МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
г. ПОЧЕП БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Конспект открытого внеурочного занятия на тему:
«Птицы Брянского края»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Волкова Любовь Викторовна
2021 – 2022 учебный год
Цель: познакомить учащихся с птицами родного края.
Формируемые УУД.
Предметные: сформировать у детей представление о птицах живущих рядом с нами; учить распознавать перелетных и зимующих птиц.
Личностные: воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; привлекать семью к проблеме помощи животным; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся,
Метапредметные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Регулятивные: определять цель выполнения заданий на занятии, умение сотрудничать;
Познавательные: использовать знания для бережного отношения к природе, выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов, формулировать проблему и самостоятельно создавать способы её решения.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, умение работать в группе, учить оценивать свою работу и работу группы, отвечать на вопросы учителя, товарищей, соблюдать простейшие нормы речевого этикета.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы
Системно- деятельностный подход; словесный, наглядный, исследовательский метод, игра.
Оборудование: карточки с названиями птиц, пазлы, выставка книг о птицах, картинки скворечника, кормушки, птиц; презентация, звуки пения птиц
Ход занятия:
1. Организация класса. Сообщение темы и цели занятия.
-Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня на урок?
- Сегодня к нам пришли гости, повернитесь, улыбнитесь гостям.
-Поделитесь этим настроением друг с другом. Садитесь.
- Ребята, закройте глаза и постарайтесь представить то, что сейчас услышите.
(Звучат голоса птиц)
- Откройте глаза. Скажите, что вы услышали и представили себе?
- Вы догадались, о ком пойдет речь на занятии? (о птицах)
-Правильно, наше занятие посвящается птицам. А о каких именно птицах будем говорить, вы мне ответите, если посмотрите на карту.
-Что это за карта? (Это карта Брянской области)
-Какого цвета много на карте? (Зелёного. У нас много лесов)
- Как вы думаете много ли у нас птиц в Брянской области?
-Значит, какова же тема нашего занятия? (Птицы Брянского края)
- А какую цель мы поставим перед собой на занятии? (Узнать птиц, различать по описанию, чем они питаются)
2.Работа по теме занятия
- Ребята, а сейчас вашему вниманию представляется сценка «Разговор птиц».
- Послушайте её внимательно и скажите о чём же она?
Скворец. Что ты такая печальная, ласточка?
Ласточка. Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой–то чижик–пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а кто–то пухленький серенький болтал, что бывает зима и какой–то трескучий мороз. Может быть, это правда?
Скворец. Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.
- Ребята, почему скворец и ласточка утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? (Они улетают до наступления холодов.)
- Почему многие птицы улетают в тёплые края? (Потому что они не могут находиться в таких условиях, не переносят холод и им нечем питаться)
- Кто знает, как называются эти птицы? (Перелётные)
- Как называют птиц, которые зимуют? (Зимующие.)
- Скажите, ребята, а зачем нужны птицы? Какую пользу они приносят?
( Пение птиц, многие птицы истребляют вредных жучков и насекомых)
- Птицы- одни из самых распространённых животных на земле. Мы видим их практически каждый день возле своих домов, в лесу, по дороге в школу. Их приблизительно 100 миллиардов. Одни крошечные, другие- большие, некоторые- быстроногие.
- А всё ли вы знаете о птицах нашего края?
3. Физминутка
- А сейчас немного поиграем и вспомним некоторых птиц.
- Если услышите название птицы, изображаете полёт, если другое животное приседаете.
- Кукушка, белка, синица, сова, лиса, аист, волк, снегирь, ворона, собака.
4. Работа по теме урока.
1)Игра называется «Угадай птицу по описанию».
-Снегирь- очень красивая птичка с красной грудкой, чуть побольше воробья. Снегирь- наш зимний гость. Появляются снегири с первым снегом. За это и прозвали снегиря снегирем. Снегири питаются семенами растений и ягодами.
- Синичка маленькая, как воробышек. У неё чёрная шапочка, желтая грудка, зелёная спинка и острый чёрный клюв. Летом она питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада. Зимой синицы перелетают ближе к селениям и городам. Любят они несолёное сало.
- Воробей это маленькая серая птичка. Ест все: насекомых, семена растений, хлебные крошки, зерно. Зимой воробьи держатся около жилья человека. Они летают стайками – так легче добывать пищу. Повсюду слышно их бодрое, весёлое чириканье.
-Ласточка -небольшая птичка . Спина – чёрная, а грудка белая. Клюв очень маленький, а хвост длинный раздвоенный. Ласточки ловят на лету мошек, комаров. Строят свои гнёзда из глины и травы под карнизами и крышами домов. Прилетают ласточки самые последние,когда становится тепло и появляются насекомые.
- Аист – это белая крупная птица с большим красным клювом, длинными ногами и длинной шеей. Питается мелкими грызунами. Гнездо строит на крыше, на вершине высокого дерева возле человеческого жилья. Это перелётная птица.
- Соловей славится своим чудесным, мелодичным пением. Она коричневато буро-сероватого цвета с рыжинками с большими тёмными глазами и длинными тёмными ножками. Прилетают к нам соловьи в мае. Питаются соловьи мухами, жуками, червяками, муравьями, а осенью черной смородиной.
- Узнать больше о птицах вы можете в книгах о птицах и энциклопедиях, которые можете взять в нашей библиотеке.
2)«Собери пазл»
- А теперь выполним задание в группах «Собери пазл»
-1 группа собрать пазлы зимующих птиц
-2 группа собрать пазлы перёлётных птиц
- 3 группа.У вас будет другое задание. «Угадай птицу по силуэту»(тени)
- Давайте проверим что у вас получилось (каждая группа демонстрирует, что у них получилось)
- Какая птичка оказалась лишней в 1 группе и во 2 группе?
3)Загадки.
Ребята, теперь предлагаю вам отгадать загадки
-Острый, красный длинный нос,
Голос не имеет,
Но огромное гнездо
Строить все ж умеет. (Аист)
Угадайте, что за птица:
Света яркого боится.
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это … (сова)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.
(цапля)
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зелёных кронах,
А зовут её … (ворона)
Кто летает, кто стрекочет –
Рассказать нам новость хочет?
(сорока)
Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт «ку-ку, ку-ку?»
(кукушка)
4)- Послушайте стихотворение Елены Благининой и скажите, о каких друзьях в нем идет речь?
«Друзья».
Есть во дворе у нас друзья,
Встают они чуть свет
И в чужедальние края
Не улетают – нет!
Повеет ветер с темных нив,
Поникнут ветви ив,
Один другого спросит: «Жив?»
Другой ответит: «Жив!»
Потом пойдет крутить пурга,
Остынет вся земля,
И лягут белые снега
На черные поля.
Мороз ударит, опушив
Нагие ветви ив,
Один другого спросит: «Жив?»
Другой ответит: «Жив!»
И вдруг весна растопит лед,
Разбудит двор и сад,
И все чудесно оживет,
И снова прилетят.
Теплынь нахлынет с влажных нив,
Набухнут ветви ив.
«Ты жив? Ты жив? Ты, братец, жив?»
«Я жив! Жив! Жив – жив – жив!»
- Так о каких друзьях идет речь в этом стихотворении? (О перелетных и зимующих птицах)
- Почему так распределили птиц? (зимующим делаем кормушки, а перелетным- скворечники).
- А для чего мы это делаем?
А ещё у птиц есть домики, которые называются гнёзда.
Дети, давайте расселим птиц: если эти птицы зимующие, то мы посадим их в кормушку, а если перелётные, то в скворечник. На доске картинки скворечника и кормушки. Названия птиц распределяем)
5. Пальчиковая игра :
- Ребята, мы с вами сейчас поиграем. Для игры вам нужны только ваши ладошки.
Мы сказали, что птица вьёт гнездо - соединить округлые ладони
«Птичка в гнезде» - соединить округлые ладони, большие пальцы спрятать вовнутрь
«Птенцы в гнезде» - обхватить все пальцы правой руки левой ладонью, шевелить ими
«Скворечник» - кончики пальцев, вытянутые вверх, соединить, большие пальцы загнуть внутрь
«Полет птицы» - руки повернуть ладонями к себе и скрестить у запястий. Большие пальцы растопырить и махать ими.
6.Беседа. Охрана природы.
- Все мы знаем, что нужно охранять природу. А как это делать, когда вы гуляете в лесу, парке? Как нужно вести себя, чтобы не навредить обитателям леса, парка?
- Нельзя трогать гнёзда и яйца в них.
- Нельзя брать в руки птенцов.
- Нельзя весной в парке, лесу спускать с поводка собак.
- Нельзя ломать ветки деревьев.
- Ребята птиц нужно беречь. В них нельзя бросать камнями, стрелять из рогаток, разорять гнёзда.
- Соблюдайте эти правила и тогда вас можно будет считать настоящими друзьями и защитниками природы.
7 .Итог занятия
- Ребята, наш Брянский край богат и разнообразен. И наша задача: сберечь пернатых , которые очень нужны нам.
- Вспомним тему нашего занятия.
- Что вы запомнили?
8. Рефлексия
- Если вам было интересно и у вас хорошее настроение, то покажите зелёный смайлик. А если вам было не интересно и скучно, красный смайлик.
-Молодцы! Мне очень приятно, что вам занятие понравилось. Спасибо!
синица ворона
дятел сорока воробей снегирь ласточка скворец
аист грач жаворонок стриж