Тема урока: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ОБОБЩЕНИЕ. Цели: в игровой форме обобщить знания детей по разделу; учить работать в группе, паре; обогащать словарный запас; развивать речь, мышление, память, творческие способности, навыки выразительного и осознанного чтения. Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества, уметь выразительно читать произведения, инсценировать, передавая основную эмоциональную тональность произведений УНТ. Регулятивные: определять цель, оценивать результат, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация) Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, сотрудничать. Личностные: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции Оборудование: слова-карточки, рисунок дерева, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, конверты с заданиями. На уроке использую технологию развития критического мышления. Положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий): I фаза ( 10 минут ) Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации) II фаза ( 20 минут ) Осмысление содержания (получение новой информации) III фаза ( 10 минут ) Рефлексия (осмысление, рождение нового знания) ХОД УРОКА I фаза. ВЫЗОВ. 1.Организационный момент. 2.Актуализация знаний. Постановки целей урока. - Девизом нашего урока будет пословица. Пословицы дошли к нам с давних времен. В пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил детей уму-разуму. Кто попробует её прочитать? Буквы рассыпались. «Зтооло бодвюаыт зи езмил, а низаня зи гиник.» «Золото добывают из земли, а знания из книги» Что означают эти слова? Всегда ли были книги? Как же люди общались и передавали свои знания? Сейчас я предлагаю вам побывать в роли вестника, который должен передать очень важную информацию не упустив ни одного слова. Поиграем в игру «Важное известие». Послушайте и повторите каждое слово. Кто не ошибётся ни разу, получит звание «Вестник класса». - Раньше, чтобы передать очень важное послание, выбирали человека, который мог выучить это послание наизусть и, не забыв ни одного слова, передать это послание. ( задание способствует развитию памяти учащихся) Как на тоненький ледок Выпал беленький снежок, Выпал беленький снежок, Ехал Ванюшка дружок. Дети слушают, затем повторяют, стараясь не упустить ни одного слова. - Задолго до того, как появилась письменность и первые книги, главным источником общения и знаний было слово. Люди, общаясь друг с другом, передавали свои мысли и знания. Устное народное творчество появилось гораздо раньше, чем письменность. Так что мы называем устным народным творчеством? Тема урока: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - Какие цели мы поставим на уроке? -
обобщить знания по разделу; -
учиться работать в группе и парами; -
обогащать словарный запас; -
развивать речь, мышление, память, творческие способности, навыки выразительного и осознанного чтения - Исходя из целей урока, давайте спланируем результаты. Каких результатов вы хотите достичь к концу урока? Планируемые результаты: -
учиться выразительно читать, -
расширять словарный запас, -
учиться анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения - Вместо слов устное народное творчество иногда говорят фольклор, (Толковый словарь) что в переводе с английского означает народная мудрость, народное знание. Всё, что знали люди, передавалось устно от старших младшим. Другими словами всё передавалось из уст в уста. Слово «фольклор» появилось в XIX веке, пришло из английского языка. Сегодня им пользуются везде. Оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество. - Устное народное творчество - это удивительная страна, но ей можно дать и другое название. Какое? (ФОЛЬКЛОР) 3. ТРКМ «Кластер». Информация систематизируется в виде кластеров (листиков-жанров). На стволе дерева находится ключевое понятие (фольклор). Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. - Представьте, что ФОЛЬКЛОР – это живое дерево с множеством листочков-жанров. Их в фольклоре очень много, от малых до больших жанров. - Посмотрите на наше дерево. - Как вы думаете, какое настроение у нашего дерева? (грустное, печальное…) - Почему? (нет листиков на дереве) - Давайте поможем дереву стать нарядным и красивым, подарим листочки – жанры. - Вы готовы помочь дереву стать нарядным? - Но прежде, чем мы отправимся в путешествие по удивительной стране, я хочу проверить на сколько вы хорошо готовы сегодня к уроку. 4. «Театрализация». Домашнее задание. - Сегодня на уроке мы побываем на ярмарке. Что такое ярмарка? (Толковый словарь) ИНСЦЕНИРОВКА. -
Ваня-Ваня простота Купил лошадь без хвоста, Сел задом наперед И поехал в огород. -
Вова, Вова-карапуз Съел у бабушки арбуз. Бабушка ругается, Вова отпирается: – Это, бабушка, не я! Это кошечка твоя! -
Едет Ваня на бычке. Балалаечка в руке, Балалаечка упала. Бычку ноженьку сломала. (потешки) 4. -Федул, чего губы надул? -Кафтан прожёг. -Зашить можно? -Да иглы нет. -А велика ли дыра? -Один ворот остался. Вывешиваем листок-жанр - ПОТЕШКА. -
Ехала деревня Мима мужика, Вдруг из-под собаки Лают ворота. Дубина выбегает С мальчиком в руках, А за ним тулупчик С бабой на плечах. Деревня закричала: «Мужики горят!» Сарафаны в бабах На пожар спешат. (небылица) Колыбельная песня - Как одним словом можно назвать все, что мы услышали? -Как вы думаете, какова тема урока? II фаза. ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ 5. Работа по теме урока. - Сегодня мы работаем в парах. Каждая пара получит листок с заданием. Вы должны будите проанализировать текст с точки зрения фольклора. И мы подарим нашему дереву листочки. -
«Ездил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости.»(БЫЛИНА) -
«Свалился как снег на голову. Надоел как горькая редька.» (ПОГОВОРКА) -
- Что везёшь? - Сено. -Какое сено? Ведь это дрова! -А коли видишь, так чего спрашиваешь? (ШУТКА) 5. «А то ещё не чудо. Не диковинка, А были чудеса и почуднее того: По поднебесью медведь летит Ушками, лапками он помахивает, Серым хвостиком поправливает..» (НЕБЫЛИЦА) Проверка . Дети зачитывают отрывок и прикрепляют листочки на дереве: БЫЛИНА, ПОГОВОРКА, ШУТКА, НЕБЫЛИЦА - Ах, какие чудесные сказки мы с вами читали! А вы внимательно их читали? Давайте проверим, кто внимательнее всех. Фронтальная работа с классом. Учащиеся читают отрывки из сказок и говорят название сказки. Отрывки из сказок: -
«Иван-царевич и Серый волк». И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю стало жалко свой сад. -
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком… Зовёт Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек. -
«Сивка-бурка». Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. Прибежал и стал перед Иванушкой как вкопанный. -
«Царевна-лягушка». Дошла очередь танцевать. Царевна подхватила Ивана-царевича и пошла; уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась, всем на диво! Махнула правой рукой – стали леса и воды, махнула левой – стали летать разные птицы. Все изумились. Отплясала – ничего не стало. -
«Кощей бессмертный». Идёт Иван-царевич дорогой много время, не пивал, не едал, хочет есть и думает: кто бы на это время попался! Вдруг – волчонок; он хочет его убить. Выскакивает из норы волчиха и говорит: - Не тронь моего детёныша; я тебе пригожусь. - Быть так! 6. «Снегурочка» «Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно . Всё бы хорошо, да одно горе-детей у них не было. Вот пришла зима снежная. Высыпали ребятишки на улицу, а старик со старухой глядят на них да про своё горе думают» 7.(Снегурочка) Красна девица грустна… Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко, Слезы льет бедняжка. 8. (Маша и медведь) А дорога – далека, А корзинка – нелегка, Сесть бы на пенек, Съесть бы пирожок. 9. (Волк и семеро козлят) Отворили дверь козлята И … пропали все куда-то. СКАЗКИ. Физминутка «Матрешки» А.С.Пушкин о сказках. Учитель: Послушайте, что писал А.С.Пушкин своему брату из деревни. «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Учитель: А. С. Пушкин создает свои сказки на фольклорном материале. Для Пушкина устное народное творчество являлось неисчерпаемым источником в литературе. - Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» встречается в небольших вариациях в фольклоре многих стран. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» является поэтической переработкой сказки известной в России как «Волшебное зеркальце». «Сказка о царе Салтане» близка по сюжету народной сказке «О чудесных детях». Физминутка для коррекции зрения. «Матрешки». Посмотрим, хорошо ли вы знаете русские народные сказки. О какой сказке идет речь? Не лежалось на окошке – Покатился по дорожке… (Колобок) - Об этой сказке сейчас и пойдет речь. С ней вы познакомились, когда были еще совсем маленькими. Сейчас мы будем вспоминать и рассказывать сказку «Колобок», да не просто, а вот с каким заданием. 1. Рассказать сказку с начала и до того момента, как Колобок спрыгнул с окошка от имени бабки, т.е. если бы вы были бабкой. Помогу: «Как-то раз попросил меня дед….» 2. Рассказать эпизод встречи волка с колобком от имени волка. Помогу: «Иду или гуляю я как-то по лесу...» 3. Рассказать сказку с момента встречи колобка с лисой, если бы вы были лисой Помогу: «Вот вижу я…» Прикрепляется листок «СКАЗКА» 6.Работа над пословицами. - Ну вот, ребята, « Кончил дело - гуляй смело!» - Ой, ребята, что это я сказала? ( Пословица) На дереве -ПОСЛОВИЦА. . 7. ФИЗМИНУТКА-игра. Считалочка. - Отдохнём, поиграем. Надо выбрать водящего. Как это сделать?(надо посчитаться) - Какой жанр фольклора мы использовали для этого ?(СЧИТАЛОЧКУ) «Покупки бабушки». Ведущий говорит строчку, а дети ее хором повторяют: – Купила бабушка себе курочку………. курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.………. (показывает руками как клюёт курочка) – Купила бабушка себе уточку………. Уточка тюрюх-тюх-тюх………. (показывает руками как плавает уточка) – Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах………. уточка тюрюх-тюх-тюх………. – Купила бабушка себе индюшонка........... Индюшонок фалды-балды………. (на слово фалды-голова вправо, балды-влево) – Купила бабушка себе кисоньку………. А кисуля мяу-мяу………. – Купила бабушка себе собачонку………. Собачонка гав-гав………. – Купила бабушка себе коровёнку………. Коровёнка муки-муки………. – Купила бабушка себе поросёнка………. Поросёнок хрюки-хрюки………. – Купила бабушка себе телевизор………. Телевизор время-факты………. Дикторша ля-ля-ля………. -Каким жанром фольклора мы начали игру? (ИГРОВЫМ ПРИГОВОРОМ) - Посмотрим, знаете ли вы пословицы : соедините начало и окончание пословицы. Работа в паре. ПРЕЗЕНТАЦИЯ Терпенье и труд а неученье-тьма. Ученье-свет, там и счастье. Не спеши языком, всё перетрут. Труд кормит, торопись делом. Где труд, а лень портит. - Что скрывает каждая пословица? (в каждом народном изречении скрывается поучительный смысл - народная мудрость) - Объясните смысл пословицы. 8. Загадка. Работа в группах. Одна группа загадывает загадки – другая отгадывает. Какой жанр УНТ перед вами? (ЗАГАДКА) 9. Закличка. - Для того, чтобы определить название следующего жанра выберите из родственных слов имя существительное КЛИКАТЬ, ЗАКЛИКАЛИ, ЗАКЛИЧКА, ПЕРЕКЛИКАЕТСЯ Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке как одушевленные существа. - О чем ребенок может попросить солнце? (Ребенок солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете) Давайте и мы попробуем прочитать закличку выразительно, соблюдая знаки препинания. Вывешиваем листок - ЗАКЛИЧКА. 10. Скороговорка. Чтение скороговорок в учебнике. Прием: Эстафета. 11. Рефлексия . - Молодцы, хорошо потрудились. Думаю, вы лучше стали разбираться в жанрах. Сейчас каждый оценит свои результаты. Проверим, насколько хорошо вы разбираетесь в жанрах УНТ В оценочном листе нарисуйте лесенку 4 ступеньки. Нарисуйте зеленый кружочек На верхней ступеньке, если вы все поняли великолепно, и можете идти дальше. На самой нижней - не знаю (не умею). Нужна помощь! На второй ступеньке – не полностью поняли тему урока. На третьей ступеньке, если знаете тему достаточно хорошо. - Вернемся к оценочным листам. Зеленым цветом оценили вы сами себя. А сейчас вы будите в роли учителя. Возьмите красный карандаш. Нарисуйте красной кружок на самой верхней лесенке, если вы не допустили ни одной ошибки. Если вы допустили 1-2 ошибки – на третьей ступеньке, 3-4 минуса – на второй ступеньке, если больше половины минусов – на первой ступеньке. Давайте сравним вашу оценку и учителя. Если совпала ваша оценка и учителя – поднимите карточку с изображением веселого смайлика. Если ваша оценка и учителя не совпала – поднимите карточку с изображением грустного смайлика. 12. Домашнее задание: Придумайте свою небылицу по опорным словам: кот-огород, корзинка-перинка, кошка-мошка, летают-догоняют, сидели-пели. |