицы. Все изумились. Отплясала – ничего не стало.

  1. «Кощей бессмертный».

Идёт Иван-царевич дорогой много время, не пивал, не едал, хочет есть и думает: кто бы на это время попался! Вдруг – волчонок; он хочет его убить. Выскакивает из норы волчиха и говорит:

- Не тронь моего детёныша; я тебе пригожусь.

- Быть так!

6. «Снегурочка»

«Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно . Всё бы хорошо, да одно горе-детей у них не было. Вот пришла зима снежная. Высыпали ребятишки на улицу, а старик со старухой глядят на них да про своё горе думают» 

7.(Снегурочка)

Красна девица грустна…

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

8. (Маша и медведь)

А дорога – далека,

А корзинка – нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок.

9. (Волк и семеро козлят)

Отворили дверь козлята

И … пропали все куда-то.

СКАЗКИ.

Физминутка «Матрешки»


А.С.Пушкин о сказках.

Учитель: Послушайте, что писал А.С.Пушкин своему брату из деревни.

«Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Учитель: А. С. Пушкин создает свои сказки на фольклорном материале. Для Пушкина устное народное творчество являлось неисчерпаемым источником в литературе.

- Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» встречается в небольших вариациях в фольклоре многих стран. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» является поэтической переработкой сказки известной в России как «Волшебное зеркальце». «Сказка о царе Салтане» близка по сюжету народной сказке «О чудесных детях».

Физминутка для коррекции зрения. «Матрешки».

Посмотрим, хорошо ли вы знаете русские народные сказки. О какой сказке идет речь?

Не лежалось на окошке –

Покатился по дорожке…

(Колобок)

- Об этой сказке сейчас и пойдет речь. С ней вы познакомились, когда были еще совсем маленькими. Сейчас мы будем вспоминать и рассказывать сказку «Колобок», да не просто, а вот с каким заданием.

1. Рассказать сказку с начала и до того момента, как Колобок спрыгнул с окошка от имени бабки, т.е. если бы вы были бабкой.

Помогу: «Как-то раз попросил меня дед….»

2. Рассказать эпизод встречи волка с колобком от имени волка.

Помогу: «Иду или гуляю я как-то по лесу...»

3. Рассказать сказку с момента встречи колобка с лисой, если бы вы были лисой

Помогу: «Вот вижу я…»

Прикрепляется листок «СКАЗКА»

6.Работа над пословицами.

Ну вот, ребята, « Кончил дело - гуляй смело!»

- Ой, ребята, что это я сказала? ( Пословица) На дереве -ПОСЛОВИЦА. .

7. ФИЗМИНУТКА-игра. Считалочка.

Отдохнём, поиграем. Надо выбрать водящего. Как это сделать?(надо посчитаться)

- Какой жанр фольклора мы использовали для этого ?(СЧИТАЛОЧКУ)


«Покупки бабушки».
Ведущий говорит строчку, а дети ее хором повторяют:
– Купила бабушка себе курочку……….
курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.……….
(показывает руками как клюёт курочка)
– Купила бабушка себе уточку……….
Уточка тюрюх-тюх-тюх……….
(показывает руками как плавает уточка)
– Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах……….
уточка тюрюх-тюх-тюх……….
– Купила бабушка себе индюшонка...........
Индюшонок фалды-балды……….
(на слово фалды-голова вправо, балды-влево)

– Купила бабушка себе кисоньку……….
А кисуля мяу-мяу……….

– Купила бабушка себе собачонку……….
Собачонка гав-гав……….

– Купила бабушка себе коровёнку……….
Коровёнка муки-муки……….

– Купила бабушка себе поросёнка……….
Поросёнок хрюки-хрюки……….

– Купила бабушка себе телевизор……….
Телевизор время-факты……….
Дикторша ля-ля-ля……….

-Каким жанром фольклора мы начали игру? (ИГРОВЫМ ПРИГОВОРОМ)

- Посмотрим, знаете ли вы пословицы : соедините начало и окончание пословицы.

Работа в паре.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Терпенье и труд       а неученье-тьма.

Ученье-свет,             там и счастье.

Не спеши языком,     всё перетрут.

Труд кормит,            торопись делом.

Где труд,                   а лень портит.

Что скрывает каждая пословица? (в каждом народном изречении скрывается поучительный смысл - народная мудрость)

-  Объясните смысл пословицы.

8. Загадка. Работа в группах.

Одна группа загадывает загадки – другая отгадывает.

Какой жанр УНТ перед вами? (ЗАГАДКА)

9. Закличка.

- Для того, чтобы определить название следующего жанра  выберите из родственных слов имя существительное

КЛИКАТЬ, ЗАКЛИКАЛИ, ЗАКЛИЧКА, ПЕРЕКЛИКАЕТСЯ

Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей.

Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке  как одушевленные существа.

- О чем ребенок может попросить солнце? (Ребенок солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете)

Давайте и мы попробуем  прочитать закличку выразительно, соблюдая знаки препинания.

Вывешиваем листок - ЗАКЛИЧКА.

10. Скороговорка. Чтение скороговорок в учебнике.

Прием: Эстафета.

11. Рефлексия .Молодцы, хорошо потрудились. Думаю, вы лучше стали разбираться в жанрах. Сейчас каждый оценит свои результаты. Проверим, насколько хорошо вы  разбираетесь в жанрах УНТ

В оценочном листе нарисуйте лесенку 4 ступеньки.

Нарисуйте зеленый кружочек

 На верхней ступеньке, если вы все поняли великолепно, и можете  идти дальше.

На самой нижней  - не знаю (не умею). Нужна помощь!

На второй ступеньке – не полностью поняли тему урока.

На третьей  ступеньке, если знаете тему достаточно хорошо.

- Вернемся к оценочным листам. Зеленым цветом оценили вы сами себя. А сейчас вы будите в роли учителя. Возьмите красный карандаш. Нарисуйте красной кружок

на самой верхней лесенке,  если вы не допустили ни одной ошибки.

 Если вы допустили 1-2 ошибки – на третьей ступеньке,

3-4 минуса – на второй ступеньке,

если больше половины минусов – на первой ступеньке.

Давайте сравним вашу оценку и учителя.

Если совпала ваша оценка и учителя – поднимите карточку с изображением веселого смайлика.

Если ваша оценка и учителя не совпала – поднимите карточку с изображением грустного смайлика.

12. Домашнее задание: Придумайте свою небылицу по опорным словам: кот-огород, корзинка-перинка, кошка-мошка, летают-догоняют, сидели-пели.









Материал к уроку.









Пословицы







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!