КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ПО ТЕМЕ: «Путешествие по волшебной стране»
Проводила: воспитатель
Бабурина Наталья Владимировна
г. Волгодонск
ТЕМА: Путешествие по волшебной стране.
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
- учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, развивать поэтический слух, вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове;
- закрепить представление детей об осеннем времени года, обогащать словарный запас определениями; развивать диалогическую речь; развивать у детей координацию движений с речью.
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Чтение стихотворении Е.Трутневой «Осень», А.Плещеева «Осень наступила», стихи А.С.Пушкина. Слушание музыки Чайковского «Времена года». Беседа по картинам «Осень», «Лето». Собирание гербарий.
МАТЕРИАЛЛЫ:
Осенние листья, 2 мольберта, картина осени и лета, музыка Чайковского «Времена года», волшебная палочка, маски из осенних листьев, предметы или предметные картинки для описания.
Воспитатель: Ребята, к нам пришла телеграмма от Вини - Пуха. Он приглашает Вас в путешествие по волшебной стране. Вы хотели бы отправиться в путешествие? (ответы детей).
Дети заходят в зал под музыку и идут по тропинке.
Воспитатель: И вот мы с вами попали в волшебную страну. Посмотрите как красиво. А как вы думаете почему эта страна называется волшебной? (ответы детей).
Воспитатель: В этой стране правит Волшебница – Осень. И т. к. мы с вами попали в волшебную страну, то я превращаю, превращаю, превращаю… вас в осенние листочки.
Покружились, покружились,
И в листочки превратились.
Ребята послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года пишет поэт?
Падают, падают листья-
В нашем саду листопад…
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят. (Ответы детей).
Воспитатель: Какое время года сейчас? (Ответы детей).
Воспитатель: Какое время года было перед осенью? (Ответы детей).
Воспитатель беседует с детьми о лете и осени. Вспоминают приметы осени и лета по картинам.
Воспитатель: Ребята послушайте и скажите о чем они?
Я соткана из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю, купайтесь – приглашаю!
И любите за это вы меня
Я… (лето).
Несу я урожаи, поля засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я … (осень).
Воспитатель: Ребята, вот мы подошли c вами к ручейку. Посмотрите, осень рассыпала в нашей волшебной стране все листочки. Давайте же рассмотрим, какие они.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть букет из осенних листьев.
- Осень, словно искусный художник, выбрала самые яркие краски для украшения природы. Посмотрите, какое чудо! Воспитатель раздает листья детям в руки.
-Какими цветами раскрасила осень листья деревьев? (Красным, желтым, багряным, коричневым и т. д.)
-Подберите много-много слов, чтобы рассказать о листьях, какие они. (Красивые, большие, маленькие, легкие, резные, волшебные, прозрачные, красочные, сказочные, осенние, цветные, разноцветные, пестрые, веселые, радостные и т. д.)
Дальше воспитатель показывает картинки (предметы), и ребята характеризуют их.
Воспитатель: Мяч, какой он? (круглый, гладкий, маленький, красивый и т.д.)
Кукла, какая она? (Ответы детей).
Кубик, какой он? (Ответы детей). И т.д.
-И вдруг подул осенний ветерок. Давайте покажем, как кружатся осенние листья.
Листья осенние тихо кружатся.
(Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся.
(Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят.
(Движение руками вправо-влево.)
Будто опять закружиться хотят.
(Поднимаются, кружатся.)
- Соберем прекрасный букет из осенних листьев и поставим в вазу. Пусть он радует нас своей волшебной красотой.
Воспитатель: Давайте перейдем через ручеек и попадаем на волшебную поляну. (Поляна украшена осенними листьями). На этой поляне живут чистоговорки. А как вы думаете, что такое чистоговорки?
(последнее слово дети добавляют после показа картинки. Второй раз дети повторяют вместе с воспитателем.)
Ра-Ра-Ра – высокая (гора)
Ра-Ра-Ра – под сосной (нора)
Ро-ро-ро – в городе (метро)
Ро-ро-ро – неси сюда (ведро)
Ры-ры-ры – В беседке (комары)
Ор-ор-ор – (Вова несет топор)
Ир-Ир-Ир – мы пьем (кефир)
Ур - Ур-Ур – щенок гоняет (кур)
Ыр-ыр-ыр – мы едим (сыр)
Эр-эр-эр – Дядя Петя (офицер)
Воспитатель: Вы, наверное, устали гуляя по волшебной стране. Давайте на нашей полянке присядем и отдохнем.
- Осень вдохновляла художников, композиторов, музыкантов создавать прекрасные произведения, рассказывая об осени красками, музыкой, словами.
Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень» и узнайте, какое настроение было у автора, когда она писала это стихотворение.
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах, -
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем, -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят... летят... летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.
- Ребята, какое настроение автора вы почувствовали? (Радость, удивление, восхищение, немного грусти...)
- Послушайте стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» и попробуйте догадаться о настроении другого автора.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныл
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Тучи небо кроют,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
- Какие чувства были у автора, когда он писал это стихотворение?
(Грусть, печаль, уныние, разочарование, тоска...)
- Ребята, вам понравились стихи поэтов об осени?
- А вы любите осень? (Ответы детей).
- Какая бы погода ни стояла, каждое время года отличается своим великолепием и радует человека своими чудесами. Недаром говорится, что «У природы нет плохой погоды».
Воспитатель: отдохнули? Замечательно мы с вами погуляли. Сколько интересного встретили в этой стране. Ребята, а вам понравилось наше путешествие? Я сейчас вам дам осенний листик, и вы все по очереди поделитесь, друг с другом, чем же вам понравилось путешествие по волшебной стране. (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! Но, к сожалению, нам пора возвращаться в детский сад, но мы с вами обязательно еще сюда вернемся.