Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
МР «Табасаранский район»
с. Хучни
Конспект открытого занятия
на тему:
«Табасаранские ковры»
Методист МКУ ДО «Дом детского творчества»: Гаджиева Рабият Эседовна
Хучни-2019
Тема: " Табасаранские ковры ".
Цель:
Познакомить детей с традиционным народным художественным промыслом Дагестана - ручным ковроткачеством.
Обучающие задачи:
Продолжать знакомство с Табасаранским ковроткачеством. Познакомить с инструментами необходимыми, для ковроделия. Закрепить знание основных элементов узора, умение самостоятельно составлять узор ковра, передавать характерные элементы дагестанского орнамента и цветовую гамму с помощью разнообразного материала.
Развивающие задачи:
Развивать наблюдательность, творческую способность и эстетическому восприятию окружающего. Познакомить с новыми приемами нетрадиционного рисования (пластилинография, ниткография, аппликация ткани на ткань). Укреплять познавательные интересы детей к труду народных мастеров.
Воспитательные:
Воспитывать у детей чувство причастности к культуре народов Дагестана. Воспитывать у детей уважение к традициям и обычаям разных народов Дагестана.
Предварительная работа :
Рассматривание образцов узоров, беседы о труде мастеров ДПИ, дидактические игры "Укрась ковер, "Дорисуй элемент узора", "Составь орнамент", экскурсия в музей Изобразительных искусств.
Материал:
Нарезанные нитки разного цвета, полоски цветного картона, клей, ножницы, салфетки, бумага разных размеров с дырочками для бахрома -основа для эскизов ковров.
Оформление зала:
Выставка из изделий ДПИ Дагестана, небольшой ковроткацский станок, необходимые инструменты для ковровшицы -колотушка, ножницы, специальный нож крючок, небольшие коврики.
Ход занятия:
Дети заходят в зал: - Ассаламу алейкум! Здравствуйте!
Педагог - " На берегу Каспийского моря, на орлиных крыльях тысячелетних гор живут и трудятся народы Дагестана, говорящие более чем на тридцати языках " - писал о своей родине великий народный поэт Дагестана Расул Гамзатов. Дагестан - край удивительной красоты, родина мудрых и трудолюбивых людей. Здесь издавна получили свое развитие самые различные виды ремесла: художественная обработка металла, резьба по дереву и камню, гончарное производство, ковроделие.
Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Дагестан - страна гор, а на склонах гор лепятся аулы. Каждый аул чем- нибудь да славен. Об этом так красиво писал Расул Гамзатов:
Дети читают стихи:
Кубачи -златокузнецами.
Тайну Кубачинского искусства не ищите в нитках серебра.
Носят тайну этого искусства в сердце кубачинцы - мастера.
Аул Балхар - гончарным мастерством.
Самые прекрасные кувшины делают из обычной глины,
Так же, как прекрасный стих создают из слов простых.
Табасаран славен ковроткачеством.
Девушки -табасаранки струны ниток разноцветных
Пальцами перебирают, словно музыку играют.
Переливы звуков этих ты увидишь на паркете,
На стенах внутри домов всюду музыка ковров.
Ребята, сегодня я предлагаю вам пойти в гости к мастерице - ковровщице, которая расскажет нам много интересного о коврах, хотите?
Мастерица предлагает детям сесть на ковер, и погладить его ладошками, затем проводит беседу, где она коротко рассказывает о ковровом искусстве Дагестана.
Предлагает поиграть в игру " Лето - зима", где дети расставляют цветы теплых и холодных тонов (закрепление теплых и холодных цветов).
(получение дополнительных цветов путем смешивания главных -красного цвета, синего и желтого).
Предлагает помочь ей покрасить нитку. Дети проходят к уже готовым столам, где расставлены стаканчики с водой, краски и кисточки.
Дети смешивая краски получают те цвета, которые говорит мастерица.
Затем дети помогают мастерице сделать эскизы ковров. Дети садятся за столы и начинают делать эскизы. За одним столом рисуют карандашами, за другим столом рисуют пластилином, за третьим столом ниткой.
Дети выполняют работу самостоятельно, под музыку.
Педагог: - Ребята кто закончил работу уберите свое рабочее место.
Подводиться итог занятия.
Была проведена огромная работа, изучена множество техник выполнения данной работы, и детям было очень интересно.
Спасибо за внимание.