Крымоведение
Тема: «Повторение и обобщение по разделу «Природные особенности и богатства Крыма. Викторина «Крымовед»
Класс: 2-А
Цель: закрепление знаний о природных особенностях и богатствах Крыма (животном и растительном мире, географическом положении, достопримечательностях).
Тип занятия: закрепление и систематизация знаний.
Панируемые результаты: личностные - обучающиеся проявляют интерес к изучению родного края, чувствуют красоту родной природы; предметные – закрепляют и систематизируют знания по изученной теме; метапредметные - умеют самоорганизовываться для выполнения учебной задачи, оценивать свою работу и работу одноклассников, анализировать задание и выбирать необходимый путь решения в различных предлагаемых условиях, умеют отвечать на вопросы, высказывать и аргументировать ответ.
Форма работы: групповая.
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.
Оборудование: фото-, аудио-, литературные материалы, предметные картинки, открытки, бумага, клей.
Предварительная работа: дети делятся на 2 команды, выбирают капитан. На дом дается задание придумать название и девиз команды. Учитель печатает «Удостоверения настоящего крымчанина» по количеству детей.
Ход занятия
Гости – жюри.
Учитель читает стихотворение «Гимн моей земле» Л. Огурцовой:
У моря, на юге земли древних скифов,
Лежит полуостров, творенье веков.
Здесь реки и горы, леса и равнины,
Легенды, сказанья и песни отцов.
Будь счастлив здесь каждый и Богом одарен:
И русский, и грек, армянин, караим,
Еврей, украинец, болгарин, татарин,
Да здравствует добрый и щедрый наш Крым!
- Сегодня мы проведем игру «Крымовед», в ходе которой проверим знания по «Крымоведению» и выясним, кто же достоин звания «настоящий крымчанин».
1 этап. «Домашнее задание»
Команды оглашают название и девиз.
2 этап. «Разминка» На доске – названия рубрик и номера вопросов («Растения», «Животные», «Горы и водоёмы», «Достопримечательности». В каждой рубрике по 4 вопроса). Зо ответ команда получает 1 балл. За дополнительные сведения, на усмотрение жюри, прибавляется еще 1 балл.
Если команда не ответила – вопрос переадресуется соперникам. Если не ответил никто, вопрос остается на следующую игру.
Растения.
1. Фото-вопрос. (Подорожник).
2. Загадка.
Я кустарником расту,
Цветом розовым цвету.
У меня красны плоды,
А на веточках – шипы.
Плоды летом собирают
И сухими сохраняют,
Чтоб потом их заварить
И отвар целебный пить. (Шиповник)
3. Загадка.
Я в траве густой расту,
Огоньком на ней цвету.
Семена коль соберут,
Пирожки вам испекут. (Мак)
4. Фото-вопрос. (Кизил)
Животные.
1. Загадка.
Вот так рыбка – просто чудо!
Очень плоская, как блюдо,
Оба глаза на спине,
И живет на самом дне. (Камбала)
2. Видео-вопрос. (Тушканчик)
3. Фото-вопрос. (Светлячок)
4. Загадка.
Живет красавица в лесу,
Слегка похожа на козу,
Рыжая, но не лиса,
Оленю родственник она –
Имеет острые рога. (Косуля)
Горы и водоемы
1. Фото-вопрос. (Медведь-гора)
2. Видео-вопрос (Водопад Джур-Джур)
3. Фото-вопрос. (г. Ай-Петри)
4. Загадка
Без конца и края лужа
Не страшна ей злая стужа.
В луже ходят корабли,
Далеко им до земли. (Черное море)
Достопримечательности и символы
1. Фото-вопрос. (Герб Крыма)
2. Фото-вопрос. (Памятник затопленным кораблям)
3. Видео-вопрос (Воронцовский дворец)
4. Видео-вопрос (Крымский мост)
3 этап. «Всезнайка» На доске – цветик-семцветик. На каждом лепестке – задание-вопрос для команды. Время обдумывания – 15 секунд. Если команда не ответила – вопрос переадресуется соперникам. За каждый ответ – 2 балла.
1. Назовите самого крупного жука Крыма. Длина жука может достигать 88 мм. (Жук-олень)
2. Назовите самую большую птицу Европы, которая встречается в Крыму. В ее гнезде может уместиться 2 взрослых человека. (Черный гриф)
3. Назовите самую высокую гору Крыма. Укажите ее высоту. (г. Роман-Кош, 1545 м)
4. Назовите сад, который находится в окрестностях Ялты. В нем собраны тысячи растений со всего света. Основан он более 200 лет назад.
5. Назовите самого большого зверя Крыма, занесен в Красную книгу Крыма. Укажите полное название. (Крымский Благородный олень)
6. Назовите самый высокий водопад в Крыму, высотой 98,5 м. Находится на одноименной реке в окрестностях Ялты. (Учан-Су)
7. Назовите гору, которую многие краеведы называют самой красивой в Крыму. Прежде гору называли Фуна, т.е. «дымящая». Как называется эта гора в настоящее время? Укажите 2 названия. (Демерджи, Кузнец-гора).
8. Назовите самую быструю птицу среди всех пернатых. При пикировании он развивает скорость до 300 км/ч (Сокол-сапсан)
Физминутка «Капитан Краб. Разминка»
- Какие животные не живут в России? (Бегемот, носорог) В Крыму? (Бегемот, носорог, медведь, бурундук)
4 этап. «Красная книга» Каждой команде выдается белый лист бумаги, конверт с картинками животных и растений из Красной книги, карточки с названиями. Задача – наклеить на лист картинку и название к ней. За выполнение задания – 2 балла, за дополнительные сведения – 1 балл. На доске – картинки для жюри.
На карточках: черный гриф, крымская жужелица, прострел крымский (сон-трава), степной хорек, черноморская афалина, земляничник мелкоплодный (земляничное дерево, бесстыдница).
5 этап. «Пантомима». Капитан команды вытаскивает из корзинки название животного, которое он должен показать с помощью пантомимы своей команде. Если команда не угадала – переход хода. За каждое угаданное животное – 2 балла.
В корзинке: дятел, сова, белка, комар, дельфин, краб.
6 этап. «Юные путешественники». Почтальон приносит открытки с изображением достопримечательностей и просит помощи – что на открытке и куда, в какой город их отправлять. За полный ответ – 2 балла.
Открытки: Ливадийский дворец (Ялта), Ханский дворец (Бахчисарай), Массандровский дворец (Ялта), Генуэзская крепость (Судак), Железнодорожный вокзал (Симферополь), Ласточкино гнездо (Ялта)
Жюри подводит итоги.
Физминутка «Друзья».
Подведение итогов.
Участникам вручается «Диплом настоящего крымчанина».