Конспект открытого занятия по окружающему миру
«В гости к хозяйке луга».
Цель: обогатить и закрепить знания детей о насекомых.
Задачи:
расширять представления детей о разнообразии насекомых;
закреплять знания о строении насекомых;
учить отгадывать загадки о насекомых;
систематизировать знания в области охраны природы.
Используемый материала: оформление «луга»: цветы, макет муравейника, насекомые; презентация с насекомыми; маски-ободки насекомых для детей. раскраски для детей.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я, Хозяйка луга. Я хочу вас пригласить к себе в гости! Вы отправитесь со мной?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда нам нужно сесть в паровозик и отправиться в дорогу,
произнося волшебные слова:
Паровозик - тук, тук, тук
Тук - стучат колеса.
Едет, едет он на луг
К бабочкам, стрекозам.
Едет, едет он на луг
К кашкам, и ромашкам.
Едет, едет, он на луг
К пчелкам, и букашкам.
- Ребята, посмотрите, вот это и есть мой дом - волшебный луг. Как здесь красиво! Вам нравится? Посмотрите сколько цветов! Здесь и одуванчики, и ромашки, и васильки много других цветов. А еще посмотрите кто здесь прячется в траве и цветах? Это жители моего луга! Попробуйте отгадать загадки про них:
Шевелились у цветка все четыре лепестка
Я сорвать его хотела, он вспорхнул и улетел.
Кто это?
Дети: Бабочка.
Воспитатель: Давайте поищем и найдем бабочек. Сколько их много на лугу…Разные, голубые, красные, желтые, зеленые, разноцветные. Как вы думаете, почему бабочку можно спутать с цветком?
Дети: Потому что бабочка похожа на цветок, у нее яркие и красивые крылышки.
Воспитатель: Давайте рассмотрим ее. (слайд 1) Что еще есть у бабочек, кроме крылышек?
Дети: Туловище, головка, 6 лапок. На голове глаза, рот и усики.
Воспитатель: Бабочки бывают разного цвета и разных размеров, и даже названия у бабочек тоже разные: есть бабочка капустница, апполон, павлиний глаз, радужница и даже адмирал. Питаются бабочки нектаром. А еще ребята, бабочек не нужно ловить, если тронешь их крылышки, то сотрешь разноцветную пыльцу с их крыльев и, тогда она не сможет летать и погибнет. Давайте тихонечко присядем на полянку, чтобы их не спугнуть.
Воспитатель: Послушайте еще одну загадку:
Целый день в цветках жужжит,
С медом в улей свой спешит.
Много меда запасла
Себе на зиму.
Дети: пчела.
Воспитатель: Кто увидел пчелку? Давайте рассмотрим ее (слайд 2). Какого она цвета?
Дети: Туловище полосатое – с желтыми и черными полосками.
Воспитатель: А что еще у пчелки есть?
Дети: крылья, 6 лапок.
Воспитатель: Правильно. Живут пчелы большими семьями. Чтобы получилось много меда, необходимо много пчел. Вот и живут пчелы большими семьями. А в одиночестве пчела может прожить только сутки, потом погибнет Ребята, а вы знаете какая польза от пчел?
Дети: они делают мед.
Воспитатель: Пчелы добывают нектар с цветов с помощью тоненького хоботка. Затем несут его в свой домик - улей. Люди называют пчел хлопотуньями, труженицами. Кроме меда, пчелы производят воск, прополис. Прополис помогает заживлению ран. И даже пчелиный яд применяют в медицине, как лекарство от многих болезней.
А отгадайте еще загадку про жительницу луга:
Я летаю, как хочу
Боком, взад, вперед лечу.
Есть огромные глаза
Я летунья - …(стрекоза)
Давайте рассмотрим стрекозу (Слайд 3). Чем она похожа на предыдущих насекомых?
Дети: У нее есть крылышки, головка, туловище и 6 лапок.
Давайте поиграем со стрекозой. Встаем все в круг и выполняем движения:
"Стрекоза"
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась
Раз-росой она умылась
Два-изящно покружилась
Три нагнулась и присела
На четыре-полетела
У реки остановилась
Над водою закружилась.
И мы вернемся на свои места. Присаживаемся.
А еще на моем лугу живут и другие жители:
У нее так много ног —
Сосчитать не каждый б смог.
В них такая путаница,
Их хозяйка —. (гусеница)
Зелёная пружинка
Живет в траве густой.
С травинки на травинку
Он скачет день- деньской (кузнечик)
Дети, посмотрите внимательно, есть ли на лугу кузнечики? Почему мы не сразу увидели кузнечика?
Дети: он зеленый и в траве его плохо видно.
Воспитатель: Правильно, ребята.
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи.
Дружно маленькие точки,
Строят дом себе на кочке.
(Муравьи)
Давайте оглянемся и найдем муравья? Кто нашел муравья? Ребятки, посмотрите, сколько их много в муравейнике. Какой большой домик-муравейник они построили. Давайте рассмотрим муравья(Слайд 4). Чем муравей отличается от других насекомых, которых мы рассматривали?
Дети: у него нет крыльев.
Воспитатель: правильно.
Муравей коричневого цвета. У него нет крыльев. Муравьи очень быстро ползают. Они дружно и слажено работают - строят себе домик из травинок, хвоинок и маленьких веточек. Жилище муравьёв – это сложный многоэтажный дом, где много различных ходов и комнат. Этот дом очень прочный, спасает от ветра и холодаА кто из вас знает, как можно назвать одним словом бабочку, муравья и стрекозу?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Правильно. А скажите, ребята, что общего есть у всех насекомых?
Дети: лапки, голова, брюшко.
Воспитатель: Правильно, у всех насекомых имеется голова, грудь, брюшко и самое главное 6 лапок. На голове есть глаза, усики и рот. Чем насекомые отличаются друг от друга?
Дети: цветом, размером, есть летающие и не летающие насекомые.
Воспитатель: Назовите насекомых, у которых есть крылья.
Дети: бабочка, стрекоза, жук, пчела, шмель, комар и другие.
Воспитатель: Как вы думаете, зачем насекомым крылья?
Дети: Чтобы летать.
Воспитатель: С помощью крыльев насекомые могут летать. А насекомые, у которых крыльев нет, умеют быстро ползать или прыгать. Ребята, а вы бы хотели превратиться в насекомых.
Дети: Хотим!
Воспитатель раздает детям маски-ободки насекомых.
Давайте поиграем в хороводную игру, которая называется «На полянку шли, насекомых нашли». Взялись за руки повторяем за мной:
На полянку шли - насекомых нашли. Раз, два, три движения бабочки покажи. На полянку шли - насекомое нашли. Раз, два, три движение муравья покажи. На полянку шли - насекомое нашли. Раз, два, три движение кузнечика - покажи. На поляну шли - насекомое нашли. Раз, два, три движение пчелки покажи. ( и т.д.)
Воспитатель: Вот и подошло время прощаться. Садимся в паровозик и отправляемся в детский сад.
Дети: Да.
Воспитатель: Что вам запомнилось? С кем вы встретились?
Дети: Мы были на лугу. Встретились с насекомыми: бабочками, кузнечиками, муравьями, пчелками
Воспитатель: Ну, что, друзья, мне пора возвращаться назад на луг. А чтобы вы помнили о нашей встрече, я подарю вам картинки с изображением насекомых, а вы их раскрасите и оставите себе на память. До свидания!