Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный | Приветствие, проверка готовности к уроку, выявление отсутствующих | Подготовка класса к уроку |
Мотивация | Здравствуйте, ребята. Садитесь. Вы знаете, я не устаю поражаться тому, как же много удивительного в нашей жизни. А ещё скажу вам по секрету, что я не устаю удивляться тому, как же быстро пролетает время. Вчера ещё серпень сиял, незаметно протелел и вересень. И вот уже грязник стучится в окно…. -Серпень, вересень, ребята, вы слышите, какой музыкой наполнены эти слова. А можете ли вы их разгадать? О чем идёт речь? -Какой же месяц последние деньки стучится к нам в окно? -Я предлагаю записать в маршрутных листах число и месяц по –старинному. | Это старейшие названия месяцев. Октябрь – грязник (Записывают 26 грязника) |
Постановка темы и цели урока | Я не случайно назвала слова, которые в современной речи мы практически не употребляем. И это совершенно закономерный процесс в языке, когда некоторые слова исчезают по различным причинам. А как мы в общем можем назвать слова, которые устаревают? -Это и будет тема нашего урока. Запишите, пожалуйста. -Скажите, глядя на тему: какие открытия для себя хотели бы совершить? -Итак, я уже говорила, что слова устаревают по разным причинам. Исходя из этого, они делятся на две группы. Какие? Нам предстоит сегодня узнать. | Устаревшие слова. -узнать несколько устаревших слов -на какие группы они деляться….. |
Изучение нового материала | Давайте посмотрим на экран. Перед вами устаревшие слова. Мы можем разделить их на две группы. Будьте внимательны: по какому признаку их можно разделить? -Итак, ребята, устаревшие слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, называются архаизмами. -У нас остались еще слова: лапти, ендовА, алтын. Почему они тоже устаревшие? -Устаревшие слова, обозначающие названия предметов, явлений, которые перестали существовать в следствие изменений в обществе называются историзмами. | Слова, которые в наше время уже не используются, и те, которые мы сейчас называем по-другому, т.е. имеют синонимы. Записываю в маршрутный лист, приводят примеры Сами предметы перестали существовать Записываю в маршрутный лист, приводят примеры |
Первичное закрепление нового материала | Ну что ж, мы с вами видим, что устаревшие слова обозначают названия предметов, которые мы в современной жизни уже не используем. И сегодня я предлагаю вам выступить в качестве ученых, которые будут заниматься изучением предметов, которые уже вышли из употребления, т.е. не используются в современной жизни. -Знаете ли вы, как называется наука, которая изучает предметы быта, обихода, костюмы различных народов? -И сейчас вы будете выступать в качестве этнографов. Каждой группе я раздаю изображение крестьянской избы. В конверте названия предметов. Работая в группе, вам необходимо на предмет в избе наклеить название. Обращаю внимание, что здесь встречаются не только устаревшие слова. 2 минуты на выполнение. -Начнем нашу проверку с правой стороны избы… Божница (полочка, где икона); сарафан; лавка (отличается от скамьи тем, что неподвижна); веретено; прялка, зыбка. ухват, лапти; коврига (вы считаете, что это ковёр – это хлеб округлой формы), полавочник (полки над лавкой), армяк (верхняя мужская одежда), полати ( настил из досок до противоположной стены печи); кудель (волокно из шерсти), горница (общая комната). -Со всеми словами разобрались. Так какие слова здесь не устаревшие? -Веретено, прялка, кудель – это какая группа слов? Почему? -Вы замечательно разобрались с устаревшими словами. Скажите, если мы в речи не употребляем эти слова, где же мы можем их встретить? | ЭТНОГРАФИЯ Выполняют работу в течение 2 минут Представители каждой группы называют по 4 слова Сарафан и лавка Историзмы В художественной литературе |
Работа в группе. Составление словарной статьи. | _Читать произведения, насыщенные устаревшими словами очень трудно, поэтому Рогожникова Роза Павловна подготовила «Школьный словарь устаревших слов». Сегодня вы побываете в роли автора такого словаря. Вы будете учеными-лексикографами. -Для каждой группы будет своё слово. Прежде чем вы приступите к выполнению задания, я бы хотела, чтобы вы познакомились со структурой словарной статьи. ****Статья начинается с заголовочного слова, далее окончание в родит.падеже, указание на род и лексическое значение слова. Обязательно приводится предложение, в котором это слово употребляется. Очень важно иллюстрировать статью.**** -Вам нужно распределить обязанности в группе: кто-то будет готовить словарную статью, толковать слово так, как вы его понимаете, кто-то же будет делать иллюстрацию. Приступаем, у вас 3-4 минуты. Итак, определите, кто будет выступать, выходим вместе с иллюстраторами. Молодцы! | Смотрят на слайд Выполняют работу, при затруднении обращаются к толковому словарю 1 группа – Лапти; 2 группа – зыбка; 3 группа –ухват; |
Физкультминутка | Что ж, ребята, составление словарной статьи- дело очень утомительное. Пора сделать физминутку. Встаем. 1.Сделайте круговые движения рамЕнами.(плечи) 2.Вытяните выю.(шею) 3.Поднимите десницу (правую руку) 4.Погрозите перстом соседу слева.(палец) 5.Потрите ланиты.(щёки) | Встают прямо, слушают внимательно учителя, выполняют действия, на слайде подсказка |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | -Итак, мы сказали, что устаревшие слова мы в современной речи практически не употребляем, но тем не менее они сохранились: живут в пословицах, поговорках, фразеологизмах. Какие вы знаете пословицы, поговорки с устаревшими словами? -В качестве самостоятельной работы я предлагаю вам распределить данные на слайде и в маршрутных листах слова на три тематические группы: 1)название одежды, обуви; 2)меры длины; 3)название денежных единиц. | Называют пословицы с устар.словами |
Подведение итогов | Прием кубик-рубик. -А сейчас каждая группа задаст вопрос соседней группе, но вопрос должен начинаться с того слова, который записан на грани кубика. -1 минутку подумайте. И начнем…. | Каждая группа по очереди бросает кубик, придумывает вопрос по теме урока, который начинается тем словом, которое им выпало. |
Работа с эпиграфом, рефлексия | -Отлично, ребята, скажите, для чего нужно изучать устаревшие слова, ведь мы их не употребляем? Прочитайте эпиграф к уроку. Смогли ли мы сегодня доказать , что язык-это отражение истории народа? Итак. Подведем итоги урока, используя прием «5 пальцев» Я узнал…. (мизинец) Меня заинтересовало…..(безымянный) Я допустил ошибку….. (указательный) Насколько активно я работал на уроке…..(средний) Каким было моё настроение…..(большой) | Анализируют деятельность на уроке |
Оценивание деятельности учащихся | Оцените свою работу на уроке. (См. в маршрутном листе) Проверим: у кого…. | Соотносят цель и результаты |
Домашнее задание | Составьте кроссворд из устаревших слов по пословицам и поговоркам. Я благодарю всех за плодотворную работу. Вы молодцы! | Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала |