Тема:
В гостях у Весны – Красны и весенних братьев.
Цель:
Расширение представления детей о традициях, фольклоре русского народа.
Задачи:
1.Уточнить знания учащихся о первых признаках весны через работу над загадками, закличками.
2.Развивать наблюдательность, познавательную активность через знакомство с приметами, признаками весны, народными праздниками.
3.Формирование навыков совместной деятельности посредством использования личного опыта и опыта других.
Формируемые личностные УУД:
- положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
-осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
-стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды.
Оборудование:
- презентация «В гостях у Весны - Красны»;
- видеоклип «Жаворонок»;
-соленое тесто, стеки, перец-горошек, подставки на столы.
1.Организационный момент.
Слайд 2
Учитель: Здравствуйте, дорогие гости! Вы попали в царство Матушки Природы, где живут Солнце и Месяц, Небо и Звёзды, Поля и Луга, Лес и Речка, Роднички и Ручейки, Облака и Дождики, Деревья и Кусты, Цветы и Травы, птицы и насекомые, животные и другие чудеса и тайны, которые постепенно открывают жители славного города Доброграда.
Здесь живёт Старик Год и его дочери – Зима, Весна, Лето и Осень. С каждой из прекрасных дочерей жители Доброграда встречаются в своё положенное им время. И у каждой из красавиц есть свои подарки: сказки и песни, игры и забавы, праздники и приметы, свои творческие задания. Сегодня мы побываем в гостях у одной из сестёр.
(Ученики входят, становятся лицом к гостям)
Слайд 3
Учитель: Ребята, у нас сегодня есть прекрасная возможность поздороваться с гостями так, как это делали наши предки на Руси.
Дети: Гой еси, дорогие Гости!
Учитель: Давайте поможем нашим гостям дать ответ на ваше приветствие в соответствии с древними традициями русского народа.
Дети: А дай бог тому,
Кто в этом дому,
Ему рожь густа,
Рожь ужимиста.
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему пирог.
2.Актуализация знаний и формулирование темы занятия.
- Ребята, мы вновь собрались с вами, чтобы приоткрыть дверцу в интереснейший мир истории России. Каждый культурный человек обязательно должен знать прошлое страны, в которой живёт.
Слайд 4
- Отгадайте загадку, чтобы узнать, о чём мы будем сегодня говорить на занятии. Это старинная загадка, её загадывали своим детям ещё ваши прапрабабушки:
Заря-заряница,
Красная девица,
Травку выпускает,
Росу расстилает.
Едет стороной
С сохой, бороной,
С талой водой. (Весна)
- Правильно – это Весна. Кажется, совсем недавно, мы встречали Новый год, радовались Рождественским праздникам и русской зиме с её белыми снегами. Но вот появилось солнце, яркое, весёлое, и мы поняли, что наступила весна. А весну, как дорогую гостью надо встречать, звать.
-Как зазывали весну на Руси?
(закличками, веснянками)
На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
- Давайте вспомним заклички весны.
Встанем в круг и позовём весну, как это делали русские люди в хороводе.
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью.
С радостью, радостью,
С великою милостью:
Уроди лен высокий,
Рожь, овес хороший.
- Как представляли себе на Руси люди весну?
(как молодую девушку)
- Пусть наши девочки будут весной - красной, а мальчики будут звать её к нам.
МАЛЬЧИКИ
— Весна красна,
На чем пришла?
ДЕВОЧКИ
— На жердочке,
На бороздочке,
На овсяной полосочке,
На пшеничном пирожочке.
МАЛЬЧИКИ
— А мы весну ждали,
Клочки допрядали.
(дети садятся на места)
–В какое время по вашему мнению закликали весну? (1 марта и т.д.)
Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Об одной из таких дат мы сегодня и поговорим. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день.
Слайд 5
- Загадаю я вам ещё одну старинную загадку:
- Хочет - прямо полетит, Хочет - в воздухе висит, Камнем падает с высот, А весной в полях поет, давайте посмотрим на эту-птичку-невеличку.
Слайд 6
(видео - клип «Песня жаворонка - полевого)
Жаворонок — одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку — жаворонка.
Как Божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить - считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божией Матери.
22 марта празднуется старинный праздник Сороки, по старинному поверью считалось, что в этот день к нам прилетают 40 перелётных птиц. Причём первым прилетает жаворонок. На Жаворонки день с ночью меряются (день почти равен ночи). Этот день называют днем весеннего равноденствия или днем весеннего солнцестояния. В день весеннего равноденствия Солнце на всей Земле восходит точно на востоке, а заходит точно на западе.
3.Первичное закрепление
Слайд 7
-Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков". Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.
Слайд 8
Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали к верху и выкрикивали песенки-заклички.
Пропев песенку дети разбирали жаворонков и убегали, затем возвращались, снова пели "закличку", так продолжалось до позднего вечера.
Слайд 9
А пока не наступил вечер, водили хороводы, играли в игры, которые тоже были посвящены приходу весны.
(Дети исполняют весенний хоровод)
- К празднику «Сороки» ваши мамы и бабушки непременно будут печь жаворонков. Мне бы очень хотелось, чтобы вы помогли им.
Слайд 10
Возьмите по два кусочка соленого теста, раскатайте их в жгутики, как показано на слайде. С помощью стеки сделайте хвост, крылья птички пышными. Теперь пальчиками вытянем носик.
(дети под руководством учителя лепят жаворонков»).
4. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
- Ребята, что нового мы узнали сегодня?
- Продолжите мои слова « Я сегодня научился….»
- Давайте ещё раз позовем весну, пусть она нас услышит и обязательно придёт.