Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества»
Первомайского района Тамбовской области
Конспект открытого занятия
«Ознакомление с новым видом деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сувенир»
(декоративно-прикладное творчество)
Автор: Новикова Т.И.
педагог дополнительного образования
р.п Первомайский, 2021г.
Тема занятия: «Покорители космоса».
Цель: изготовление художественных изделий в технике «кинусайга».
Задачи:
Образовательные:
знакомство учащихся с особенностями техники «кинусайга», технологией работы в данном направлении;
обобщение знаний детей о космосе, первых покорителях звездного пространства.
Развивающие:
развитие интереса учащихся к занятиям декоративно-прикладным творчеством;
развитие коммуникативной активности учащихся;
развитие мышления, воображения, эмоциональной сферы, наблюдательности, любознательности.
Воспитательные:
содействие воспитанию патриотизма;
воспитание аккуратности, трудолюбия;
формирование положительных эмоций, связанных с новыми впечатлениями.
Численность учащихся - 8 человек.
Возраст детей - 8-9 лет.
Продолжительность занятия - 30 минут.
Тип занятия: изучение нового материала.
Форма занятия: занятие-путешествие.
Методы обучения: словесные методы обучения, наглядный метод, практическая работа.
Используемые технологии: игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, обучающие технологии, проблемное обучение.
Технические средства обучения: мультимедийное оборудование.
Электронные ресурсы: компьютерная презентация, видеоролик о космосе, музыкальное сопровождение.
Материалы для практической работы: готовое изделие – образец, пенопластовая основа для композиции, лоскутки тканей, ножницы, клей карандаш, стеки или пилочки.
План проведения занятия:
1.Организационный момент – приветствие, знакомство, сообщение темы, (5 минут);
2.Основная часть – теоретические и практические формы и методы проведения (20 минут);
3.Заключительная часть - итоги, формы и методы подведения итогов (5 минут).
Ход занятия:
Организационный момент. Приветствие. Сообщение цели занятия.
Добрый день! Я очень рада видеть вас на занятии. И предлагаю начать его с игры-приветствия. Я скажу слова «Добрый день…» и назову кого-то из вашей группы. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие. Попробуем?
Добрый день всем девочкам!
Добрый день всем мальчикам!
Добрый день всем тем, у кого хорошее настроение!
Добрый день всем, кто сегодня будет стараться хорошо работать на занятии!
Я рада, что нашу встречу мы начинаем с отличного настроения!
Улыбнитесь! Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь мне! А я улыбнусь вам.
Меня зовут Татьяна Ивановна. Я руководитель творческого объединения «Сувенир», в котором учащиеся осваивают различные виды декоративно-прикладного творчества. И сегодня я познакомлю вас с одним из них.
Цель нашего занятия: изготовление художественных изделий в технике кинусайга.
Основная часть.
Ребята, занятие у нас будет необычное.
Мы отправимся в путешествие. Но сначала давайте немного пофантазируем! Закроем глаза и представим себе ночное небо (звучит космическая музыка).
Бесчисленное количество звезд поражает нас своим сиянием. А вот и желтоглазая Луна. Ребята, кажется, звезда упала с небосклона. Можно загадать желание. Загадайте…
Открываем глаза. Смотрите, произошло небольшое чудо, к каждому из вас упала звездочка, которую только что вы представляли себе, и теперь эта звезда будет приносить вам удачу!
Космос-это интересно, необычно, загадочно. А наша страна имеет особое отношение к этой теме: первый спутник, Белка и Стрелка и, конечно же, первый человек, покоривший космос, первая женщина-космонавт!
Ребята, а вы хотите полететь в космос?
Чтобы побывать в космическом пространстве, надо быть сильными, смелыми, ловкими и находчивыми. Готовы ли вы пройти испытание? Я предлагаю вам проверить свои знания о космосе, ответив на вопросы викторины «Покорители космоса». Я уверена, что вы найдете ответы на все вопросы.
Для этого мы разделились на 2 команды - два космических экипажа и выбрали капитана. За каждый правильный ответ будет выдаваться жетон. В конце викторины мы посчитаем их и определим победителя.
Приступаем! (работа с интерактивной викториной)
Вопросы викторины:
Какой прибор используется для исследования звездного неба? (телескоп);
Какие планеты вы знаете?
Как звали первого космонавта, облетевшего Землю? (Ю.А.Гагарин);
Назовите дату полета в космос первого в мире космонавта? (12.04.1961);
Как называется место, с которого запускаются ракеты? (космодром);
Благодаря каким животным, стал возможен полет человека в космос? (собаки Белка и Стрелка);
Назовите имя первой в мире женщины, полетевшей в космос? (Валентина Терешкова);
Назовите имя главного конструктора, создавшего многие космические корабли нашей страны? (Сергей Королев);
Молодцы! Хорошо отвечали на вопросы. Посчитайте количество жетонов. Победила дружба.
Может кто-то захочет стать космонавтом или космическим исследователем и ученым. Но это будет потом, в недалеком будущем, а сейчас мы с вами на время превратимся в конструкторов. Я предлагаю вам сконструировать ракету и костюм космонавта в технике кинусайга.
Кинусайга - это создание художественных изделий из разноцветных кусочков ткани. Дословный перевод слова «кинусайга» - разноцветные картины из шелка. Искусство это древнее, пришло к нам из Японии. В этой стране с трепетом относятся к традиционной одежде – кимоно. Его шьют из дорогих тканей, носят очень бережно. А когда оно станет совсем не пригодным, его… нет, не выбрасывают, а дают ему вторую жизнь, используя для создания удивительных картин – кинусайга.
Прошло много-много лет. Техника была забыта. Но сегодня российские мастерицы, которыми богата наша страна, возродили интерес к данному творчеству и превратили его в настоящее искусство. И внесли некоторые изменения. Мы можем создавать не только настенные панно, но и украшать шкатулки, коробочки, изготавливать елочные игрушки, пасхальные сувениры.
Для работы нам необходимы: пенопласт, в качестве основы, лоскутки тканей различных цветов, канцелярский нож, ножницы, пилочка или стек. Названные мной инструменты – это колюще-режущие предметы, поэтому вы не должны забывать о правилах ТБ во время работы и использовать их только по назначению.
Начинается работа с выбора рисунка. В нашем случае это ракета и космонавт. При помощи копировальной бумаги рисунок переводится на пенопласт. Изображение должно состоять из отдельных фрагментов, как мозаика или пазл. Проходим ножом по контуру рисунка, делая углубления на 2-3 мм. Приготовим лоскутки, соответствующие деталям рисунка с припуском в 1 см. Заправляем ткань в прорези в пенопласте при помощи пилочки. И так заполняем каждую деталь.
Готовы попробовать?
Динамическая пауза. Но сначала немного отдохнем и проведем динамическую паузу. Выходите из-за парт. Повторяем движения за мной.
Завести моторы (вращение рук перед грудью)
Соединить контакты (кончики пальцев)
Приготовиться к запуску (присесть)
Пуск (Резко подпрыгнуть и руки вверх).
Присаживаетесь, и продолжим работу. Учащиеся творческого объединения «Сувенир» решили помочь и оформили для вас заготовки в виде звездного неба. Ваша задача сконструировать ракету и космонавта в технике кинусайга.
В файлах для вас подготовлены лоскутки тканей, соответствующих фрагментам изображения. Они подписаны. Вам нужно найти соответствие ткани фрагменту изображения и собрать как мозаику ракету и космонавта.
Сделали? Давайте проверим все ли правильно? Молодцы! Отлично! А теперь с помощью пилочки заправляем ткань в прорези на пенопласте. Сильно не надавливая. Каждый участник команды по фрагменту. Молодцы! Здорово у вас все получается.
Выполнение практической работы. Помощь педагога.
Заключительная часть.
Итак, ребята вы завершили работу. У вас получились просто замечательные художественные изделия: ракета и космонавт.
Вам понравилось работать в технике кинусайга?
А скажите мне, пожалуйста, как переводится слово кинусайга?
Какие материалы и инструменты вы использовали в работе? А сейчас я попрошу команды представить свои работы, несколько предложений о ракете и космонавте. Молодцы!
Вы сегодня просто отлично поработали и заслужили звание юных космонавтов. Я хочу вручить вам дипломы об успешном прохождении всех испытаний.
Итак, ракета построена, космонавт готов к полету! Мы можем отправляться в космическое путешествие. На старт! Внимание! И как сказал Ю.А. Гагарин: «Поехали».
Литература:
Бурлака Е.А., Пэчворк без иглы. АСТ-Пресс: Серебряная библиотека увлечений, 2015г, 80с, ил;
Чернякова В.И., Технологии обработки ткани. – Просвещение, 2001г.,
Элькин Г.Н., Детям о космосе и космонавтах. – Изд-во Паритет, 2016г, 96 с, ил.