Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
СОШ№36
Урок обучение грамоте, 1а класс.
Программа «Школа России».
Тема урока: «Буквы Щ, щ обозначающие согласный
глухой и мягкий звук [Щ]».

Учитель начальных классов : Раджабова Г.К.
Тема урока «Согласный звук и буква Щ ».
Цель урока:
-познакомить обучающихся с новым звуком, научить характеризовать звук с акустической и артикуляционной точек зрения ,учить узнавать графический образ букв, читать слоги и слова с новой буквой .
Личностные УУД :
-сохранять мотивацию к учебе, ориентировать на понимание причин успеха, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке
Метапредметные:
-уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя, проговаривать последовательнось действий на уроке, уметь высказывать свое мнение ,уметь работать по плану . ( регулятивные)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, работать в паре ,формулировать собственное мнение.
Коммуникативные УУД
- уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания ,находить ответы на вопро сы ,используя учебник, свой жизненный опыт и информацию ,полученную на уроке и во внеурочное время ,обобщать,устанавливать связи .
Тип урока:введение нового знания.
Оборудование: проектор, учебник, дидактический материал к уроку, презентация.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Снег порхает и сверкает
В золотом сиянье дня.
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег-снежок.
Начинаем наш урок.-
Как тихо падает снег, также тихо сядьте и вы.
Улыбнемся гостям и друг другу. Чудесных открытий желаю всем вам. Мы должны сделать еще одно открытие в мире букв и звуков.
Познакомиться с новым звуком и научиться читать слова с новой буквой.
На листочках нарисуйте свое настроение.
2.Актуализация знаний.
-Посмотрите сколько снежинок собралось в хоровод, как метель их закружила.
-Постарайтесь правильно разместить снежинки. Подумайте, какие снежинки лягут на красную крышу, какие на синюю, а какие на зелёную.
- Какие снежинки опустились на домик с красной крышей? (Буквы а, у, ю, я обозначают гласные звуки).
- Какие снежинки особенные? Почему? (ю, я обозначают мягкость согласных звуков, могут обозначать два звука).
- Какие снежинки упадут на домик с синей крышей? (ж, ш, всегда обозначают твёрдые согласные звуки).
- Какие снежинки упадут на зелёную крышу? (й, ч обозначают всегда твёрдые согласные звуки).
Какие знания потребовались вам для того ,чтобы выполнить это задание? Кому было просто ,поставьте + , а те ребята ,кто сомневался , поставьте ! знак. Посоветуйте другу ,что нужно повторить . (Слайд )
3. Сообщение темы урока.
Зима – любимое время года. Кто любит зиму? Почему? (Слайд)
Приятно прогуляться на свежем воздухе . Дышим полной грудью. Вдруг подул слабый ветерок. (Вдох-выдох) .Усилился. Сдуваем снежинки с рукавичек. Наши руки замерзли ,согреем их дыханием.
Мы сегодня пойдем на зимнюю рыбалку. Рыбки наловим , с новым звуком познакомимся ,читать слова с новой буквой научимся.
Кто из вас был на рыбалке? Кого называют рыболовом? Что нужно знать рыбаку? Что возьмем с собой? Первое правило рыбной ловли –не шуметь . (слайд)
Сделаем прорубь. Закинем удочку. Попробуем поймать первую рыбку. Изобразите рыбаков.
Посмотрите ,что-то попалось на крючок . Что это такое? (Схема слова)
Что можете рассказать про слово?( В нем 2 слога , 2 гласных звука, 2 согласных звука, первый звук мягкий согласный, второй звук ударный гласный ,третий звук твердый согласный ,четвертый безударный гласный. )
Отгадайте загадку и узнаете что это за слово.
В реке обитает,
Хвостом виляет,
Зубаста, но не лает.
Кто это? Щука (слайд)
Как вы догадались? Кто видел щуку? Расскажите о ней. А откуда вы узнали эти сведения?
Щука – хищная рыба. Она живет в реке ,в озере ,в пруду. Питается она мелкой рыбешкой ,может стащить птенчика ,подкараулить мышку. Щука –всеядна. Она может весить до 16 кг. Рыба очень хитрая .
Итак, посмотрим на схему. Проверим , подходит ли звуковая схема к слову.
Сейчас вы будете проговаривать слово щука и бросать звуки ладошками мне. Я их буду ловить и проговаривать. Назовите те звуки, которые вам знакомы. С каким звуком мы еще не работали? Со звуком Щ ,а где он стоит в слове? (в начале) Проговорим его ,посмотрите на соседа .
Давайте исследуем новый звук.
Будем работать в парах. Вам нужно ответить на 3 вопроса. Прочитаем их в Азбуке . Отвечаем с доказательствами. Сделаем вывод.
Начнете говорить со слов : «Я знаю о звуке Щ» .(Звук согласный ,шипящий, глухой, мягкий. ))
Итак. С каким звуком мы познакомились ? Кому было просто и интересно? Кто сомневался ,узнавая новое ?
Подошла схема ?
Что мы делали ,чтобы выяснить это?( Проговаривали слово.)
4.Физкультминутка.
Мы подойдем поближе к лунке . Примите позу рыбака ,насадите на крючок червячка.
Если вы услышите звук щ , вы прямо ,а если нет , то покачаете головой.
(Шелк, шептать, щекотать, цапля, Щелкунчик, шоколад, щепка, щавель) Придумайте свои слова.
Мы с вами этот звук можем увидеть?
5.Знакомство с написанием новой буквы.
Нам потребуется буква.
На что она похожа? Изобразите ее. Посмотрите , она пришла к вам в гости. Кто знал эту букву ,а кто только познакомился?
А кто помнит цель нашего урока? (Познакомиться со звуком , с буквой. А еще наловить рыбы. )
6. Чтение слогов и слов с новой буквой.
Смотрите на снегу написаны какие-то знаки .Что это такое? (слайд )
Слоги.
Придумайте с ними задание. (Прочитать .)
Что вы можете сказать про слоги Щу , Ща ?
Посмотрите ,что-то попалось на крючок. На крючок попалась скороговорка. Прочитайте ее в учебнике. (Работаем в паре). Читаем плавно , быстро. Оцените работу товарища.
Наша задача – научиться читать слова.
7.Работа с учебником.
Работаем со словами. Найдите слово щука в учебнике.
Прочитайте слова жужжащим чтением, по слогам , целыми словами.
Работа над лексическим значением слов.
Про щуку сложено немало сказок. Посмотрите на рисунок .
Кого вы видите?( Емеля поймал щуку. )Какое желание было у Емели? Сбылась его мечта ?
КАК раньше носили воду ? Как попадает вода в дом ? Верно по водопроводу. Откуда вы знаете ? Что значит выражение « По щучьему велению ,по моему хотению. »
Емеля просит нас прочитать стихотворение автора Виеру.
Что проглотила щука? Читаем по ролям.
(Проводим конкурс чтецов. Оцениваем. )
Чтение стихотворения про щетки С . Маршака. Работа над многозначностью слова.
А что –то еще на удочке . Задание для самых умненьких. Составить слова.
Оньку, касьра, щел .
8.Итог урока .Рефлексия.
Закончился наш урок. По вашему мнению мы справились с тем что запланировали?
Рыбалка тоже закончилась . Посчитайте сколько рыбы вы наловили. .Если вы считаете ,что вы запомнили все ,умеете отвечать на уроке ,успевали за классом ,положите рыбку в синее ведро , а если вам было немного сложно положите рыбку в красное ведро.
Где можно будет применить наши знания ?
Нарисуйте свое настроение в конце урока.
У кого произошли изменения? ( Просмотрим клип. )
9. Домашнее задание
Рассказать случай из жизни о рыбалке. Прочитать дополнительную литературу о рыбах . Подобрать слова на букву щ .