Конспект открытого занятия
по познавательному развитию
«Необычное путешествие
к самому себе»
в подготовительной группе
Подготовила: Салахова И.Х.
(слайд 2) Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации.
Задачи:
Образовательные задачи: формировать представления о здоровье, здоровом образе жизни и органах чувств; Закреплять представление детей о частях тела человека.
Развивающие задачи: развивать восприятие; развивать произвольное внимание; развивать мыслительные процессы; развивать речь и коммуникативные навыки. Развивать моторику.
Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к состоянию своего здоровья и здоровья окружающих.
Оборудование к занятию:
Плакат «Части тела человека»;
мнемотаблицы (орган зрения, орган слуха, орган обоняния, орган вкуса, орган осязания);
Аудиозапись «Звуки леса»;
баночки с продуктами для определения запаха (чеснок, апельсин, шоколад, цветы;
овощи и фрукты на шпажках для определения вкуса продуктов;
содержание мешочка для осязания – вата, камень, шишка, ракушка, квадрат, круг, треугольник (из дерева и пластмассы), клубочек, кубик, конфета, параллон.
Методы и приёмы : беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра, логические рассуждения, триз -“хорошо, плохо.
Ход ООД
Воспитатель: Ребята, как много к нам пришло гостей.
Скажите - здравствуйте им скорей.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Пожелаем им здоровья, удачи и терпенья.
И пусть всегда будет у них хорошее настроение.
Воспитатель:
(слайд 3) Настрой на занятие.
А теперь мы скажем утреннее приветствие:
Мы все дружные ребята,
Мы ребята – дошколята.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Никого не обижаем.
Как заботиться – мы знаем.
Пусть всем будет хорошо
Будет радостно, светло!(Сдувают свое радостное настроение ,гостям)
Воспитатель:
Ребята, вы любите путешествовать?
Я хочу пригласить вас в необыкновенное путешествие в страну наших чувств.
И мы с вами попадем в Институт Здоровья Человека. (слайд 4)
Путь не близкий на чем, как вы думаете, мы сможем туда попасть, какой транспорт выберем. (ответы детей).
Хорошо ребята, с транспортом вы определились, но есть важное условие: мы должны попасть и в институт все одновременно.
Закрываем глазки и мысленно отправляемся в путь
Ход занятия.
Лаборатория «Мое тело»(слайд 5).
Сейчас мы с вами попали в лабораторию «Мое тело»
Я предлагаю вам поиграть в такую же игру. (слайд 6)
(дети повторяют текст и показывают то, о чем говорят)
Головушка-соловушка (гладят голову)
Глазки-подсказки (смотрят по сторонам)
Реснички-сестрички (моргают глазками)
Носик – курносик (закрывают глаза и попадают пальчиком в кончик своего носа)
Щечки – комочки (мнут пальчиками щечки, трут их тихонько ладошками)
Губки-трубочки (вытягивают губы трубочкой)
Зубочки-дубочки (стучат зубами)
Ушки- подслушки (трут тихонько пальчиками ушки)
Плечики –кузнечики (дергают плечиками вверх-вниз)
Ручки-хватушки (хватают вокруг себя)
Пальчики-мальчики (сжимают-разжимают пальцы)
Спинка- тростинка (вытягивают спинку)
Пузик-арбузик (гладят живот)
Коленочки- поленочки (поочередно сгибают ноги в коленях)
Ножки – сапожки (топают ногами)
Мы с вами поиграли, а теперь вам предстоит выполнить первое задание в нашем институте.
(слайд 7) Нужно правильно назвать и показать все части тела человека, я даже не сомневаюсь, что вы справитесь.( выходите по очереди. Начинаем называть части тела снизу вверх)
Поселок «Зоркий» (Слайд 8)
Какие молодцы, а сейчас я вас приглашаю в лабораторию, которая находится в поселке «Зоркий», а что изучают в этой лаборатории вы узнаете, когда отгадаете загадку
Загадка
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
– Да, в этой лаборатории изучают зрение. Глаза – это один из ценнейших органов чувств человека. Для чего людям нужны глаза? (Ответы детей.) Мнемотаблица (орган зрения) (слайд 9)
Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. И я сейчас проверю, как вы бережете свои глазки. Будьте внимательны! Начинаем! (слайд 10)
Глаза грязными руками тереть можно.
Чтобы лучше видеть, нужно близко смотреть телевизор.
Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей.
Если вдруг глаз зачесался – можно почесать и карандашом.
Глаза тренировать не нужно, мышцы глаз и так крепкие.
Нужно гулять на свежем воздухе.
Правильно книжку читать лежа, так удобнее.
Ребята, вы были внимательны и знаете, как беречь свое зрение. Слайд 11
Ребята, вы наверное устали? Давайте немного отдохнем.
Физминутка «Изучаем наше тело». Слайд 12.
Раз, два, три, четыре, пять – тело будем изучать! (дети шагают по кругу, останавливаются)
Вот спина, а вот животик (показывают обеими руками спину, затем живот),
Ножки (топают ножками),
Ручки (протягивают руки вперед и вращают кистями),
Глазки (указательными пальцами обеих рук показывают глаза),
Ротик (указательным пальцем правой руки показывают на рот),
Носик (указательным пальцем правой руки показывают на нос),
Ушки (указательными пальцами обеих рук показывают на уши),
Голова (кладут руки на голову),
Покачать успел едва (качают головой из стороны в сторону),
Шея крутит головой (обхватили шею ладонями),
Ох, устала ой-ой-ой!
Лоб (пальцами обеих рук гладят лоб от середины к вискам),
И брови (указательными пальцами проводят по бровям от середины к вискам),
Вот реснички (указательными пальцами показывают реснички),
Запорхали, словно птички (дети моргают глазами),
Розовые щечки (ладонями гладят щеки в направлении от носа к ушам),
Подбородок кочкой (заканчивают начатое движение на подбородке),
Волосы густые (пальцами обеих рук, как гребнем расчесывают волосы),
Как травы луговые.
Плечи (дотрагиваются правой кистью до правого плеча, а левой до левого),
Локти (не убирая рук с плеч, выставляют вперед локти),
И колени (слегка наклоняются и хлопают по коленям),
У меня, Сережи, Лены (выпрямляются и разводят руки в стороны, жестом показывая на других детей).
Поляна Слухачей (включается тихая музыка) (слайд 13)
Дорогие мои, а сейчас мы попали на необычную поляну. Дети, что вы слышите (Ответы детей). Я вижу у вас у всех хороший слух, молодцы. Вы услышали много разных звуков и правильно определили их. Так вот ребята здесь находится лаборатория, в которой изучают, как вы уже догадались, что (Органы слуха). Ребята, а что относится к органам слуха – Уши (мнемотаблица) (слайд 14)
Молодцы и о слухе вы многое знаете.
Долина запахов (слайд 15)
Наше путешествие продолжается, и я вас приглашаю в долину запахов, а что здесь изучают, вы узнаете, отгадав загадку:
Вот гора, а у горы две глубокие норы,
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос)
– А для чего человеку нос? (Ответы детей.) Рассказы по таблице.
– Молодцы, а к каким органам чувств относится нос (Обоняние). (слайд 16, 17) Правильно ребята. В этой лаборатории вам предстоит выполнить сложное задание и поэтому, чтобы ваши носы хорошо дышали, я предлагаю вам выполнить дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика (слайд 18)
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим.
Ну что, все готовы к прохождению испытания. (Да)
Тогда начинаем.
“Узнай по запаху” (слайд 19)
Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон
( Будем работать в парах)
Молодцы все справились с заданием.
А мы продолжаем с вами путешествие в страну наших органов чувств.
Лаборатория «Море вкусов» (слайд 20)
Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)
А что нам помогает определить вкус продукта – язык. Правильно, мы с вами попали в лабораторию, где изучают какие органы, подскажите мне – органы вкуса. Правильно. А что вы можете рассказать об этом органе чувств. Мнемотаблица. (слайд 21)
Скажите, что бывает сладким (горьким, кислым, соленым? (Ответы детей.)
Ребят, за время нашего путешествия, вы, наверное, проголодались. И я вас предлагаю поиграть «во вкусную игру.»
“Определи на вкус”(слайд 22)
Дети определяют на вкус разные продукты на шпажках: яблоко, банан, морковь и т. д. и рассказывают о своих вкусовых ощущениях.
Ну что, ребята, подкрепились? Продолжим наше путешествие?
«Волшебство осязания» (слайд 23)
Мы с вами оказались в последней лаборатории. Здесь я вас познакомлю с органами чувств, которые отвечают за осязание. Это ребята – Кожа. Мнемотаблица. (слайд 24)
Ребята давайте немного отдохнем и потренируем наши пальцы.
(слайд 25)
Апельсин
Мы делили апельсин.
(дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас,
(показывают 10 пальцев)
А он один.
(показывают 1 палец)
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
(загибают по одному пальчику на каждую строчку)
А для волка – кожура.
(бросательные движения правой рукой)
Он сердит на нас – беда!!!
(сжимают кулаки и прижимают их к груди)
Разбегайтесь – кто куда!!!
(«бегут» пальцами по столу)
Пальцы мы потренировали, теперь давайте проверим, сможете ли вы, используя пальцы ваших рук, узнать, что находится в мешочке.
Проводится игра: «Что нашел-назови». (слайд 26)
Молодцы!
Ребята, наше путешествие по Институту Здоровья подошло к концу и мне хотелось бы узнать вам понравилось путешествовать? А что именно понравилось? (Ответы детей)
Спасибо вам, что вы пришли и показали свои знания и теперь вы знаете, что у человека есть 5 органов чувств- глаза, язык, уши, нос и кожа. (слайд 27)
(На схеме выставляются органы чувств)
(слайд 28)
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланья:
Передают друг другу мягкую игрушку с пожеланиями (здоровья и т. п.)
А теперь пора нам возвращаться в свой детский сад.
(слайд 29)