СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока «Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях». 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока «Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях». 11 класс»

Конспект открытого урока

«Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях».

11 класс Преподаватель Шарова Наталья Валериевна

Тема урока: Повторение и обобщение материала по теме «Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях»   

Тип урока: повторительно – обобщающий.

Цель урока: повторить, обобщить  и закрепить знания и умения учащихся по теме 

«Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях»   

Задачи урока:

  • Актуализировать и систематизировать теоретические знания по теме «Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях»;

  • Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный   анализ;

  • Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ.

Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода.

Учащиеся разделены на группы:

Группа со средним уровнем обученности (1-ый вариант)

Группа с высоким уровнем обученности (2-ой вариант)

Отдельно выделена группа учащихся с повышенным уровнем обученности. (индивидуальный подход).

 Оборудование урока: мультимедийная презентация, раздаточный материал, листы самоконтроля.


Ход урока

Организационный момент. (2 мин). - Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок. У нас гости, молодые педагоги Бокситогорского района. Надеюсь, наше занятие будет всем интересно и полезно.

.

                                                                 Знание только тогда знание, когда оно

                                                                                    приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.  Л.Н.Толстой.   

- В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова великого классика Л. Н. Толстого «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли…».

- Как вы понимаете это высказывание? (нельзя опираться в учебе только на память, надо добывать знания усилиями мысли).

- Верность слов великого классика мы и проверим на сегодняшнем уроке. 

- На протяжении всего урока вы будете не только работать в тетрадях, но и вести лист самоконтроля. А в конце занятия сами оцените свою работу на уроке. Возьмите листы, подпишите их.

    1. Орфоэпическая разминка.

- Л. Н. Толстой говорил «Ошибочно думать, что многознание есть достоинство. Важно не количество, а качество знания». Сейчас я предлагаю проверить качество ваших знаний в области «Орфоэпия».

- Перед вами орфоэпическая разминка. В ЕГЭ это задание 4.

- Но задание сегодня несколько иное, чем те, с которыми вам приходилось сталкиваться на уроках русского языка. Работаем по вариантам.

- 1 вариант. Из предложенных на слайде слов вы должны выписать только те, в которых правильно выделена буква, обозначающая ударный слог.

- 2 вариант – вы должны выписать слова, в которых неверно выделена буква, обозначающая ударный слог. Ошибку исправьте.

- Работаете вы в листах самоконтроля, графа «Орфоэпическая разминка».

- Учащиеся с повышенным уровнем обученности работают индивидуально – слова для анализа вы можете увидеть в листах самоконтроля.

- На выполнение задания у вас 3 минуты. ….

- Ваше время истекло. Ребята, выполнявшие задание индивидуально, самостоятельно проверят свою работу. Остальные обменяйтесь работами с соседом по парте, проверьте результаты по предложенному на слайде ключу…

- Выставите в оценочные листы то количество баллов, которое заработали ваши одноклассники. За каждый правильный ответ поставьте по 1 баллу. За каждое «лишнее слово» отнимите по 1 баллу.

-Молодцы. Продолжим работу.

3. Формулировка темы, цели и задач урока.

- Вашему вниманию предлагается слайд с вариантами заданий19 и 20 в формате ЕГЭ.

- Прочитайте задания.

- Какие теоретические сведения нужны нам для решения этих заданий? (знания о постановке знаков препинания в СПП).

- В каком классе вы это изучали? (9)

- Можете ли вы сформулировать тему нашего урока? (Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях).

- Молодцы!

- Откройте тетради, запишите дату, классная работа и тему урока «Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях».

- Какую цель вы перед собой поставите на этот урок?

- Какие задачи для этого необходимо решить?

Слайд (цели и задачи урока)

- Как это поможет вам на итоговой аттестации в формате ЕГЭ? (при решении заданий ЕГЭ).


II. Фронтальный опрос-беседа. (проверка домашнего задания)

- Молодцы.

- «Доброе дело совершается с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, то это же дело становится привычкой» - утверждал Л. Н. Толстой.

- Давайте и мы вспомним все то, что вы знаете о СП, в частности о СПП.

- Вспомните, что вы знаете о сложном предложении? (СП – это предложение, в котором две или более грамматических основ. Выделяют 4 вида сложных предложений: СПП, ССП, БСП, СП с разными видами связи).

- С каким типом предложения мы столкнулись в задании 19? (СПП).

- Какие предложения называются сложноподчиненными? (это вид сложного предложения, для которого характерно деление на две основные части: главную и придаточную. Подчинительная связь в таком предложении обуславливается зависимостью одной части от другой).

- Сколько придаточных может быть в одном СПП? (В СПП может быть несколько придаточных частей).

- Каковы особенности предложения в пункте 20? (Это сложное предложение с разными видами связи).

- Сложность этого задания состоит в том, что вам необходимо правильно расставить знаки препинания на стыке союзов.

- Что же такое стык союзов? (стык союзов – это пространство в предложении между двумя подчинительными союзами или между сочинительным и подчинительным союзом).

III. Работа со схемами СПП.

- Все внимание на доску, перед вами три предложения. Эти же предложения вы увидите в листах самоконтроля. Проанализируйте данные предложения, расставьте знаки препинания, нарисуйте схемы. На выполнение задания у вас 3 минуты.(предложения записать на доске).

(Через три минуты 3 человека у доски, расставляют знаки препинания, рисуют схемы).


    1. В своих пьесах Чехов создал образы людей, жизнь которых пришлась на переломный момент истории.

2. [Странные видения, (какие бывают лишь в ночных кошмарах), заполонили мой разум].

3. Мы не знали ни кто он, ни откуда он взялся.

(После работы ребята садятся на места, предложения не проверяются).

- К какому типу сложных предложений вы отнесете данные предложения? (СПП)

- Какой знак препинания чаще всего употребляется в СПП? (основной знак - запятая)

IV. Работа в парах.

- Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Проанализируйте рекомендованную информацию на рабочих листах №1 и распределите ее по ячейкам таблицы, которая представлена на следующем слайде. Таблицу оформите в тетрадях.

- Учащиеся с повышенным уровнем обученности работают индивидуально – вы также должны выяснить, какие знаки препинания употребляются для разделения предикативных частей СПП и условия их постановки. Для этого вам предстоит проанализировать предложения. Выводы вы записываете в таблицу.

- На выполнение задания у вас 7 минут.


- В каких случаях в СПП ставится одна запятая? (слайд)

- В каких случаях в СПП ставятся две запятые? (слайд)

- В каких случаях в СПП запятая не ставится? (слайд)


Таблица 1 «Пунктуация в сложноподчиненном предложении»

Одна запятая

Две запятые

Отсутствие пунктуации

- перед союзом, если придаточное предложение следует за главным;

[…], (…).

- после всего придаточного предложения, если оно предшествует главному.

(…), […].

- союз может распадаться на две части; первая часть войдет в состав главного предложения как относительное слово, а вторая будет выполнять роль союза […так], что (…).

- если придаточная часть находится внутри главного предложения.

[…, (которые…),…].


- если перед подчинительным союзом или относительным словом стоит отрицание не либо повторяющийся дальше сочинительный союз и, или, либо и т. п.

- придаточные предложения, состоящие из одного относительного слова.

[ ] и (ни) ( )...




- Вернемся к предложениям, с которыми вы работали. Объясните постановку знаков препинания в данных предложениях, используя материал таблицы.


- Первое предложение.

В своих пьесах Чехов создал образы людей, жизнь которых пришлась на переломный момент истории. [… сущ.], (… которых…). ( Это СПП запятая ставится перед союзом, так как придаточное предложение следует за главным).

- Второе предложение.

[Странные видения, (какие бывают лишь в ночных кошмарах), заполонили мой разум].

(Это СПП. Придаточная часть находится внутри СПП, поэтому выделяется запятыми с двух сторон.)

- Третье предложение

Мы не знали ни кто он, ни откуда он взялся. (Это СПП. Для связи частей этого предложения используется сочинительный союз вместе с подчинительным, поэтому запятая на стыке предикативных частей не ставится, но употребляется между однородными придаточными.


- Если вы правильно расставили знаки препинания и составили схемы предложений, поставьте в оценочные листы шесть баллов. За каждое неправильно выполненное задание отнимите по баллу.


- Вернёмся к заданиям ЕГЭ. Решите задание 19.

- Свой ответ запишите в лист самоконтроля, в графу «решение тестового задания 19». За правильно выполненное задание поставьте себе 1 балл, если вы с заданием не справились – 0 баллов.

- Молодцы!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (Звучит музыка).

- А сейчас я приглашаю вас в комнату психологической разгрузки.

«Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте, что вы лежите на красивой поляне. Сделайте глубокий вдох и медленно - медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Светит яркое солнышко. Один тёплый лучик упал на ваше лицо. Лицо стало тёплым и расслабилось. А луч света пошёл гулять дальше по вашему телу. Вам хорошо и приятно греться на солнышке. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Земля вам даёт силу и уверенность. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Ещё раз вдох и выдох... На счёт 5 вы вернётесь обратно. 1 – вы чувствуете, как хорошо лежать и отдыхать. 2,3,4 – у вас открываются глаза, 5 – вы возвращаетесь к уроку полные сил и уверенности.


V. Анализ особенностей предложения в пункте 20.

- «Труд, труд! Как я чувствую себя счастливым, когда тружусь!»– восклицал Л. Н. Толстой. И мы продолжим трудиться.

- Еще раз обратим внимание на задание в пункте 20.

- Какие сложности возникают при решении этого задания? (в данном задании представлен случай сочетания союзов в СПП)

VI. Работа в парах.

- На слайде вы видите схемы, которые отражают теоретический материал по данной теме.

Проанализируйте схемы, сформулируйте правила постановки знаков препинания и распределите их по ячейкам таблицы. Учащиеся, сидящие за первым вариантом, могут воспользоваться небольшой подсказкой на рабочем листе №2. Задание выполняете в тетради. У вас 5 минут.

Схемы:

1. [ … ], (что, (если…), …)

[ … ], (что (если…), то….).


2. [ … ], (что, (когда…), ….).

[ … ], (что (когда…), так….).


    1. [ … ], (что, (хотя…), ….).

[ … ], (что (хотя…), но….).


- Сформулируйте правило постановки знаков препинания на стыке союзов. (Запятая ставится на стыке двух союзов, если у второго союза нет продолжения в виде слов ТАК, ТО, НО и др.

и НЕ ставится -если у второго союза есть продолжение в виде слов ТАК, ТО, НО и др.)


7 . Работа по вариантам.

- Продолжаем работать по вариантам по вариантам.

- Внимание на следующий слайд. Запишите предложения, расставьте знаки препинания. Работу выполняете в листах самоконтроля.

- Учащиеся с повышенным уровнем обученности работают индивидуально. В листах самоконтроля. (карточки) (7 минут).

1 вариант.

1. Он знал, что, если ему будет трудно, друзья обязательно помогут.

Он знал, что если ему будет трудно, то друзья обязательно помогут.

2. Февраль был холодный, и, хотя жарко топили печь, окна обледенели.

Февраль был холодный, и хотя жарко топили печь, но окна обледенели.


2 вариант

1. Думал я, что если не случится в этот час перемены, то судье уток не стрелять этим утром.

2. Старик предупредил, что, если погода не улучшится, об охоте нечего и думать.

3. Она [Каштанка] знала по опыту, что чем скорее уснёшь, тем скорее наступит утро.

4. Вы действительно согласны с тем, что когда вас ударят по правой щеке, то нужно подставить левую?

- Проверьте свои результаты.

Самопроверка. Оценивание. Если нет ошибок в постановке знаков препинания, поставьте – 4 балла, если 1 ошибка – 3 балла, 2 ошибки – 2 балла, 3 и более ошибок – 1 балл.


- Вернёмся к заданиям ЕГЭ. Решите задание 20.


- За правильно выполненное задание поставьте себе 1 балл, если вы с заданием не справились – 0 баллов. Самопроверка. Оценивание.

VII. Рефлексия.

- Следующий этап нашего урока «Подведение итогов».

- Что было в центре нашего внимания на уроке? (СПП, знаки препинания в СПП)

- Для чего вы вносили полученную информацию в таблицы? (осуществляли самоконтроль)

- Важна ли для вас информация, полученная на уроке? (Да, она пригодится при подготовке к ЕГЭ).

- Достигли вы цели, которую поставили в начале урока?

- Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.


- Поставьте отметку по пятибалльной шкале в листы самоконтроля.

Суммируйте количество набранных вами баллов на уроке. Исходя из суммы баллов, поставьте итоговую отметку за работу на уроке. 22-24 балла – «5»; 18-21 балла – «4»; 12-17 баллов – «3»; 11 и меньше баллов – «2».

- Поднимите руку, кто получил за работу на уроке «5», «4», «3», «2».


9. Домашнее задание

- Откройте дневники, запишите домашнее задание:

  • Выучить правила;

  • составить 10 сложноподчиненных предложений на изучаемый материал об известных писателях или художниках, композиторах, артистах, пользуясь справочными материалами по теме.

  • Подготовиться к итоговому тестированию по теме «СПП».


10. Заключительное слово учителя.

- На протяжении всего урока я обращалась к высказываниям Л.Н.Толстого.

- Как вы думаете, почему именно слова Л.Н.Толстого я взяла в качестве связующего звена всего занятия? (Л.Н.Толстой – не только великий писатель, но ещё и учитель. Учитель, у которого нам, современным педагогам, есть чему учиться.)

- Давайте вспомним ещё раз его слова. Посмотрите на слайд.

- «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли…». Эти слова были выбраны в качестве эпиграфа, и результат урока показал, что они действительно верны.


- Где вам могут пригодиться эти высказывания? (При написании сочинения на ЕГЭ).

- На ваших столах лежат маленькие листочки, где вы можете увидеть все афоризмы, прозвучавшие на уроке, возьмите их с собой, я надеюсь они вам помогут при написании сочинения.

- И закончить урок я хотела бы словами … (кого?)… нет, словами великого мыслителя Конфуция «В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других».

- Сейчас я предлагаю вам удивить нас, учителей. Я надеюсь, тема сегодняшнего урока вам показалась интересной. Выразите свои мысли и чувства в синквейне «Сложноподчиненные предложения».

- Если кто забыл, структуру синквейна вы видите на слайде.

….

- Молодцы, вам получилось нас удивить!

- Сдайте листы самоконтроля.

- На этом урок закончен! Спасибо!


Лист самоконтроля ученика 11 класса__________________________


Этап урока.

Выполнение задания.

Количество баллов

  1. Орфоэпическая разминка

(расставить ударение)








    1. Анализ предложений.

(расставить знаки препинания, нарисовать схемы).

1.В своих пьесах Чехов создал образы людей жизнь которых пришлась на переломный момент истории.


2. Странные видения какие бывают лишь в ночных кошмарах заполонили мой разум.

3. Мы не знали ни кто он ни откуда он взялся.



3. Решение тестового задания 19



4. Анализ предложений.

(запишите предложения, расставьте знаки препинания)


















5. Решение тестового задания 20



Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале.


Суммируйте количество баллов.


Ваша оценка за урок.




Синквейн:

























Рабочий лист №1.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Запятая ставится:

Когда придаточное предложение соединено с главным при помощи подчинительного союза (потому что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в силу того что, оттого что, так что, вместо того чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, после того как, в то время как, с тех пор как и т. п.), запятая ставится один раз:

1) Перед союзом, если придаточное предложение следует за главным.

Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все. (М. Лермонтов.)

2) После всего придаточного предложения, если оно предшествует главному.

По мере того как я рассказывал, он приходил в себя. (М. Горький.)

3) В зависимости от смысла сложный союз может распадаться на две части; первая часть войдет в состав главного предложения как относительное слово, а вторая будет выполнять роль союза.

Он исхудал за одну ночь так, что остались кожа и кости. (Л. Толстой.)

Внимание! Сложные союзы тогда как, словно как, даже если, лишь когда не разбиваются.

4. Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с обеих сторон, если находится внутри главного:

Бывают встречи, которые никогда не забудутся, живи хоть сто лет.


Запятая не ставится:

1. Если перед подчинительным союзом или относительным словом стоит отрицание не либо повторяющийся дальше сочинительный союз и, или, либо и т. п., то придаточное предложение не отделяется от главного.

Важно не что он сказал, а как он это сказал.

Было шумно и когда они собирались в столовой.

Внимание! Между придаточными предложениями запятая в подобных случаях ставится.

2. Придаточные предложения, состоящие из одного относительного слова, запятой не отделяются.

Он обиделся, но не сказал почему.


----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Рабочий лист №2.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении на стыке союзов.

Стык союзов – это пространство в предложении между двумя союзами:

    -  между двумя подчинительными союзами;

    -  между сочинительным и подчинительным союзом.

Запятая ставится на стыке двух союзов, если у второго союза нет продолжения в виде слов ТО, НО и др.

Запятая НЕ ставится на стыке двух союзов, если у второго союза есть продолжение в виде слов ТО, НО и др.


Сравните два примера:

1) Д.С. Лихачёв писал, что, если у вас будет уважительное отношение к другим, придёт память на правила хорошего поведения.

2) Д.С. Лихачёв писал, что если у вас будет уважительное отношение к другим, то придёт память на правила хорошего поведения.

В этих синтаксических конструкциях имеется стык союзов (рядом расположены два подчинительных союза ЧТО + ЕСЛИ). В первом предложении у союза ЕСЛИ нет продолжения в виде слова ТО, поэтому на стыке союзов ставим запятую (ЧТО, ЕСЛИ). Во втором предложении у союза ЕСЛИ есть продолжение в виде слова ТО (ЕСЛИ...ТО), поэтому на стыке союзов НЕ ставим запятой   (ЧТО ЕСЛИ).








Рабочий лист.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Задание №1: Проанализируйте предложения, сформулируйте правила постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях.

1. Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все. (М. Лермонтов.)

2. По мере того как я рассказывал, он приходил в себя. (М. Горький.)

3. Он исхудал за одну ночь так, что остались кожа и кости. (Л. Толстой.)

4. Бывают встречи, которые никогда не забудутся, живи хоть сто лет.

5. Важно не что он сказал, а как он это сказал.

Было шумно и когда дети играли на дворе и когда они собирались в столовой.

6. Он обиделся, но не сказал почему.


«Знаки препинания на стыке союзов в сложноподчиненных предложениях».

Задание №2: запишите предложения в листы самоконтроля («4. Анализ предложений»), расставьте знаки препинания.

1. Наташа рассказывала что когда он был еще молодым хирургом то делал очень сложную операцию какой-то женщине.

2. Я утешал себя тем что если бы с Катей случилось несчастье кто-нибудь непременно ответил мне.

3. Люся была мягко настойчива и хотя вспомнить всё было трудно постепенно старушка рассказала как было дело.

4. Мне кажется что если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет он всё равно бы был неуловим.

























КЛЮЧ.

«Знаки препинания на стыке союзов

в сложноподчиненных предложениях».

Задание №2: запишите предложения в листы самоконтроля («4. Анализ предложений»), расставьте знаки препинания.

1. Наташа рассказывала, что когда он был еще молодым хирургом, то делал очень сложную операцию какой-то женщине.

2. Я утешал себя тем, что, если бы с Катей случилось несчастье, кто-нибудь непременно ответил мне.

3. Люся была мягко настойчива, и , хотя вспомнить всё было трудно, постепенно старушка рассказала, как было дело.

4. Мне кажется, что, если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет, он всё равно бы был неуловим.


«Орфоэпическая разминка».

Ключ для проверки.

экспЕрт, звонИт, премировАть, понялА, усугубИть, цепОчка, щавЕль, ходАтайствовать, тамОжня, знамЕние, сиротА, зУбчатый, диспансЕр, аристокрАтия, ржавЕть, принУдить, клАла.


1. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли…».

2. «Ошибочно думать, что многознание есть достоинство. Важно не количество, а качество знания».

3. «Доброе дело совершается с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, то это же дело становится привычкой».

4. «Труд, труд! Как я чувствую себя счастливым, когда тружусь!».

Л. Н. Толстой.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!