СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого занятия "Головоломка танграм - семь дощечек мастерства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по дополнительной общеобразовательной программе "Одарённый ребёнок". Раздел "Развитие пространсвенного интеллекта". Цель занятия: расширить знания об истории возниконовения древней китайской головоломки, легендами о её происхождении и освоить на практике складывание силуэтов из геометрических фигур "танграмов".

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия "Головоломка танграм - семь дощечек мастерства"»

План-конспект открытого учебного занятия.



Образовательная область (направленность): социально-гуманитарная

Раздел занятия: развитие пространственного интеллекта.

Тема занятия: «Головоломка танграм – семь дощечек мастерства».

Цель: формирование умений конструирования фигуры заданной формы, составления деталей в соответствии с заданным силуэтом конструкции и выявления закономерности в расположении деталей в фигуре.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с геометрической головоломкой и с понятием «Танграм»;

  • расширить знания об истории возникновения древней китайской головоломки, легендами об её происхождении;

  • изучить правила составления силуэтов из фигурок «танграма;

  • освоить на практике складывание силуэтов из определенных геометрических фигур «танграмов».



Воспитательные:

  • формировать культуру общения;

  • формировать умения работать в группе,

  • воспитывать терпение и настойчивость в достижении цели;



Развивающие:

  • развивать наглядно-образное, пространственное и логическое мышление, воображение

  • способствовать развитию мыслительных операций, внимания и памяти;

  • развивать любознательность и сообразительность при выполнении заданий проблемного и эвристического характера;

  • формировать умения самостоятельной работы с задачами «конструкторского» типа.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • воспитание личностных качеств (активности, умение сотрудничать, личной взаимной ответственности, самоорганизации);

  • формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности;

Метапредметные УУД:

Познавательные:

  • анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;

  • синтез, как восстановление целого из частей, восстановление недостающих;

  • умение осознавать поставленную задачу, устанавливать причинно-следственные связи, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные:

  • умение работать в группе – включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

  • умение слушать и вступать в диалог с педагогом или другими обучающимися;

Регулятивные:

  • умение действовать по плану и распределять свое время;

  • умение контролировать процесс и результаты деятельности, осуществлять самоконтроль;

  • умение осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Предметные:

  • умение устанавливать логические связи между разрозненными факторами;

  • умение рассуждать, анализировать и делать правильные выводы.

Материально-техническое оснащение занятия: проектор, ноутбук, демонстрационный экран, доска.

Учебно-методическое оснащение занятия: Дидактический материал для педагога: образовательная программа, методическая литература, технологическая карта занятия, презентация по теме занятия.

Дидактический материал для детей: наборы геометрических головоломок «Танграм».

Тип учебного занятия: комбинированное занятие комплексного применения знаний, умений и навыков – овладение новыми навыками, обогащение и систематизация знаний.

Используемые методы и приемы обучения: словесные: объяснение, работа с презентацией, поощрение.

Используемые педагогические технологии: личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, игровая, технология проблемного обучения.

Формы организации занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная практическая работа.

Предварительная работа: составление плана конспекта, подбор заданий, разработка презентации к занятию.



Используемая литература:

    1. Перельман Я. И. 101 головоломка. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2017

    2. Деревянко Т. 1000 заданий для умников и умниц. – М.: Аст-Пресс Книга, 2005

    3. Мищенкова Л. В. Юным умницам и умникам 36 занятий для будущих отличников: Курс развития познавательных способностей, М.: Издательство РОСТ, 2020



План занятия

п/п

Этап занятия

Время, мин.

1

Организационный момент.

2 минуты

2

Введение в тему занятия.

2 минуты

3

Целеполагание. ( Формулирование целей занятия).

1 минута

4

Основная часть занятия:

    1. История происхождения головоломки, легенды и мифы.

    2. Происхождение названия, понятие «танграм».

    3. Правила решения головоломки.

12 минут:

8 минут

1 минута

3 минуты

5.

Динамическая пауза.

2 минуты

6.

Практическая часть:

1) Задание «Птичий базар»

2) Задание «Оркестр»

15 минут

5 минут

10 минут

7.

Контроль усвоения материала. Опрос «Верно – неверно».

3 минуты

8.

Рефлексия.

2 минуты

9.

Подведение итогов занятия.

1 минута


Итого

40 минут


Конспект занятия


      1. Организационный момент. (2 мин.)

Педагог: Здравствуйте, ребята! На занятиях нашего объединения вы уже познакомились со многими математическими головоломками и правилами их решения. Давайте вспомним, головоломки, решение которых вы уже освоили в этом году. /ответы детей/

Сегодня занятие пройдёт в форме работы в группах – командах. Для этого предлагаю вам разделиться на 4 группы. Каждый из вас должен вытащить одну из геометрических фигур из моего «волшебного» мешочка. В соответствии с вытащенной фигурой вы все распределитесь на группы:

  • Сиреневый треугольник;

  • Квадрат;

  • Параллелограмм;

  • Белый треугольник.

2. Введение в тему занятия. (3 мин.)

Предлагаю вам познакомиться ещё с одной древней головоломкой. Для того, чтобы узнать её название, вам необходимо расшифровать заданное слово, но у каждой команды своё задание: сиреневый треугольник – ребус, квадрат – шифровка - «паутинка», параллелограмм - буквенная шифровка, белый треугольник - «фигурная» шифровка.

Задание для команды «сиреневых треугольников»:

О тгадайте ребус:









Задание для команды «квадратов»:





Т

А

Н

Г

Р

А

М







Задание для команды «параллелограммов»:


2

4

6

1

Г

Е

Т

2

И

Р

Н

3

А

М

У



16

32

26

12

24

32

34








Задание для команды «белых треугольников»:







Педагог: Молодцы, все команды верно расшифровали название игры-головоломки, у всех получилось слово «Танграм».

  1. Целеполагание. (2 мин.)

Педагог: Сегодня на занятии мы познакомимся с древней китайской головоломкой «Танграм», выясним историю ее названия и происхождения, а также узнаем правила этой увлекательной логической игры и, научимся составлять силуэты различных фигур из ТАНов –7 частей головоломки «Танграм».

  1. Основная часть занятия (20 мин.)

    1. История происхождения головоломки, легенды и мифы. (10 мин.)

Педагог: «Танграм» – очень древняя головоломка, она появилась в Китае более 4000 тысяч лет назад и существует целый ряд версий и гипотез возникновения игры. Сейчас каждая из групп получит конверт с мифом или легендой происхождения «Танграма». Ваша задача, ознакомиться с историей и поведать её другим группам.

Конверт 1:

Легенда первая:  версия про разбитую плитку. Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.

Конверт 2:

Легенда вторая:  Согласно легенде ТАН- это китайский мудрец, именно он рассказал, как возникла жизнь на земле: «Когда в мире ничего, и никого не было, бог создал землю, на ней поселил мужчину и женщину. Бросил зерно, и на земле появились растения, которые спасали людей от голода и холода. Заселил бог землю птицами и животными, которые стали большими друзьями человека. Подумал бог, подумал, и чтобы в мире настало равновесие - добавил насекомых и рыб. И в мире настал мир и покой».

Конверт 3:

Легенда третья: Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.

Конверт 4:

Первое упоминание и появление на Западе:  Хотя танграм часто считают изобретением древности, первое печатное упоминание о нем встречается в китайской книге, созданной в 1813 году и написанной, очевидно, в правление император Цзяцина. Появление танграма  на западе относят не     ранее чем к началу 19 столетия, когда эти головоломки попали в Америку  на китайских и американских судах. Старейший такой экземпляр, подаренный сыну американского судовладельца в 1802 году, сделан из слоновой кости и хранится в шёлковом футляре.

    1. Происхождение названия, понятие «танграм».

Педагог: В Китае название Танграм неизвестно, а игра имеет название Ши-Чао-Тю, что означат семь хитроумных фигур или «семь дощечек мастерства. Название «танграм» впервые было использовано в 1848 году Томасом Хиллом, в дальнейшем президентом Гарвардского университета, в его брошюре «Головоломки для обучения геометрии».

    1. Правила игры:

Педагог: Игра заключается в том, что из определённых геометрических фигур, «танграмов», складывают бесчисленное множество всевозможных силуэтов. Головоломка состоит из семи плоских фигур, которые вырезаются из картона или выпиливаются из дерева и представляют собой части квадрата, разделенного известным образом. Эти фигуры «танграмы» складывают определённым образом, для получения другой, более сложной, фигуры: изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д. Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура.

При решении головоломки требуется соблюдать правила:

  • В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов танграма.

  • При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.

  • Элементы фигур должны примыкать один к другому.

  • Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.

  1. Динамическая пауза. Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух». Сначала давайте освоим три положения руки, а затем научимся быстро, по сигналу эти положения менять. 1. Петух: Ладонь поднять вверх. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в сторону и подняты вверх – это «гребешок». 2. Гусь: ладонь согнута под прямым углом. Пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец согнут и опирается на большой.

Гусь сердитый, зло гогочет,

Может быть, он кушать хочет?

3 . Курочка: ладонь немного согнуть. Указательный палец упирается в большой. Остальные пальцы накалываются друг на друга в полусогнутом положении. Наша курочка гуляла, травку свежую щипала.

  1. Практическая часть:

Педагог: Прошу всех присесть на свои места. Продолжим занятие.

    1. Задание «Птичий базар»

Педагог: Предлагаю вам, отправится на птичий базар. Ребята, вы знаете, что называют птичьим базаром? /ответы детей/

Правильно, птичий базар – это массовые колониальные гнездовья морских птиц. Каждая команда получает карточку с силуэтными изображениями различных птиц: утка, гусь, лебедь, пеликан и другие. Задание: сложить из танграмов фигурки птиц.

    1. Педагог: Ребята, отгадайте загадку:

Коллектив музыкантов, что вместе играют,

И музыку вместе они исполняют.

Бывает он струнный и духовой,

Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)

Задание «Оркестр»: в нашем оркестре из 7 танграмов сложены музыканты и их музыкальные инструменты. Прослушайте мелодии и отгадайте музыкальные инструменты.

    1. Мелодия 1 – /звук трубы/

    2. Мелодия 2 – /звук фортепиано/

    3. Мелодия 3 – /звук барабанов/

    4. М елодия 4 – /звук контрабаса/

М олодцы, вы отгадали музыкальные инструменты! Посмотрите на карточки – силуэты музыкальных инструментов и музыкантов:

  • П ианист, сидящий за роялем;

  • Пюпитр и толстый трубач;

  • Контрабас и контрабасист;

  • Пюпитр и барабанщик.

Догадайтесь, как же составлены эти силуэты и сложите их из ваших наборов «танграм». (работа в группах)

Контроль усвоения материала: опрос «Верно-неверно».
Ответьте на вопросы, используя слова «верно» или «неверно»:

  1. Танграм – это головоломка, придуманная в Индии. /Неверно/

  2. Головоломка «Танграм» древнее шахмат и более популярна, чем шахматы. /Неверно/

  3. Головоломка состоит из семи плоских фигур, складываемых в квадрат. /Верно/

  4. В Китае эта головоломка известна под названием «Танграм», что означает «семь хитроумных фигур». /Неверно/

  5. Фигура, которую требуется получить из «танграма», задается в виде силуэта или внешнего контура. /Верно/


  1. Рефлексия:

Все задания, выполненные в ходе нашего занятия, позволят вам быть успешными людьми в будущем. А свой путь к этому вы выберете сами.

  • Тот, кто ощутил на уроке радость открытий, открыл в себе новые математические и художественные способности, новую интересную математическую логическую игру - отправит свой танграм в храм открытий.

  • Тот, кто ощутил на уроке радость познания, сумел решить все примеры и задачи- отправит свой танграм в храм знаний.

  • Тот, кто ощутил на уроке радость успеха, научился составлять танграм, ощутил поддержку друга и сам смог помочь – отправит свой танграм в храм успеха.



  1. Подведение итогов занятия (1 мин.)

Молодцы ребята, сегодня на занятии вы научились конструировать новые фигуры, я увидела у всех вас желание играть в игру- головоломку «танграм», которая не только развивает ваше пространственное воображение, логическое мышление и внимательность, но также учит вас терпению и упорству в достижении цели.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!