Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «ОРЛЁНОК»
Детский сад
Конспект открытого занятия
из курса «Я и другие»
«Совместный рисунок»
Подготовила и провела:
Педагог-психолог
Петрушина А.Р.
2019 год
Тема: Развитие умения распознавать чувства другого.
( Регуляция эмоционального состояния).
Цель: Продолжить закрепление полученных навыков и умений, расширить представления участников о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения.
Задачи: - узнать как появляется настроение и каким образом мы можем это контролировать;
- развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;
- снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;
- изучение и овладение индивидуализированными приёмами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.
Принципы организации:
- принцип диалогизации взаимодействия;
- принцип самодиагностики и самоанализа.
Материалы: плакаты «Таблица чувств», листы формата А4, простые и цветные карандаши.
Приветствие.
Цель: Создать комфортную атмосферу.
- Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать! Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит с права от меня, назову его по имени и скажу, что рада его видеть. Он повернётся к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из нас не поприветствует своего соседа.
Упражнение «Моё настроение»
Цель: Учит детей определять и описывать своё настроение.
Создаётся цветопись настроения группы. Из корзинки с разноцветными лепестками, вырезанными из цветной бумаги, ребёнок выбирает себе лепесток, цвет которого наиболее подходит к его настроению. Затем лепестки собираются в общий цветок. Дети по очереди называют своё настроение и его цвет. Взрослый обобщает, какое же сегодня у группы настроение.
- Ребята, а на какое настроение похож наш цветок?
Это и есть настроение нашей группы.
3.Повторение по таблице чувств.
Цель: Учит детей определять и описывать своё настроение
- Ребята, давайте вспомним, какие чувства мы уже знаем.
( Счастье, печаль, злость и страх).
- А какого уровня проявления они бывают?
( Низкого, среднего и высокого).
4.Выполнение задания по арт-терапии «Совместный рисунок».
(рисуночная техника вариант И.Федорус)
Цель: Выразить свой внутренний мир при помощи творческого задания.
Задачи: - привить детям умение распознавать чувства другого;
- создание «зоны успеха» для детей с «особенностями развития»;
- развитие мелкой моторики и припоминания.
- Сегодня мы с вами поговорим о сказках. Вы конечно знаете очень много сказок.
- А какие из них ваши любимые ?
(Дети высказываются по кругу).
- Нарисуйте, пожалуйста, свою сказку вместе с соседом по парте на листе.
Ограничения: В процессе рисования нельзя делать друг другу замечания.
Обсуждение: Детям предлагается до следующего занятия обдумать название сказки и её содержание.
5. Дыхательное упражнение «Шар».
Цель: Овладение расслаблением при помощи дыхания.
- Ребята лягте удобно, сделайте вдох и выдох, почувствуйте всё своё тело. Представьте перед собой шар. Когда вы делаете вдох- шар подымается, а когда выдох – опускается. Дышите так, чтобы шар улетел далеко в небо.
6.Рефлексия.
Цель: Диагностическая:
- определение эмоционального состояния ребенка;
- установление социального статуса;
- фиксация уровня проявления тревожности;
проверка уровня овладения данной методикой.
- Нарисуйте, пожалуйста, цветными карандашами, шар, который вы сейчас представляли.
7. Упражнение «Угадай настроение».
Цель: Развитие понимания настроения других.
- Что нам помогает определить, какое чувство испытывает человек?
( Внешний вид, мимика, жесты…)
Сейчас мы попробуем угадать чувства, которые вы нам покажете. Для этого один из вас выйдет на середину и покажет «загаданное» чувство. А мы попытаемся отгадать.
- Дорогие друзья, спасибо, мы увидели, как вы отлично разбираетесь в чувствах других людей.
8. Подведение итогов занятия – упражнение «Моё настроение».
Цель: Профилактика эмоциональных нарушений.
Детям предлагается нарисовать или просто определить при помощи цветного лепестка настроение своего героя. Затем сравнить полученный результат со своим настроением в начале занятия.