Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по обучению грамоте на тему :
«Весна пришла»
Воспитатель Горбоконенко А.Н.
Цели: Закрепить у детей знания полученные ранее.
Программное содержание:
Выявить и закрепить понятие детей о звуке, букве, слоге, слове и предложении.
Упражнять в умении делить слова на слоги, различать гласные и согласные звуки, ставить в словах ударения.
Закрепить умение делать звуковой анализ слова.
Развивать фонетический слух и внимание.
Развивать словесно- логическое мышление у детей, умение рассуждать и делать выводы.
Формировать навыки совместной работы в команде.
Воспитывать желание учиться, ответственно относиться к выполнению заданий, дорожить дружбой.
Задачи:
СОД:
I. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте мы им и друг другу пожелаем доброго утро.
Приветствие «Солнышко»
Солнышко, солнышко, в небе свети!
(дети тянутся руками верх, встают на ноги)
Яркие лучики нам протяни.
(Вытягивают руки вперед ладошками вверх)
Ручки мы вложим в ладоши твои.
(разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)
Нас покружи, оторвав от земли.
(Кружатся парами)
Вместе с тобой мы пойдем на лужок
(выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)
Там все мы встанем дружно в кружок
(образовывают круг)
С песнями водим мы хоровод.
Солнышко снами по кругу идет.
(Идут по кругу)
Хлопают радостно наши ладошки,
(хлопают в ладоши)
Быстро шагают резвые ножки.
(Идут быстрым шагом)
Солнышко скрылось, ушло на покой
(приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку)
Мы же на место сядем с тобой
(тихо, спокойно садятся на свои места)
Воспитатель: Ребята, сегодня утром в наше окно залетел шар с конвертом. Посмотрите, что это такое? Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано.
- Давайте откроем конверт и посмотрим, что там. (Воспитатель открывает конверт, в конверте лежит картинка, на ней изображен волшебник и письмо.)
- Всё ясно, значит, письмо нам прислал Волшебник. (Воспитатель читает письмо.)
"Здравствуйте дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь вы идёте в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовил для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вас ждет сюрприз. Вы готовы? Тогда удачи. Даю подсказку:
«Мячики лежат в лукошке, лукошко у окошка»
Воспитатель: Ребята, давайте найдем корзину (дети находят корзину с мячами). Смотрите, на каждом мячике цифра, за каждой цифрой закреплено задание, которое надо выполнить.
II.Основной момент
Воспитатель: Прежде чем, приступить к выполнению, давайте вспомним артикуляционную гимнастику, чтобы наш ротик смог выговаривать все звуки четко:
«Домик открывается».
Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
«Окошко»
Рот прикрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят
-Чем отличаются звуки от букв, а поможет нам в этом мяч. (бросаю мяч задаю вопрос, ребенок отвечает, возвращает мяч)
1. Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем и читаем)
2. На какие две группы делятся все звуки русского языка? (На гласные и согласные).
3. Произнеси гласные звуки
4. Почему они так называются? (Потому, что когда мы их произносим, воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть)
5. Произнеси согласные звуки
6. Почему они так называются? (Когда мы их произносим, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы.)
7. Что мы знаем о согласных звуках? (мягкие-твердые, звонкие и глухие)
8-12 Я “бросаю” вам твёрдый звук, вы мне назад “мягкий” (называю твёрдый звук конкретному ребёнку, тот говорит мягкий звук.)
- Молодцы! Я думаю вы легко справитесь с заданиями
Чистоговорки
ВЕСНА
НА – НА – НА - наступила вновь весна
НЕ – НЕ – НЕ - очень рады мы весне
НЕ – НЕ – НЕ - много песен о весне
ХИ – ХИ – ХИ - о весне стихи
ЛО – ЛО – ЛО - на улице тепло
НУ – НУ – НУ - очень ждали мы весну
КО – КО – КО - солнце светит высоко
ЧЬИ – ЧЬИ – ЧЬИ - звонкие ручьи
ГА – ГА – ГА - растаяли снега
УЛЬКИ – УЛЬКИ – УЛЬКИ - растаяли сосульки
ЧИ – ЧИ – ЧИ - солнца теплые лучи
КА – КА – КА - в небе облака
ДИ – ДИ – ДИ - весенние дожди
1 задание:
Игра «Ромашка»
(Дети должны составить цветок с серединкой синего цвета, т.е. из лепестков, лежащих на столе, выбрать те, в названиях которых первый звук – твердый звук. Второй цветок должны составить с серединкой зеленого цвета, то есть выбрать лепестки, в названиях которых есть мягкий звук).
-Молодцы вот и собрали букет и цветов, а сейчас мы поиграем:
2 задание:
Воспитатель: К нам прилетели наши веселые друзья – насекомые (показ картинок. Дети называют: «жук», «пчела», «бабочка»). Но они грустные, так как потеряли свои домики, поможем им? Чтобы найти домик насекомому, нужно определить длину его названия, то есть определить количество слогов и выбрать равное ему слово – цветок.
Например: жук – мак;
Пчела – роза, тюльпан;
Бабочка – ромашка.
Воспитатель: Молодцы, справились и с этим заданием.
Физминутка
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны.)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки.)
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте.)
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора. (Дети садятся.)
Физкультминутка.
В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши.)
Проживала буква Е.
Как-то раз она шагала (Ходьба на месте.)
По тетрадке не спеша,
Замечталась и упала, (Приседания.)
Превратилась в букву Ш...
Школьник был, конечно, рад: (Наклоны туловища влево-вправо.)
Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши.)
Весна
Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна. Потягивание
Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей!
Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным
разведением рук вверх, в стороны
Справа - первые цветочки появились на лужочке.
Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором
Слева - быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк.
Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором
Мы кораблик смастерили,
Соединить ладони перед грудью
В ручеёк пустить решили.
Удаление сложенных ладоней вперёд от себя
Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой!
Машем ладонями, прощаясь с корабликом
Вот как весело играть и в весенний день гулять!
Легкие подпрыгивания на месте
Дышит свежестью земля, подышу и с нею я(вдох-выдох)
3 задание. «Назови звуки».
На столах у каждого ребенка лежат сигнальные цветные фишки (красные обозначают гласный звук, зеленые - согласный мягкий, синие - согласный твердый).
Задание: показать сигнальной фишкой звук первый в слове и посчитать слоги (хлопками).
1.урок, карта, тетрадь, обруч,
2. азбука, литок, карандаш, аппликация,
3.рисунок, звонок, перемена, дождь, зонт,
4 задание. Игра «Какое слово спрятано?»
Это задание для капитанов. Слушайте внимательно. Внутри конверта разделены слова по слогам. Вам придется их соединить и показать нам. А мы с вами, ребята, проверим. Поэтому сидим тихо и внимательно смотрим.
1 команда: КО – РО – ВА.
2 команда: МА - ШИ – НА.
3 команда: СО – БА – КА
5 задание. Игра «Раздели слова на слоги» (индивидуально)
(Флаг, телефон, карандаш, зонтик, ручка, жук, чашка, колобок, букварь, глобус).
6 задание. Веселые вопросы – шутки
Что надо сделать, чтобы капля стала цаплей
Можно ли ноль превратить в соль
3. Как превратить косу в росу