СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию для старшей группы на тему :"Свойства воды. Круговорот воды в природе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие посвящено экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию для старшей группы на тему :"Свойства воды. Круговорот воды в природе"»

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе
на тему: «Свойства воды. Круговорот воды в природе»


Программное содержание:

1. Образовательные задачи:

Закрепить знание:

- об основных свойствах воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса, формы, жидкая - жидкость (льётся), может иметь разное состояние; лёд (твердое состояние воды);

-о значении воды в жизни людей и животных;

- об использовании воды человеком, необходимо её экономить. 

Познакомить детей:

- с круговоротом воды в природе. 

- с глобусом, как моделью Земли.

Практиковать:

- составление сложноподчиненных предложений;

- координацию движений с речью.

2. Развивающие задачи:

- развивать желание отвечать целым предложением;

- развивать логическое мышление, произвольную память, внимание; 

- развивать умение анализировать и делать выводы, самостоятельно добывать знания;

- развивать общую и мелкую моторику.

3. Воспитательные задачи:

- воспитывать осознанное, бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу;

- умение работать в минигруппах, в коллективе. 
Словарная работа: жидкость, свойства, состояние воды, фильтр, круговорот воды в природе.

Оборудование:  глобус, картинки-символы о свойствах воды, фартушки по количеству детей, емкость с горячей водой, зеркало, соль, сахар, лимонная кислота, стаканчики с водой, одноразовые ложки, стаканы-фильтры, миски с водой, камень, пластиковая игрушка, песок, монета, бумажная салфетка, трубочки для сока, значки улыбающиеся и грустные, значки для детей, мультфильм про круговорот воды в природе, телевизор, 2 стакана, подкрашенная вода, подсолнечное масло.


Ход занятия:

Орг момент

- Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

- А сейчас предлагаю вам начать наше занятие. Для этого нам нужно пройти на ковер.

- Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.


Игра «Приветствие»

Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся — 
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!!!


Основная часть занятия

- Ребята, посмотрите, на полу у нас какие-то мокрые следы, кто к нам приходил. Пойдём по этим следам и увидим (дети находят посылку). Нам прислали посылку, а кто не понятно. Что же здесь написано.

Посылка от Волшебницы воды, достаю из посылки записку, зачитываю «Здравствуйте, ребята! совсем заскучала я в своем водяном царстве. Так хочется повеселиться, поговорить. Вот и решила пригласить вас со мной в путешествие. Посылаю вам в подарок чудесный предмет, который станет волшебным, если вы отгадаете что это. Он нам поможет, и я вас увижу и услышу через него». 

- Ребята, посмотрите здесь какой-то предмет. Кто знает что это?

- Это глобус – маленькое изображение нашей Земля.

- Посмотрим на Землю. Если ее быстро вращать, то она покажется одноцветной – какой? (голубой).

-А почему? Этой краски на глобусе больше, чем зеленой, коричневой, белой. Что на глобусе обозначает голубой цвет? Правильно, это вода. На нашей планете 4 океана, 30 морей и множество рек, озер. Нашу планету еще называют “Голубая планета”.

- Волшебница вода предлагает отправиться в путешествие с капелькой – помощницей Волшебницы воды и хочет, чтобы мы вспомнили сегодня все, что уже говорили о ней. Волшебница вода будет так рада если увидит, как много мы знаем о нем о ней и никогда грустить больше не будет.


Игра с мячом «На вопросы отвечай»

- Ребята, а скажите какую воду называют пресной? (несоленую)

- Где мы можем взять пресную воду? (из рек, озер)

- А какой воды больше: пресной или соленой? (соленой, потому что объем воды в реках меньше, чем в океанах и морях)

- Как мы используем воду? (Пьем, чистим зубы, умываемся, стираем, моем полы, готовим еду и так далее).


Словесная игра «Для чего нужна вода?»

- Ребята, в нашей посылке кажется есть еще что-то (достаю картинки). Ага, я кажется догадалась, это Волшебница вода решила нас проверить, она хочет услышать, что мы знаем о ней.

Давайте вспомним, для чего нам нужна вода? 

Вода нужна не только человеку, но и….. животным, и растениям.

Вода не только «поит», она еще и кормит – в морях и океанах обитают.. рыбы.

Вода помогает людям «добывать» электрический …ток.

А еще вода – самая удобная дорога. По ней плывут …лодки, теплоходы, яхты, корабли, которые везут груз или пассажиров.

Без воды не приготовить… пищи, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства. 


Стих с движениями:

Давайте расскажем стихотворение про воду:

Вы слыхали о воде?

«Прислушиваемся», рука возле уха

Говорят, она везде! 

Разводим руки в стороны

В луже, в море, в океане

Руками показываем маленький круг, побольше и руки в стороны

и в водопроводном кране, 

Соединить большой, указательный и средний палец вместе,

«капаем» в ладошку

Как сосулька замерзает,

Соединяем ладошки «домиком» над головой

в лес туманом заползает,

Пальцы расставляем в стороны и поднимаем руки вверх,

слегка дрожа ими

На плите у нас кипит,

Прямой рукой провести линию в воздухе

паром чайника шипит. 

Глубоко вдыхаем носом, на выдохе говорим «ш-ш-ш».

Без нее нам не умыться,

не наесться, не напиться. 

Имитируем движения

Смею вам я доложить:

без нее нам не прожить. 

Указательным пальцем «грозим».


- Смотрите, тут еще какие-то непонятные знаки.. Это же свойства воды. 

НА ДОСКЕ ЗНАКИ ПРО СВОЙСТВА ВОДЫ

Мы на прошлых занятиях говорили о том, что:

- вода это..жидкость, у которой нет… запаха, цвета и вкуса.

- у воды нет формы, она принимает форму.. сосуда в котором находится.

- она может быть в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, т.е. паром.  




Д/и «Разная вода»

- Сейчас поиграем в игру. Я буду называть вам агрегатное состояние воды, а вы мне в ответ, где можно его встретить.

Твердое состояние: лед, снег, иней, град.

Жидкое состояние: река, озеро, море, ручей, дождь.

Газообразное: пар, туман, облака.


- А как же вода не исчезает, ведь люди используют её везде, а она не заканчивается? Почему это происходит?

- Ребята! Разные свойства воды позволяют воде путешествовать. Поэтому вода не исчезает. Волшебница вода приготовила нам небольшой мультфильм, давайте его посмотрим.

Просмотр мультфильма про круговорот воды.

- Итак, о чем был этот мультфильм? Правильно, о том, какой путь совершает вода, чтобы никогда не заканчиваться. Но мне бы хотелось проверить это опытным путем, как ученые.. а где ученые проводят опыты?

- В лаборатории.

- Чтобы проверить свойство воды испаряться, давайте и мы отправимся в лаборатории. Но превратиться в ученых-исследователей могут только те, кто знает волшебные слова:

Науку я люблю,

Жить без нее я не могу.

Она везде, она вокруг,

Она наш самый нужный друг.

Надеваем фартушки.

Познавательно- исследовательская деятельность детей

ОПЫТ 1

Опыт с горячей водой и зеркалом:

Давайте проверим, правда ли горячая вода испаряется если сталкивается с холодным предметом. У меня есть горячая вода и зеркало. Я поднесу его к воде.

ВЫВОД: От сильного нагрева горячая вода превращается в пар и её капли собираются на поверхности стекла, остывают и превращаются в капли, которые потом опять стекают вниз.

Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река,
Река полноводно бежит на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.

Моря пополняют запас океана:
Сгущается влага над ним как сметана,
Она поднимается выше… Пока
Не превращается в облака.

А облака, пролетая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Снега превратятся весной в ручейки,
Ручьи побегут до ближайшей реки…

Все это и зовут в народе:
КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

Андрей Усачёв

- А теперь давайте узнаем другие свойства воды.

ОПЫТ 2

- А сейчас в стакан с водой положим вещества, которые у вас в стаканчиках. Давайте посмотрим, что получилось. 
ВЫВОД ДЕТЕЙ: ВОДА МОЖЕТ РАСТВОРЯТЬ НЕКОТОРЫЕ ВЕЩЕСТВА И МЕНЯТЬ СВОЙ ВКУС.

ОПЫТ 3

- Давайте попробуем опустить в стакан с водой монетку, пластиковую крышку, камень, бумагу.

- Все то, что утонуло – это предметы тяжелее воды, а что плавает- легче.

ВЫВОД: В ВОДЕ НЕКОТОРЫЕ ПРЕДМЕТЫ НЕ РАСТВОРЯЮТСЯ, А ТОНУТ, А НЕКОТОРЫЕ ПЛАВАЮТ НА ПОВЕРХНОСТИ.


Дыхательная гимнастика «ПОДУЙ В СТАКАН»

- А что тяжелее воздух или вода?

ВЫВОД: ВОЗДУХ ЛЕГЧЕ ВОДЫ.


Опыты с плотностью

Опыт 1

Наливаем в стакан подкрашенную воду, затем сверху тонкой струйкой вливаем масло.

ВЫВОД: МАСЛО ИМЕЕТ МЕНЬШУЮ ПЛОТНОСТЬ, ЧЕМ ВОДА.


Опыт 2

В подкрашенную в разный цвет воду добавить сахар: в 1 стакан – 3 ст.л., во 2 – 1 ст.л., в 3 – не добавлять сахар.

Налить в прозрачный стакан воду из 1 стакана, затем из шприца тонкой струйкой наливаем воду из 2 стакана, затем таким же способом из третьего стакана.

ВЫВОД: ЖИДКОСТИ ИМЕЮТ РАЗНУЮ ПЛОТНОСТЬ, ЧЕМ БОЛЬШЕ САХАР В ВОДЕ – ТЕМ ОНА ИМЕЕТ БОЛЬШУЮ ПЛОТНОСТЬ.


Физкультминутка «Танец капельки» (видео)


ОПЫТ 4

- Мы с вами пьем воду, которая поступает к нам из рек, потому что мы пьем пресную воду, но получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому её надо экономить, беречь, хорошо закрывать кран, чтобы она зря не утекала.

Сейчас давайте мы с вами попробуем очистить воду. У нас есть вот такие фильтры. Это марля, которая имеет маленькие дырочки, через которые протечет воды, а мусор задержится.

Дети «фильтруют» воду переливая из одного стакана в другой через фильтр.


Итог занятия

Игра «Согласен - не согласен». 

- Мы с вами как настоящие ученые, исследователи, узнали все основные свойства воды, её значение для человека и животных. А теперь нужно пройти специальную игру-тест, пройдя которую, вы получите награду от Волшебницы воды.

- Я буду произносить фразу. Если вы согласны – поднимите улыбающееся лицо, если нет – то грустное.

1. На земле много морей, рек, озёр и океанов.

2. Для питья годится соленая вода.

3. Вода – это и дождь, и туман, и снег, и иней, и град, и лёд.

4. Вода может растворять некоторые вещества.

5. Чтобы чистой была река, нужно мусор бросать туда. 

6. Воду можно очистить с помощью фильтра.

7. Вода может быть только в жидком виде.

8.Без воды нет жизни.


- Убедились, насколько невероятна вода, и насколько она всем живым существам нужна, особенно людям!

- Какой же вывод мы сделаем? Мы, ребята, должны беречь нашу воду, и не загрязнять её. 

- Молодцы, вы прошли тест и теперь я вручаю вам все медали с почетным званием «Юный исследователь».


Источники:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir

https://www.maam.ru/

https://multiurok.ru/files/razrabotka-konspekta-zaniatiia.html

https://www.youtube.com-