СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводился в рамках недели русского языка в школе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока»

Технологическая карта урока

Тема урока (место урока в изучаемой теме)

Устаревшие слова

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цели урока (задачи):


Личностные результаты

Развивать интерес к изучению языка как отражения истории, быта, культуры русского народа; воспитывать внимание к культуре речи, точности слов и выражений

Предметные результаты

Дать понятие об устаревших словах (архаизмах и историзмах), расширять свой пассивный словарный запас, опознавать устаревшие слова, объяснять их значение, различать историзмы и архаизмы, уместно употреблять их в речи

Метапредметные результаты

Пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), извлекать информацию из толковых словарей, перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, таблица)


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Приветствие, проверка готовности к уроку, выявление отсутствующих

Подготовка класса к уроку

Мотивация

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Вы знаете, я не устаю поражаться тому, как же много удивительного в нашей жизни. А ещё скажу вам по секрету, что я не устаю удивляться тому, как же быстро пролетает время. Вчера ещё серпень сиял, незаметно протелел и вересень. И вот уже грязник стучится в окно….

-Серпень, вересень, ребята, вы слышите, какой музыкой наполнены эти слова. А можете ли вы их разгадать? О чем идёт речь?

-Какой же месяц последние деньки стучится к нам в окно?

-Я предлагаю записать в маршрутных листах число и месяц по –старинному.






Это старейшие названия месяцев.


Октябрь – грязник


(Записывают 26 грязника)

Постановка темы и цели урока

Я не случайно назвала слова, которые в современной речи мы практически не употребляем. И это совершенно закономерный процесс в языке, когда некоторые слова исчезают по различным причинам. А как мы в общем можем назвать слова, которые устаревают?

-Это и будет тема нашего урока. Запишите, пожалуйста.

-Скажите, глядя на тему: какие открытия для себя хотели бы совершить?


-Итак, я уже говорила, что слова устаревают по разным причинам. Исходя из этого, они делятся на две группы. Какие? Нам предстоит сегодня узнать.




Устаревшие слова.


-узнать несколько устаревших слов

-на какие группы они деляться…..

Изучение нового материала

Давайте посмотрим на экран. Перед вами устаревшие слова. Мы можем разделить их на две группы. Будьте внимательны: по какому признаку их можно разделить?



-Итак, ребята, устаревшие слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, называются архаизмами.


-У нас остались еще слова: лапти, ендовА, алтын. Почему они тоже устаревшие?


-Устаревшие слова, обозначающие названия предметов, явлений, которые перестали существовать в следствие изменений в обществе называются историзмами.


Слова, которые в наше время уже не используются, и те, которые мы сейчас называем по-другому, т.е. имеют синонимы.


Записываю в маршрутный лист, приводят примеры


Сами предметы перестали существовать



Записываю в маршрутный лист, приводят примеры


Первичное закрепление нового материала

Ну что ж, мы с вами видим, что устаревшие слова обозначают названия предметов, которые мы в современной жизни уже не используем. И сегодня я предлагаю вам выступить в качестве ученых, которые будут заниматься изучением предметов, которые уже вышли из употребления, т.е. не используются в современной жизни.

-Знаете ли вы, как называется наука, которая изучает предметы быта, обихода, костюмы различных народов?

-И сейчас вы будете выступать в качестве этнографов. Каждой группе я раздаю изображение крестьянской избы. В конверте названия предметов. Работая в группе, вам необходимо на предмет в избе наклеить название. Обращаю внимание, что здесь встречаются не только устаревшие слова. 2 минуты на выполнение.


-Начнем нашу проверку с правой стороны избы…


Божница (полочка, где икона); сарафан; лавка (отличается от скамьи тем, что неподвижна); веретено; прялка, зыбка. ухват, лапти; коврига (вы считаете, что это ковёр – это хлеб округлой формы), полавочник (полки над лавкой), армяк (верхняя мужская одежда), полати ( настил из досок до противоположной стены печи); кудель (волокно из шерсти), горница (общая комната).

-Со всеми словами разобрались. Так какие слова здесь не устаревшие?

-Веретено, прялка, кудель – это какая группа слов? Почему?

-Вы замечательно разобрались с устаревшими словами. Скажите, если мы в речи не употребляем эти слова, где же мы можем их встретить?






ЭТНОГРАФИЯ





Выполняют работу в течение 2 минут



Представители каждой группы называют по 4 слова







Сарафан и лавка

Историзмы


В художественной литературе

Работа в группе. Составление словарной статьи.

_Читать произведения, насыщенные устаревшими словами очень трудно, поэтому Рогожникова Роза Павловна подготовила «Школьный словарь устаревших слов». Сегодня вы побываете в роли автора такого словаря. Вы будете учеными-лексикографами.

-Для каждой группы будет своё слово. Прежде чем вы приступите к выполнению задания, я бы хотела, чтобы вы познакомились со структурой словарной статьи.

****Статья начинается с заголовочного слова, далее окончание в родит.падеже, указание на род и лексическое значение слова. Обязательно приводится предложение, в котором это слово употребляется. Очень важно иллюстрировать статью.****

-Вам нужно распределить обязанности в группе: кто-то будет готовить словарную статью, толковать слово так, как вы его понимаете, кто-то же будет делать иллюстрацию. Приступаем, у вас 3-4 минуты.


Итак, определите, кто будет выступать, выходим вместе с иллюстраторами.


Молодцы!







Смотрят на слайд






Выполняют работу, при затруднении обращаются к толковому словарю


1 группа – Лапти; 2 группа – зыбка; 3 группа –ухват;

Физкультминутка

Что ж, ребята, составление словарной статьи- дело очень утомительное. Пора сделать физминутку. Встаем.


1.Сделайте круговые движения рамЕнами.(плечи)

2.Вытяните выю.(шею)

3.Поднимите десницу (правую руку)

4.Погрозите перстом соседу слева.(палец)

5.Потрите ланиты.(щёки)



Встают прямо, слушают внимательно учителя, выполняют действия, на слайде подсказка

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

-Итак, мы сказали, что устаревшие слова мы в современной речи практически не употребляем, но тем не менее они сохранились: живут в пословицах, поговорках, фразеологизмах. Какие вы знаете пословицы, поговорки с устаревшими словами?


-В качестве самостоятельной работы я предлагаю вам распределить данные на слайде и в маршрутных листах слова на три тематические группы: 1)название одежды, обуви; 2)меры длины; 3)название денежных единиц.


Называют пословицы с устар.словами





Подведение итогов

Прием кубик-рубик.

-А сейчас каждая группа задаст вопрос соседней группе, но вопрос должен начинаться с того слова, который записан на грани кубика.

-1 минутку подумайте. И начнем….

Каждая группа по очереди бросает кубик, придумывает вопрос по теме урока, который начинается тем словом, которое им выпало.

Работа с эпиграфом, рефлексия

-Отлично, ребята, скажите, для чего нужно изучать устаревшие слова, ведь мы их не употребляем?

Прочитайте эпиграф к уроку. Смогли ли мы сегодня доказать , что язык-это отражение истории народа?

Итак. Подведем итоги урока, используя прием «5 пальцев»

Я узнал…. (мизинец)

Меня заинтересовало…..(безымянный)

Я допустил ошибку….. (указательный)

Насколько активно я работал на уроке…..(средний)

Каким было моё настроение…..(большой)







Анализируют деятельность на уроке

Оценивание деятельности учащихся

Оцените свою работу на уроке. (См. в маршрутном листе)


Проверим: у кого….

Соотносят цель и результаты

Домашнее задание

Составьте кроссворд из устаревших слов по пословицам и поговоркам.


Я благодарю всех за плодотворную работу. Вы молодцы!

Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!