Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе
«Зимушка-зима»
Цель: Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Задачи:
Образовательные: Уточнить и расширить представление о зиме, зимних явлениях, зимних забавах, приспособление животных к зиме; формировать умения согласовывать существительные с прилагательными; формировать умение отвечать на вопросы, строить высказывания.
Воспитательные: воспитывать умения работать в коллективе, взаимовыручку, отзывчивость. дружеские взаимоотношения , доброжелательность, самостоятельность, взаимовыручку.
Развивающие:
. развивать связную речь, развивать зрительное, слуховое внимание, мышление, творческое воображение, мелкую моторику рук. Способствовать формированию умения правильно использовать в речи грамматические формы, умения согласовывать существительные с прилагательными, образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Предварительная работа :
Чтение произведений о зиме: И. Суриков. «Зима», Я. Аким. «Первый снег», русские народные сказки «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка»; занятие по окружающему миру «Скоро зима», разгадывание загадок о зиме; рассматривание иллюстраций на тему «Зима», «Зимние забавы»; репродукций художников с изображением зимней природы- И. И. Шишкин «Зима», наблюдение во время прогулок «Какой снег», изменения в природе с приходом зимы; беседы о зиме, о сезонных изменениях в зимний период, о жизни животных зимой; малоподвижные игры: «Снежинки», дидактические игры «Что лишнее», игра с фонариком «Как зимуют звери», лото «Зима»
Методы
Словесные:
художественное слово стихотворение
вопросы проблемного характера: «Что же нам делать? «А как вы думаете?», «Как мы можем помочь?»; беседа о зимних забавах.
интерактивные технологии «Интервью», «Рафт»
Словесная игра «Скажи какой, какая»
Наглядные:
Картинки «Зимние забавы»
Практические:
Сюрпризный момент Чистоговорки «Зима»
Физкультминутка «Наконец пришла зима»
Игровое упражнение «Вьюга» (на развитие силы голоса)
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поприветствуем их:
Проводится игра «Здравствуйте!».
Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх!
Пухленькие щечки, плюх, плюх, плюх!
Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок!
Здравствуйте, зубки! Щелк, щелк, щелк!
Здравствуй, мой носик, бим, бим, бим!
Здравствуйте, гости!
Сегодня, когда я шла на работу, мне на пальто упала снежинка. Очень красивая. Я стала ею любоваться и заметила, что на ней что-то написано. Прочитала, а это загадка. Сейчас я вам её прочитаю, и мы вместе попробуем её отгадать.
Загадка:
-Здравствуйте, детишки! Девчонки и мальчишки!
Отгадайте загадку про меня,
Дел у меня немало – я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лед реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня ……. (зима)
Ребята, а как вы догадались, что это зима? Что за белое одеяло укрыло землю? Из-за чего на реках лед? . А что вы еще знаете о зиме?
Выпадает снег, солнышко мало греет, день короче ночи, бушуют метели, появляются сугробы, дети играют в разные игры. Лепят снежную бабу, катаются на санках, с горки, катаются на коньках, ходят на лыжах, играют в хоккей, лепят снежки.
Под музыку в группу входит
Зима:
-Здравствуйте ребята! Вы ребята-котята?
-Нет! (Отвечают дети)
-Здравствуйте, ребята! Вы ребята-мышата?
-Нет! (Отвечают дети)
-Здравствуйте ребята! Вы ребята-зайчата?
-Нет! (Отвечают дети)
-А кто же вы?
-(Отвечают дети)
-Как ласково вас называют воспитатели?
-(Ответы детей)
-Ну, вот мы и познакомились!
-Ребята, а Я - волшебница Зима, в руке у меня волшебная палочка. Я укрываю землю снежным покрывалом, сковываю льдом реки и озёра, заметаю дорожки и тропинки. Дарю взрослым и детям радость и смех: катание на санках, лыжах, коньках, с ледяных горок.
Ребята, как вы думаете, зима – это красивое время года? А что в ней красивого?
Давайте опишем разными словами, какая бывает зима?
Но прежде чем начать рассказывать, нужно проверить, проснулись ли ваши язычки? Сейчас проверим вместе со мной. Я начну, а вы повторяйте за мной.
Чистоговорка «Зима»
Ма – ма- ма – пришла снежная зима
Оз-оз-оз – на улице мороз
Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.
Да вижу , что проснулись язычки, молодцы
До кого я дотронусь , волшебной палочкой тот и отвечает.
Словесная игра «Скажи какой , какая»
Зима какая? (холодная, снежная, морозная, теплая, белоснежная, веселая, волшебная, красивая, пушистая, ветреная.).
Снег какой? ( Белый, пушистый, блестящий, холодный, твердый, мягкий, хрустящий, сыпучий, рыхлый, скрипучий, липкий, чистый, красивый ).
Вот какими красивыми словами вы описали Зиму .
Странная звёздочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка)
Игра на развитие дыхания «Сдуй снежинку»
1. Представьте, что к вам на ладошку упала снежинка. Попробуйте её тихонько сдуть. (Дети делают вдох носом, а затем длинный выдох).
2. А теперь представьте себе, что снежинка упала на ладошки, плечи, на рукава одежды. Сдуйте их. (Дети делают носом вдох и несколько коротких выдохов, как бы сдувая с себя снежинки).
3. Представьте, что ваши ручки замёрзли. Как вы их погреете? (Дети делают поочерёдно вдох и выдох, направляя тёплый воздух на ладошки)..
Этюд «Снежинки».
Мы сидим на легком, пушистом, белом облачке. Но вдруг от тяжести облачко не выдержало, открыло свои двери, и все снежинки закружились в воздухе. Они все такие красивые, легкие, пушистые. Опустились на землю и стали танцевать свой танец.
Сначала вправо-влево (покачались) покружились, теперь вперед-назад покружились. Но тут подул ветерок, снежинки поднялись и полетели. Ветер успокоился, снежинки тихо опустились на землю, образуя красивые сугробы, и уснули. 123 и снова детки мы.
А сейчас я с вами поиграю! Я вам даю снежинку с простым словом, а вы возвращаете её мне с ласковым словом.
Зима-зимушка
Снежинка - снежиночка
Снеговик -снеговичок
Горка-горочка
Елка-елочка
Санки-саночки
Подарок-подарочек
Снег-снежок
Холод – холодок
Ветер – ветерок
Дерево - деревце
Молодцы! Вижу, что вы любите зиму!
ЗИМА:
-А теперь ребята, Я приглашаю Вас в путешествие по моим заснеженным лесным полянкам. Вы согласны? (Ответы детей).
ЗИМА:
-Запорошило дорожки,
Побелело всё с утра,
Только холодно немножко
Одеваться Вам пора!
Игра с воображаемыми предметами.
Зима обращается к детям:
-Мы обуваем валенки, одеваем шапки, шубки, застегнём пуговицы, завяжем шарфы и обязательно оденем рукавички.
Дети подражают Зиме, имитируя движения.
ЗИМА:
-Теперь Вы все тепло одеты, и можно отправляться в зимний лес, в мои владения.
-Давайте сейчас отправимся в сказочный лес, Но мы не просто пойдем, а будем изображать разных лесных жителей.
Игра «Изобрази героя».
12345 в лес отправимся гулять.
-По тропинке как лисички мы пойдем
И волшебный лес мы попадем.
-Мы поскачем словно зайки,
Что резвятся на лужайке.
-А теперь пойдем как мишки,
Косолапые братишки.
-Побежим мы точно мышки,
Тихо-тихо еле слышно.
-А теперь пойдем как волки мы,
Что крадутся между елками.
-Вот мы и попали в лес. Тихо в зимнем лесу, но какие-то звуки все-таки можно услышать.
Игра на развитие силы голоса «Звуки зимнего леса»
Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу "Вьюга начинается" вы тихо произносите: "У-у-у". «Вьюга усиливается» сила голоса нарастает. По сигналу "Сильная вьюга" говорите громко: "У-у-у". По сигналу "Вьюга кончается" произносите тише и смолкаете по сигналу "Вьюга кончилась".
Как у вас здорово получилось показать вьюгу!
ЗИМА:
Ребята,. Закрывайте глаза, я взмахиваю волшебной палочкой и говорю волшебные слова: Раз, два, три, волшебная палочка нас на поляну перенеси.
ЗИМА:
-Ребята ,открывайте глаза. волшебная палочка нас перенесла на полянку "Птичья".
Птицы, которые живут у меня в лесу, хотят с Вами поиграть в игру "Прятки". Вы согласны? (Ответы детей).
Сейчас они от Вас спрятались, но стоит отгадать их по загадкам, и они сразу прилетят. Слушайте загадки:
* Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки!
Ведь это. (Снегири; Зима переворачивает рисунок-трафарет снегиря, который висит на ёлочке).
* Небольшая, но шустрая птица,
Не боится зимой простудиться,
Жёлтая грудка её часто мелькает,
Когда она с дерева на дерево перелетает. (Синица; Зима переворачивает птицу).
* Трещала с самого утра:
"Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит. (Сорока; Зима переворачивает сороку).
* Сама - сероватая,
Повадками - вороватая,
Крикунья - хрипловатая. (Ворона; Зима переворачивает рисунок-трафарет вороны)
ЗИМА:
- Пойдём дальше по зимнему лесу. Вот сколько снега намело. Поднимайте выше ноги.
Полянка - остановка "Лесные жители".
ЗИМА:
-Ребята отгадайте загадки, и узнаете, кто живёт у меня в лесу.
* Хитрая плутовка, Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса! А зовут её. (Лиса)
* Неуклюжий, косолапый,
Кто всю зиму сосёт лапу? (Медведь)
* Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный? (Волк)
* Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку? (Заяц)
* Колючий недотрога, Живёт в лесу густом,
Иголок у него много, А нитки ни одной. (Ёж)
* Не мышь, не птица, В лесу резвится,
На деревьях живёт, И орешки грызёт. (Белка)
Интерактивная технология «Рафт»
(маски животных: заяц, лиса, медведь)
Ребята, я предлагаю вам от имени животного рассказать о себе. Представьте что вы лисичка, заяц или медведь. Что вы можете рассказать о себе, как вы приспосабливаетесь к зиме, чем питаетесь в зимнем лесу? Холодно ли вам там?
Ребенок выбирает себе роль, одевает маску.
Примерный рассказ ребенка.
«Я медведь. Я зимой впадаю в спячку и сплю всю зиму. Перед тем как лечь в спячку, я сооружаю себе берлогу, строю ее из веток, хожу по лесу, ем ягоды - накапливаю себе жирок. Потом улягусь в берлогу поудобнее , а ее сверху снегом засыпает. Тепло у меня в берлоге».
«Я заяц. К зиме я поменял свою серую шубку, на зимнюю белую. Белая шубка на снегу неприметна, так хищным зверям будет трудно меня найти. Питаюсь я корой деревьев и веточками. Белая шубку более густая, теплая в ней мне в зимнем лесу не холодно».
«Я лисичка. К зиме моя шерсть становится густой, теплой, по этому мне в зимнем лесу не холодно. Сплю я на снегу, прикрываю носик своим пушистым хвостом. Каждый день я хожу на охоту, ловлю зайцев, мышей и птичек».
ЗИМА:
-. Молодцы ребята. Вы старались,. предлагаю немного размяться.
Физкультминутка.
Дети все в кружок вставайте,
Физкультминутку начинайте.
(Дети встают в кружок).
«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт, (Имитируют)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)
И играем все в снежки.
ЗИМА:
Полянка - остановка "Повторялка" (мимическая игра).
Жил в лесу волк, было ему голодно, вот вылез он из норы, зарычал, рассердился, нахмурился.
(Дети имитируют волка хмурого, сердитого).
А в лесу снег белый кругом, блестит на солнышке, да и солнышко светит ярко, снег падает большими хлопьями, тишина. Посмотрел волк вокруг, заулыбался, потянул носом морозный воздух – хорошо!
(Дети имитируют довольного, веселого волка).
Мимо лисичка бежала, увидела волка, удивилась, что он такой довольный.
(Дети изображают удивление, лисичку).
А недалеко под кусточком зайка сидел (на корточки садятся), прислушался: «Что за шум?». Испугался, притаился
. (Дети изображают зайчика).
Привстал зайка, увидел волка и лисичку, обрадовался – ведь это его друзья собрались на полянке, и весело запрыгал к ним.
И стали они вместе прыгать, веселиться, играть, потому что им было весело.,
-Лесные жители благодарны Вам, что Вы о них много знаете. Молодцы. Вот мы и обошли все мои владения. Побывали в гостях у птиц, зверей. Пора домой возвращаться. Никто не потерялся? Никто не заблудился? (Ответы детей).
ЗИМА:
А теперь всех играть я приглашаю.
Игра «Собери снежки»
На полу рассыпаны ватные комочки «снежки», под музыку дети собирают в ведерки.
Девочки отдельно, мальчики отдельно, Кто быстрее соберёт.
Ребята, давайте скажем нашему «Зимнему лесу» спасибо за такую интересную прогулку в лесу.
Ты расти на радость людям,
Мы дружить с тобою будем.
Добрый лес, могучий лес,
Он полон сказок и чудес.
Нор звериных, птичьих гнёзд,
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам,
Живётся с нами весело всегда!
ЗИМА:
Но наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться в группу. Закрывайте глазки: -Раз, два, три, волшебная палочка нас из леса в группу перенеси.
ЗИМА:
-Открывайте глаза. Вот мы и в группе. Ребята , Вам понравилось у меня в лесу? (Ответы детей). Придёте ко мне ещё в гости? (Ответы детей). А напоследок хочу ещё с вами поиграть.
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла. (зима)
Наши окна — как картинки.
Кто художник-невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал. (мороз)
Кто все ночи напролет
Песни снежные поет?
Ветру — зимняя подруга,
Наметет сугробы. (вьюга)
Появился во дворе
Он в холодном декабре!
Неуклюжий и смешной.
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель... (снеговик)
Не колючий,
Светло-синий,
По кустам развешен ...(иней)
С неба звездочки летят
И на солнышке блестят.
Точно в танце балеринки,
Кружатся зимой... (снежинки)
Наши окна - как картинки.
Кто художник-невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал... (мороз)
Змейкой вьются по земле,
Воют жалостно в трубе,
Засыпают снегом ели.
Это - зимние... (метели)
ЗИМА:
-Вот пришла пора проститься,
И хочу Вам пожелать:
Всегда с охотой заниматься и трудиться,
Не ссориться, друг дружке помогать,
И меня - ЗИМУ не забывать.
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ЯСЛИ-САД № 337 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
КОНСПЕКТ ООД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ
ДОШКОЛЬНИКОВ
В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« ЗИМУШКА-ЗИМА».
Подготовила и провела:
Воспитатель: Сокирко В.А.
Январь 2023
Донецк 2023