Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад «Орлёнок» село Чистенькое»
Симферопольский район Республика Крым
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных способа рисования «Мастера гжельской росписи»
(в технике граттаж)
Подготовил : воспитатель
Пальчиковская
Инна Владимировна
2019г
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развить с использованием нетрадиционных способа рисования « Мастера гжельской росписи»
Подготовила воспитатель: Пальчиковская Инна Владимировна
Образовательная область: «Художественно –эстетическое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Художественно– эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»
Цель: Продолжать знакомить с народным промыслом Гжели. Формирование творческой личности ребенка, посредством использования нетрадиционного рисования , познакомить детей с техникой граттаж ;приобщать к основам декоративно – прикладного искусства, развивать воображение способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности, приобщать к красоте.
Программные задачи:
Развивающие: Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте, развивать интерес к народному творчеству, развивать речь детей, мелкую моторику рук;
Обучающие: Учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий. Приобщать детей к истокам русской народной культуры, закрепить элементы дымковской, городецкой, хохломской, гжельской росписей;
Воспитательные: Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к народным традициям и промыслам, любовь к Родине, её истории и культуре, воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство уважения к мастерам народного творчества. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Предварительная работа: беседы с детьми о декоративном прикладном искусстве, рассматривание альбомов по народному искусству, чтение и заучивание стихотворения «Гжель», декоративное рисование на тему гжельской росписи.
Демонстрационный материал: презентация к занятию «Гжель», д/и «Собери картинку», письмо, конверты с заданиями.
Раздаточный материал: листы тонированной бумаги в технике «граттаж», шаблоны с узором гжель, стеки, салфетки для работы, спонжики.
Ход деятельности:
-Ребята, сегодня утром, придя в группу, я увидела на своём столе большой конверт. На нём написан адрес нашего д/ с и указано: «Детям группы Радуга». Так как письмо адресовано всем вам, то я вскрывать его не стала, подождала, пока мы все соберёмся.
-Хотите посмотреть, что в этом конверте? -Здесь приглашение. А в приглашении написано: «Приглашаем всех на выставку «Сказочная гжель». Выставка проходит в музее народно- прикладного искусства в д/с «Орлёнок».
-И тогда я решила , вместо обычного занятия мы пойдём на выставку. И вот мы здесь.
(Проходим на выставку, дети рассказывают стихи)
Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.
Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!
-Ребята, где изготавливают эту посуду?
-Верно, в посёлке Гжель, недалеко от Москвы.
-Ребята, мы попали в мир красоты, в мир удивительных творений народных умельцев. В народе всегда была потребность украшать свой быт, вещи, которые их постоянно окружали.
-Что же расписывали художники? (Ответы детей: посуду, мебель, одежду, игрушки)
-Представьте себе, если бы не было художников? Какими бы стали предметы, вещи, которыми мы с вами пользуемся? (ответы детей: некрасивые, неяркие, скучные, неинтересные, одинаковые)
-Ребята, а вы хотели бы стать
художниками и расписывать так же
красиво? (Да)
-Здесь при музее работает мастерская.
-Но что бы попасть в мастерскую, нам необходимо выполнить задания.
-Выполним задания?
-Тогда вам придётся потрудиться. Я думаю, что сделать это будет не сложно. Но для того чтобы выполнить все задания, необходимо вспомнить, какие же ещё бывают народные промыслы и росписи.
Задание №1
Нужно отгадать загадки:
1)Золотом и алым цветом
Эта чаша расцвела.
Солнцем, ягодами, летом
Вдруг наполнилась она!
Угадаешь, что за чудо?
Это чудо… (хохлома)
-Где картинка с хохломской росписью?
Какие элементы хохломской росписи вы знаете?
( Листики,
Завитки, колечки,
ягодки, веточки,
травка.)
2)По розанам и купавам
Скачет конь вороной
И серебряною сбруей
Он звенит над землёй.
Вот так удаль молодецкая!
Это роспись… .(городецкая)
-Где картинка с городецкой росписью)
- какие элементы городецкой росписи вы знаете?
(Розан, купава, кони, птицы.)
Задание №2
Д/и «Собери картинку» (гжельскую, городецкую, хохлому)
Разбиваемся на команды и по образцу собираем картинку с росписью.
Задание №3
Послушайте и посмотрите сказку(Презентация)
-Расскажу я вам не сказку, а быль. Ну, слушайте.
В некотором царстве, в тридесятом государстве, в самом центре земли русской, в деревушке под названием Гжель жил да был древний старик по прозванию Федот. Долгую жизнь Федот прожил. Сызмальства рисовал. Сначала палочкой на песке, потом и кистью выучился. А руки у были у него не простые – словно золотые.
Так и прозвали его - «Федот – золотые руки». Как взмахнет кистью, словно палочкой волшебной, так и вырастают цветы да ягоды красоты неписанной. Взмахнет другой раз – зацветут узоры еще краше прежнего. Только цветы да ягоды не простые, а сказочные, цвета синего да голубого.
Сам рисовал дед узоры, да и других обучал своему затейливому искусству. Много было у Федота учеников, и все они выросли в больших мастеров и расписывали посуду не хуже учителя своего. Живут они и поныне.
(Воспитатель обращает внимание на выставку и посуду расписанную гжельскими мастерами. Рассматривает и показывает детям.)
- Посмотрите, какая красота. Не чайник, а петух расписной. А узоры-то, узоры ... И цветы синие да голубые. И впрямь волшебство. Ну и затейник дед Федот.
-А может быть, и вы хотите пойти в ученики к мастеру - золотые руки? (ответы детей)
-Ребята, посмотрите на столах уже лежат
силуэты чайников. Какие они все белоснежные, но совсем не интересные, какие-то одинаковые. Давайте мы с вами их украсим.
-Только я не вижу на столах ни кисточек,ни красок. Чем же мы будем рисовать? Ребятки, а чем еще можно рисовать? Какие способы рисования вы знаете? (ответы детей: красками, карандашами, губкой. Мятой бумагой, зубной пастой и т.д)
-Мастерская то необычная, посмотрите?!
(в углу засветился сундук)
-Ребята посмотрите какой сундук, он светится, давайте посмотрим, что в нем?
(открываем сундук, смотрим что в нём и достаём стеки)
-Интересно, как же стеками можно рисовать? Давайте подойдём к рабочим местам.
-Можно я первая попробую порисовать(царапаю).
-Ребята посмотрите, если стекой процарапать, появляется синий след. Ведь так можно расписать нашу посуду, достаточно процарапать рисунок. А техника эта называется «граттаж». Давайте повторим. Граттаж - это способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом, для такого рисования нужно сначала подготовить основу - натереть лист бумаги свечой или восковыми карандашами, а сверху нанести слой краски.
-Я предлагаю разогреть наши пальчики, приготовим их к работе.
Наши синие цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки.
Головой качают, тихо засыпают.
Завтра утром все цветки
Вновь распустят лепестки
Теперь давайте приступим к работе. (тихая музыка). Мастер вам сделал заготовки чайников, сначала закрасил чайник восковым карандашом синего цвета, затем покрыл это гуашью белого цвета(белилом). А мы с вами их украсим.
Берем трафареты и стекой процарапываем рисунок. Придется приложить некоторые усилия, чтобы процарапать рисунок. Сейчас я объясню вам, что нужно сделать. Посмотрите ребята на этот «чайничик». Ещё раз повторим какая это роспись? Гжель. Правильно, приступаем к работе.
Ребята вам нравится свои работы? Мне нравятся. Вы большие молодцы!
Воспитатель:
- Спасибо, мастера, за ваше старание.
Ваши работы отправим на выставку:
- О каком промысле мы сегодня беседовали? (ответы детей)
- Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?
-В какой технике мы изображали гжельскую роспись на наших чайничках?
- Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное - вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи!
Сюрпризный момент
- Ой, ребята посмотрите опять наш сундучок светится?!Давайте посмотрим, что там?!
(Воспитатель с детьми заглядывает в сундучок и достают конфеты в виде гжельской розы).
-Ребята, это вам!
А сейчас мы с вами пройдем в группу, а всем гостям скажем до свидания!