СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого внеурочного занятия на тему "Птицы Брянского края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: познакомить учащихся с птицами родного края

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого внеурочного занятия на тему "Птицы Брянского края"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

г. ПОЧЕП БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ













Конспект открытого внеурочного занятия на тему:

«Птицы Брянского края»

















Подготовила и провела

учитель начальных классов

Волкова Любовь Викторовна







2021 – 2022 учебный год

Цель: познакомить учащихся с птицами родного края.

Формируемые УУД.

Предметные: сформировать у детей представление о птицах живущих рядом с нами; учить распознавать перелетных и зимующих птиц.

Личностныевоспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; привлекать семью к проблеме помощи животным; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся,

Метапредметные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Регулятивные: определять цель выполнения заданий на занятии, умение сотрудничать;

Познавательные:  использовать знания для бережного отношения к природе, выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов, формулировать проблему и самостоятельно создавать способы её решения.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, умение работать в группе, учить оценивать свою работу и работу группы, отвечать на вопросы учителя, товарищей, соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Системно- деятельностный подход; словесный, наглядный, исследовательский метод, игра.

Оборудование: карточки с названиями птиц, пазлы, выставка книг о птицах, картинки скворечника, кормушки, птиц; презентация, звуки пения птиц

Ход занятия:

1. Организация класса. Сообщение темы и цели занятия.

-Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня на урок?

- Сегодня к нам пришли гости, повернитесь, улыбнитесь гостям.

-Поделитесь этим настроением друг с другом. Садитесь.

- Ребята, закройте глаза и постарайтесь представить то, что сейчас услышите.

(Звучат голоса птиц)

- Откройте глаза. Скажите, что вы услышали и представили себе?

- Вы догадались, о ком пойдет речь на занятии? (о птицах)

-Правильно, наше занятие посвящается птицам. А о каких именно птицах будем говорить, вы мне ответите, если посмотрите на карту.

-Что это за карта? (Это карта Брянской области)

-Какого цвета много на карте? (Зелёного. У нас много лесов)

- Как вы думаете много ли у нас птиц в Брянской области?

-Значит, какова же тема нашего занятия? (Птицы Брянского края)

- А какую цель мы поставим перед собой на занятии? (Узнать птиц, различать по описанию, чем они питаются)

2.Работа по теме занятия

- Ребята, а сейчас вашему вниманию представляется сценка «Разговор птиц».

- Послушайте её внимательно и скажите о чём же она?

Скворец. Что ты такая печальная, ласточка?


Ласточка. Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой–то чижик–пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а кто–то пухленький серенький болтал, что бывает зима и какой–то трескучий мороз. Может быть, это правда?


Скворец. Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.


- Ребята, почему скворец и ласточка утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? (Они улетают до наступления холодов.)


- Почему многие птицы улетают в тёплые края? (Потому что они не могут находиться в таких условиях, не переносят холод и им нечем питаться)

- Кто знает, как называются эти птицы? (Перелётные)

- Как называют птиц, которые зимуют? (Зимующие.)

- Скажите, ребята, а зачем нужны птицы? Какую пользу они приносят?

( Пение птиц, многие птицы истребляют вредных жучков и насекомых)

- Птицы- одни из самых распространённых животных на земле. Мы видим их практически каждый день возле своих домов, в лесу, по дороге в школу. Их приблизительно 100 миллиардов. Одни крошечные, другие- большие, некоторые- быстроногие.

- А всё ли вы знаете о птицах нашего края?


3. Физминутка

А сейчас немного поиграем и вспомним некоторых птиц.

- Если услышите название птицы, изображаете полёт, если другое животное приседаете.

- Кукушка, белка, синица, сова, лиса, аист, волк, снегирь, ворона, собака.

4. Работа по теме урока.

1)Игра называется «Угадай птицу по описанию». 

-Снегирь- очень красивая птичка с красной грудкой, чуть побольше воробья. Снегирь- наш зимний гость. Появляются снегири с первым снегом. За это и прозвали снегиря снегирем. Снегири питаются семенами растений и ягодами.

- Синичка маленькая, как воробышек. У неё чёрная шапочка, желтая грудка, зелёная спинка и острый чёрный клюв. Летом она питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада. Зимой синицы перелетают ближе к селениям и городам. Любят они несолёное сало.

- Воробей это маленькая серая птичка. Ест все: насекомых, семена растений, хлебные крошки, зерно. Зимой воробьи держатся около жилья человека. Они летают стайками – так легче добывать пищу. Повсюду слышно их бодрое, весёлое чириканье.

-Ласточка -небольшая птичка . Спина – чёрная, а грудка белая. Клюв очень маленький, а хвост длинный раздвоенный. Ласточки ловят на лету мошек, комаров. Строят свои гнёзда из глины и травы под карнизами и крышами домов. Прилетают ласточки самые последние,когда становится тепло и появляются насекомые.

- Аист – это белая крупная птица с большим красным клювом, длинными ногами и длинной шеей. Питается мелкими грызунами. Гнездо строит на крыше, на вершине высокого дерева возле человеческого жилья. Это перелётная птица.

- Соловей славится своим чудесным, мелодичным пением. Она коричневато буро-сероватого цвета с рыжинками с большими тёмными глазами и длинными тёмными ножками. Прилетают к нам соловьи в мае. Питаются соловьи мухами, жуками, червяками, муравьями, а осенью черной смородиной.

- Узнать больше о птицах вы можете в книгах о птицах и энциклопедиях, которые можете взять в нашей библиотеке.

2)«Собери пазл»

- А теперь выполним задание в группах «Собери пазл»

-1 группа собрать пазлы зимующих птиц

-2 группа собрать пазлы перёлётных птиц

- 3 группа.У вас будет другое задание. «Угадай птицу по силуэту»(тени)

- Давайте проверим что у вас получилось (каждая группа демонстрирует, что у них получилось)

- Какая птичка оказалась лишней в 1 группе и во 2 группе?

3)Загадки.

Ребята, теперь предлагаю вам отгадать загадки

-Острый, красный длинный нос,

Голос не имеет,

Но огромное гнездо

Строить все ж умеет. (Аист)


Угадайте, что за птица:

Света яркого боится.

Клюв крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова. Это … (сова)


На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

(цапля)


Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зелёных кронах,

А зовут её … (ворона)


Кто летает, кто стрекочет –

Рассказать нам новость хочет?

(сорока)


Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт «ку-ку, ку-ку?»

(кукушка)


4)- Послушайте стихотворение Елены Благининой и скажите, о каких друзьях в нем идет речь?

«Друзья».

Есть во дворе у нас друзья,

Встают они чуть свет

И в чужедальние края

Не улетают – нет!

Повеет ветер с темных нив,

Поникнут ветви ив,

Один другого спросит: «Жив?»

Другой ответит: «Жив!»

Потом пойдет крутить пурга,

Остынет вся земля,

И лягут белые снега

На черные поля.

Мороз ударит, опушив

Нагие ветви ив,

Один другого спросит: «Жив?»

Другой ответит: «Жив!»

И вдруг весна растопит лед,

Разбудит двор и сад,

И все чудесно оживет,

И снова прилетят.

Теплынь нахлынет с влажных нив,

Набухнут ветви ив.

«Ты жив? Ты жив? Ты, братец, жив?»

«Я жив! Жив! Жив – жив – жив!»


- Так о каких друзьях идет речь в этом стихотворении? (О перелетных и зимующих птицах)

- Почему так распределили птиц? (зимующим делаем кормушки, а перелетным- скворечники).

- А для чего мы это делаем?

А ещё у птиц есть домики, которые называются гнёзда.

Дети, давайте расселим птиц: если эти птицы зимующие, то мы посадим их в кормушку, а если перелётные, то в скворечник. На доске картинки скворечника и кормушки. Названия птиц распределяем)


5. Пальчиковая игра :

- Ребята, мы с вами сейчас поиграем. Для игры вам нужны только ваши ладошки.

Мы сказали, что птица вьёт гнездо - соединить округлые ладони  

«Птичка в гнезде» - соединить округлые ладони, большие пальцы спрятать вовнутрь



«Птенцы в гнезде» - обхватить все пальцы правой руки левой ладонью, шевелить ими

«Скворечник» - кончики пальцев, вытянутые вверх, соединить, большие пальцы загнуть внутрь

«Полет птицы» - руки повернуть ладонями к себе и скрестить у запястий. Большие пальцы растопырить и махать ими. 


6.Беседа. Охрана природы.

- Все мы знаем, что нужно охранять природу. А как это делать, когда вы гуляете в лесу, парке? Как нужно вести себя, чтобы не навредить обитателям леса, парка?

- Нельзя трогать гнёзда и яйца в них.

- Нельзя брать в руки птенцов.

- Нельзя весной в парке, лесу спускать с поводка собак.

- Нельзя ломать ветки деревьев.

- Ребята птиц нужно беречь. В них нельзя бросать камнями, стрелять из рогаток, разорять гнёзда.

- Соблюдайте эти правила и тогда вас можно будет считать настоящими друзьями и защитниками природы.

7 .Итог занятия

- Ребята, наш Брянский край богат и разнообразен. И наша задача: сберечь пернатых , которые очень нужны нам.

- Вспомним тему нашего занятия.

- Что вы запомнили?



8. Рефлексия

- Если вам было интересно и у вас хорошее настроение, то покажите зелёный смайлик. А если вам было не интересно и скучно, красный смайлик.

-Молодцы! Мне очень приятно, что вам занятие понравилось. Спасибо!























































синица ворона

дятел сорока воробей снегирь ласточка скворец

аист грач жаворонок стриж






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!