СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений с элементами дидактических игр в старшей группе. Тема: «Путешествие в королевство Математики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений с элементами дидактических игр в старшей группе. Тема: «Путешествие в королевство Математики»»

Конспект открытого занятия

по формированию элементарных математических представлений

с элементами дидактических игр в старшей группе.

Тема: «Путешествие в королевство Математики»

 Программное содержание:

Цель:

  • формировать элементарные математические представления;

  • совершенствовать знания о геометрических фигурах.

Обучающие задачи:

  •  упражнять в порядковом счёте в пределах 10;

  • закрепить знания о последовательности дней недели, времён года;

  • закрепить представления детей о геометрических фигурах, умения различать геометрические фигуры

  • Развивающие задачи:

  • создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

  • способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

  • воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методические приёмы:

  • успокаивающие упражнения перед занятием;

  • игровой (использование сюрпризных моментов);

  • наглядный (использование иллюстрации);

  • словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

  • поощрение, анализ занятия.

Оборудование:

 магнитная доска, цифры, геометрические фигуры, мяч, счётные палочки.

Демонстрационный материал:

«письмо», конверты с заданиями, картинки

Раздаточный материал:

набор цифр на каждого ребенка; геометрические фигуры; пазлы, прищепки; карточки с предметами для работы со счётными палочками, карточки с цифрами, цветные карандаши; дид/игра “ Скажи наоборот”; дид./игра “ Путаница”; дид/игра «Найди соседей»; дид/игра «Сосчитай и подбери»; музыкальное сопровождение.



Ход занятия:

1.Организационный момент

Воспитатель:

Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

-Доброе утро! (дети улыбаются, приветствуют гостей)

Воспитатель: - Сегодня утром к нам приходил почтальон и оставил нам письмо от Королевы всех наук - Математики. «Дорогие ребята, я приглашаю Вас к себе в королевство Математики. Выполните все задания, представленные в конвертах, а в самом большом конверте вас ждет приятный сюрприз! Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность. Желаю удачи! Королева Математики!».

Воспитатель: Ребята, вы готовы выполнить задания Королевы Математики? Дети : Да

Воспитатель: Хорошо! Но, прежде чем мы начнем просматривать конверты, давайте проведем небольшую разминку перед сложными испытаниями?

Я буду задавать вопросы, а вы быстро отвечайте.

РАЗМИНКА

Воспитатель :Какое сейчас время года?

Дети : Весна

Воспитатель: Перечислите все весенние месяцы.

Дети : Март, Апрель, Май

Воспитатель: Сейчас утро или вечер?

Дети: Утро

Воспитатель: Яблоко круглое или треугольное?

Дети: Круглое

Воспитатель: Сколько раз в году бывает день рождения?

Дети: Один

Воспитатель: Сколько месяцев в году?

Дети: 12

Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны, и правильно ответили на все вопросы. А сейчас все дружно проходите за столы, и посмотрим на письма, которые прислала Королева Математика.

Прежде, чем открыть конверт и посмотреть, что там, давайте сядем правильно.

Каждый день - всегда, везде

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

и тихонечко сидим.

Воспитатель: Сколько писем передала Королева Математика? Правильно – 5. Давайте откроем первый конверт. Какого он цвета? (красный).

Ребята, Королева Математики приготовила вам загадки, а отгадки надо будет выложите с помощью…..

- Посмотрите ребята, у меня есть вот такая коробочка и в ней что то лежит. Отгадайте, что находится внутри коробочки? (потрясти) (…)

- Здесь предметы одинаковой длины, бывают разного цвета, сделаны из пластмассы. Мы иногда используем их на наших занятиях и в свободной деятельности. (…)

Открываю коробочку, показываю. (…)

- Да, здесь счетные палочки.

1. Итак, первое задание. Нужно отгадать загадку, а отгадку выложите с помощью счетных палочек.

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад.

А зовут его… квадрат.



Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны, -

Ну, пожалуй, и довольно! -

Что ты видишь? - ...

Треугольник


Обведи кирпич мелком

На асфальте целиком,

И получится фигура –

Ты, конечно, с ней знаком.

Прямоугольник


Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На медаль, на блинок,

На осиновый листок.

Людям я старинный друг.

Называют меня … круг.


Треугольник с полукругом

Круг дразнили «толстым другом».

Круг, расстроившись до слез,

Уже стал и вверх подрос.

Кто же угадает тут,

Как теперь его зовут. Овал.


Воспитатель: Какие фигуры у вас получились? Назовите их.

Дети: треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, круг.


Воспитатель: Как их можно назвать одним словом?

Дети: Геометрические фигуры.

Воспитатель: Сколько всего фигур?

Дети: 5

Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились без проблем и последнее задание, в этом конверте, которое вам приготовила Королева Математики не из легких.

Выберите каждый себе карточку. (Предлагаю ребенку вытянуть карточку. Карточки перевернуты рисунком вниз). Выложите такой же предмет у себя на столе из счетных палочек, который изображен на карточке. Учитывается точность выполнения, аккуратность.

- Что у тебя получилось? (…) Что ты выложил? (…) прохожу между рядами и спрашиваю у детей.

Гимнастика для глаз. Дети сидят.

Воспитатель: Спинки выпрямили, руки опустили, быстро поморгали глазами, закрыли глаза, открыли, посмотрели вдаль. Вытянули правую руку вперед, следим за медленными движениями указательного пальца: вправо-влево, вверх-вниз.


Воспитатель: А сейчас я предлагаю поселить все геометрические фигуры в один дом, тогда они будут соседями и никогда друг друга не потеряют. Прямоугольник будет жить в центре листа, круг – над прямоугольником, овал – под прямоугольником, справа от прямоугольника поселится квадрат, слева – треугольник. Чтоб дом стал уютным, светлым, нарядным нужно его украсить. В левый верхний угол поместим солнышко, в правый верхний угол – облако, левый нижний угол украсим бабочкой, а правый нижний – цветочком. Ребята, у меня появилась идея, назвать этот дом «Дом дружбы».

Воспитатель: А ваш дом, ваш детский сад, можно назвать «домом дружбы»? Я очень этому рада. Надо дружить друг с другом, уважать, любить друг друга.

Воспитатель: А вам интересно, что в других конвертах?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда откроем конверт, расположенный между синим и белым. Какого он цвета?

Дети: жёлтый.

Воспитатель: Здесь лежат полоски – математические пазлы.

2 Задание:

Для этого необходимо собрать полоски с цифрами по порядку от 1 до 10, чтобы получилась картинка. ( под музыку)

Воспитатель : Цифр всего 10, а чисел, очень много. Сейчас с этими цифрами поиграем.

Игра «Сосчитай и подбери цифру»

Цель: закрепляем представления о количестве и счете.

Материал: карточки с разным количеством предметов от 1 до 10, внизу карточки-цифры, прищепки.

Ход: ребенок рассматривает карточку с картинками, считает, внизу карточки-цифры, из которых следует выбрать нужную цифру и отметить прищепкой.


3 задание в синем конверте - Вам нужно решить задачи на слух

(после ответов детей, воспитатель на слайдах показывает картинки к задачам)

1. Сколько носов у трёх котов? (3)

2. Сколько огоньков у светофора? (3)

3. Сколько пальцев у перчатки? (5)

4. Сколько солнышек на небе? (1)

5. Сколько солнышек на небе ночью? (0)

6. Сколько пальцев на двух руках? (10)

7. Сколько зимних месяцев в году? (3)

8. Сколько яблок на березе? (0)

9. Пятница, это какой день недели по счёту? (5)

10. Сколько в неделе выходных дней? (2)


«Слушай внимательно

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним дни недели.

(понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье)

- Молодцы! Назовите день недели, который я пропустила«Понедельник, вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье»

(четверг).

«Понедельник, вторник, …., четверг, пятница, суббота, воскресенье»

(среда).

Воспитатель: А теперь, поиграем в игру «Скажи наоборот»

Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.

Длинный – короткий;

 Большой – маленький;

 Высокий – низкий;

 Широкий – узкий;

 Далеко – близко;

 Вверху – внизу;

 Слева – справа;

 Вперед – назад;

 Один – много;

 Легкий – тяжелый;

Сильный - слабый;

Быстро - медленно.



А сейчас мы с вами откроем белый конверт с 4 заданием :

Дидактическая игра  «Найди соседей».

Воспитатель: Ребята, в этих домиках живут цифры, но некоторых цифр не оказалось дома, вам нужно отыскать их. 

Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с заданием. Теперь каждая цифра  заняла нужное место в числовом ряду.


Воспитатель: Следующее задание «Путаница». Перед вами цифры от 1 до 10. Вы закроете глаза, а я поменяю местами некоторые цифры. Вы должны поставить все цифры на свои места.


Ребята, а сейчас чтобы открыть нам последний зелёный конверт, нам надо пройти испытание. Игра «Верно-неверно»

- Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой.


- утром солнышко встает;

- по утрам нужно делать зарядку

- нельзя умываться по утрам

- днем ярко светит луна

- утром дети идут в детский сад

- ночью люди обедают

- вечером вся семья собирается дома

- В неделе 7 дней

- За понедельником следует среда

- после субботы идет воскресение

- перед пятницей стоит четверг

- всего 5 времен года

- Весна наступает после лета.


Открываем 5 конверт.

Королева страны Математики пишет вам:

 «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы спасли математическую страну. В ней царит абсолютная точность и порядок ,  она стала лучше прежнего. 
Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моей страны и от меня лично, вручаются  медали! Надеюсь, они вам понравятся». 


Воспитатель: Я поздравляю вас с окончанием нашего долгого, но интересного путешествия и дарю вам на память подарки ( линейки и сладкие призы).


Литература:

1.Голубь В.Т. Графические диктанты. Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. М.: ВАКО, 2008

2.Земцова О.Н. Цифры и числа. Учимся считать. Махаон, 2012

3.Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2013

4.Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015

5.http://www.150shchyolkovov-komarovschool.edusite.ru/p235aa1.html

6.http://festival.1september.ru/articles/529101/

7.http://stavdeti.ru/?act=olimp_beginners




6