План-конспект открытого учебного занятия.
Образовательная область (направленность): социально-гуманитарная
Раздел занятия: развитие пространственного интеллекта.
Тема занятия: «Головоломка танграм – семь дощечек мастерства».
Цель: формирование умений конструирования фигуры заданной формы, составления деталей в соответствии с заданным силуэтом конструкции и выявления закономерности в расположении деталей в фигуре.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с геометрической головоломкой и с понятием «Танграм»;
расширить знания об истории возникновения древней китайской головоломки, легендами об её происхождении;
изучить правила составления силуэтов из фигурок «танграма;
освоить на практике складывание силуэтов из определенных геометрических фигур «танграмов».
Воспитательные:
формировать умения работать в группе,
воспитывать терпение и настойчивость в достижении цели;
Развивающие:
развивать наглядно-образное, пространственное и логическое мышление, воображение
способствовать развитию мыслительных операций, внимания и памяти;
развивать любознательность и сообразительность при выполнении заданий проблемного и эвристического характера;
формировать умения самостоятельной работы с задачами «конструкторского» типа.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
воспитание личностных качеств (активности, умение сотрудничать, личной взаимной ответственности, самоорганизации);
формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности;
Метапредметные УУД:
Познавательные:
анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
синтез, как восстановление целого из частей, восстановление недостающих;
умение осознавать поставленную задачу, устанавливать причинно-следственные связи, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные:
умение работать в группе – включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
умение слушать и вступать в диалог с педагогом или другими обучающимися;
Регулятивные:
умение действовать по плану и распределять свое время;
умение контролировать процесс и результаты деятельности, осуществлять самоконтроль;
умение осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Предметные:
умение устанавливать логические связи между разрозненными факторами;
умение рассуждать, анализировать и делать правильные выводы.
Материально-техническое оснащение занятия: проектор, ноутбук, демонстрационный экран, доска.
Учебно-методическое оснащение занятия: Дидактический материал для педагога: образовательная программа, методическая литература, технологическая карта занятия, презентация по теме занятия.
Дидактический материал для детей: наборы геометрических головоломок «Танграм».
Тип учебного занятия: комбинированное занятие комплексного применения знаний, умений и навыков – овладение новыми навыками, обогащение и систематизация знаний.
Используемые методы и приемы обучения: словесные: объяснение, работа с презентацией, поощрение.
Используемые педагогические технологии: личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, игровая, технология проблемного обучения.
Формы организации занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная практическая работа.
Предварительная работа: составление плана конспекта, подбор заданий, разработка презентации к занятию.
Используемая литература:
Перельман Я. И. 101 головоломка. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2017
Деревянко Т. 1000 заданий для умников и умниц. – М.: Аст-Пресс Книга, 2005
Мищенкова Л. В. Юным умницам и умникам 36 занятий для будущих отличников: Курс развития познавательных способностей, М.: Издательство РОСТ, 2020
План занятия
№ п/п | Этап занятия | Время, мин. |
1 | Организационный момент. | 2 минуты |
2 | Введение в тему занятия. | 2 минуты |
3 | Целеполагание. ( Формулирование целей занятия). | 1 минута |
4 | Основная часть занятия: История происхождения головоломки, легенды и мифы. Происхождение названия, понятие «танграм». Правила решения головоломки. | 12 минут: 8 минут 1 минута 3 минуты |
5. | Динамическая пауза. | 2 минуты |
6. | Практическая часть: 1) Задание «Птичий базар» 2) Задание «Оркестр» | 15 минут 5 минут 10 минут |
7. | Контроль усвоения материала. Опрос «Верно – неверно». | 3 минуты |
8. | Рефлексия. | 2 минуты |
9. | Подведение итогов занятия. | 1 минута |
| Итого | 40 минут |
Конспект занятия
Педагог: Здравствуйте, ребята! На занятиях нашего объединения вы уже познакомились со многими математическими головоломками и правилами их решения. Давайте вспомним, головоломки, решение которых вы уже освоили в этом году. /ответы детей/
Сегодня занятие пройдёт в форме работы в группах – командах. Для этого предлагаю вам разделиться на 4 группы. Каждый из вас должен вытащить одну из геометрических фигур из моего «волшебного» мешочка. В соответствии с вытащенной фигурой вы все распределитесь на группы:
Сиреневый треугольник;
Квадрат;
Параллелограмм;
Белый треугольник.
2. Введение в тему занятия. (3 мин.)
Предлагаю вам познакомиться ещё с одной древней головоломкой. Для того, чтобы узнать её название, вам необходимо расшифровать заданное слово, но у каждой команды своё задание: сиреневый треугольник – ребус, квадрат – шифровка - «паутинка», параллелограмм - буквенная шифровка, белый треугольник - «фигурная» шифровка.
Задание для команды «сиреневых треугольников»:
О тгадайте ребус:
Задание для команды «квадратов»:
Т
А
Н
Г
Р
А
М
Задание для команды «параллелограммов»:
| 2 | 4 | 6 |
1 | Г | Е | Т |
2 | И | Р | Н |
3 | А | М | У |
Задание для команды «белых треугольников»:
Педагог: Молодцы, все команды верно расшифровали название игры-головоломки, у всех получилось слово «Танграм».
Целеполагание. (2 мин.)
Педагог: Сегодня на занятии мы познакомимся с древней китайской головоломкой «Танграм», выясним историю ее названия и происхождения, а также узнаем правила этой увлекательной логической игры и, научимся составлять силуэты различных фигур из ТАНов –7 частей головоломки «Танграм».
Основная часть занятия (20 мин.)
История происхождения головоломки, легенды и мифы. (10 мин.)
Педагог: «Танграм» – очень древняя головоломка, она появилась в Китае более 4000 тысяч лет назад и существует целый ряд версий и гипотез возникновения игры. Сейчас каждая из групп получит конверт с мифом или легендой происхождения «Танграма». Ваша задача, ознакомиться с историей и поведать её другим группам.
Конверт 1:
Легенда первая: версия про разбитую плитку. Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.
Конверт 2:
Легенда вторая: Согласно легенде ТАН- это китайский мудрец, именно он рассказал, как возникла жизнь на земле: «Когда в мире ничего, и никого не было, бог создал землю, на ней поселил мужчину и женщину. Бросил зерно, и на земле появились растения, которые спасали людей от голода и холода. Заселил бог землю птицами и животными, которые стали большими друзьями человека. Подумал бог, подумал, и чтобы в мире настало равновесие - добавил насекомых и рыб. И в мире настал мир и покой».
Конверт 3:
Легенда третья: Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.
Конверт 4:
Первое упоминание и появление на Западе: Хотя танграм часто считают изобретением древности, первое печатное упоминание о нем встречается в китайской книге, созданной в 1813 году и написанной, очевидно, в правление император Цзяцина. Появление танграма на западе относят не ранее чем к началу 19 столетия, когда эти головоломки попали в Америку на китайских и американских судах. Старейший такой экземпляр, подаренный сыну американского судовладельца в 1802 году, сделан из слоновой кости и хранится в шёлковом футляре.
Происхождение названия, понятие «танграм».
Педагог: В Китае название Танграм неизвестно, а игра имеет название Ши-Чао-Тю, что означат семь хитроумных фигур или «семь дощечек мастерства. Название «танграм» впервые было использовано в 1848 году Томасом Хиллом, в дальнейшем президентом Гарвардского университета, в его брошюре «Головоломки для обучения геометрии».
Правила игры:
Педагог: Игра заключается в том, что из определённых геометрических фигур, «танграмов», складывают бесчисленное множество всевозможных силуэтов. Головоломка состоит из семи плоских фигур, которые вырезаются из картона или выпиливаются из дерева и представляют собой части квадрата, разделенного известным образом. Эти фигуры «танграмы» складывают определённым образом, для получения другой, более сложной, фигуры: изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д. Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура.
При решении головоломки требуется соблюдать правила:
В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов танграма.
При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.
Элементы фигур должны примыкать один к другому.
Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.
Динамическая пауза. Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух». Сначала давайте освоим три положения руки, а затем научимся быстро, по сигналу эти положения менять. 1. Петух: Ладонь поднять вверх. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в сторону и подняты вверх – это «гребешок». 2. Гусь: ладонь согнута под прямым углом. Пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец согнут и опирается на большой.
Гусь сердитый, зло гогочет,
Может быть, он кушать хочет?
3 . Курочка: ладонь немного согнуть. Указательный палец упирается в большой. Остальные пальцы накалываются друг на друга в полусогнутом положении. Наша курочка гуляла, травку свежую щипала.
Практическая часть:
Педагог: Прошу всех присесть на свои места. Продолжим занятие.
Задание «Птичий базар»
Педагог: Предлагаю вам, отправится на птичий базар. Ребята, вы знаете, что называют птичьим базаром? /ответы детей/
Правильно, птичий базар – это массовые колониальные гнездовья морских птиц. Каждая команда получает карточку с силуэтными изображениями различных птиц: утка, гусь, лебедь, пеликан и другие. Задание: сложить из танграмов фигурки птиц.
Педагог: Ребята, отгадайте загадку:
Коллектив музыкантов, что вместе играют,
И музыку вместе они исполняют.
Бывает он струнный и духовой,
Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)
Задание «Оркестр»: в нашем оркестре из 7 танграмов сложены музыканты и их музыкальные инструменты. Прослушайте мелодии и отгадайте музыкальные инструменты.
Мелодия 1 – /звук трубы/
Мелодия 2 – /звук фортепиано/
Мелодия 3 – /звук барабанов/
М елодия 4 – /звук контрабаса/
М олодцы, вы отгадали музыкальные инструменты! Посмотрите на карточки – силуэты музыкальных инструментов и музыкантов:
П ианист, сидящий за роялем;
Пюпитр и толстый трубач;
Контрабас и контрабасист;
Пюпитр и барабанщик.
Догадайтесь, как же составлены эти силуэты и сложите их из ваших наборов «танграм». (работа в группах)
Контроль усвоения материала: опрос «Верно-неверно».
Ответьте на вопросы, используя слова «верно» или «неверно»:
Танграм – это головоломка, придуманная в Индии. /Неверно/
Головоломка «Танграм» древнее шахмат и более популярна, чем шахматы. /Неверно/
Головоломка состоит из семи плоских фигур, складываемых в квадрат. /Верно/
В Китае эта головоломка известна под названием «Танграм», что означает «семь хитроумных фигур». /Неверно/
Фигура, которую требуется получить из «танграма», задается в виде силуэта или внешнего контура. /Верно/
Рефлексия:
Все задания, выполненные в ходе нашего занятия, позволят вам быть успешными людьми в будущем. А свой путь к этому вы выберете сами.
Тот, кто ощутил на уроке радость открытий, открыл в себе новые математические и художественные способности, новую интересную математическую логическую игру - отправит свой танграм в храм открытий.
Тот, кто ощутил на уроке радость познания, сумел решить все примеры и задачи- отправит свой танграм в храм знаний.
Тот, кто ощутил на уроке радость успеха, научился составлять танграм, ощутил поддержку друга и сам смог помочь – отправит свой танграм в храм успеха.
Подведение итогов занятия (1 мин.)
Молодцы ребята, сегодня на занятии вы научились конструировать новые фигуры, я увидела у всех вас желание играть в игру- головоломку «танграм», которая не только развивает ваше пространственное воображение, логическое мышление и внимательность, но также учит вас терпению и упорству в достижении цели.