СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого занятия по журналистике

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия по журналистике»

Открытое занятие № 44

в кружке « Живое слово»

Руководитель Афендикова Д.Э.


Тема: «Мастерство журналиста»

Дата: 19.11.2019

Цель: определить, что такое мастерство журналиста, ознакомится с его характеристиками.

Обучающие: дать понятие о мастерстве данного ремесла, ознакомить с некоторыми советами, обучить тонкостями журналистского мастерства.

Развивающие: развить творческие способности, индивидуальное мышление, умение лаконично и точно выражать свои мысли.

Воспитательные:

  • расширить кругозор, развить владение словом;

  • развить коммуникативные навыки;

  • повысить уровень мотивации к самостоятельной работе над изучаемым материалом.

Оборудование: листы А3, карандаши/ручки, раздаточный материал.


Ход занятия

1часть – 45 минут

Вступительное слово руководителя кружка.

Педагог: Ребята, запомните непреложный закон литературного творчества: кому есть что сказать, скажет всё и в немногом. Порой и печатного листа ему будет достаточно, как тому же Чехову. А кому нечего сказать, тот пишет до бесконечности. Но часто за многословием – одна взбитая словесная пена и пустота внутри.

Научиться писать и писать хорошо – можно. Но с одним непременным условием - необходимо обучиться мастерству, перенять все секреты этой древней профессии, которой владели истинные Мастера. Если вы, мои молодые коллеги, выбрали для себя профессию журналиста, то обязаны учиться всю жизнь. Без этого, в среднем аудитория успевает познакомиться только с четвёртой частью в нашей профессии человеку делать нечего, так что учить творчеству не только можно, но, уверена, и нужно. Хочу ещё дать вам конкретный совет, как возможно будущим профессиональным журналистам: заведите «записную книжку журналиста» и в неё записывайте слова и выражения, которые не затёрты в речах политиков, в телеэфире, печатных СМИ, а звучат свежо, порой неожиданно. Пусть эти слова будут звучать даже «необтёсано - грубовато» (ведь взяты они из самой глубины жизни народной, из нашего повседневного быта), но зато своей «незаштампованностью», неординарностью они обязательно остановят на себе даже беглый взгляд читателя. записывайте все свои мысли, делайте зарисовки.
берите эту записную книжку с собой в деревню, когда едите в гости к бабушке с дедушкой, не забывайте её в своих туристических поездках по стране. Мы, работающие с русским словом профессионально, должны учиться у своего народа. Фольклор, устная речь всегда идёт на шаг впереди речи письменной. Искусство писать журналист постигает на протяжении всего своего творческого пути, изучая образцы этого искусства, штудируя теорию, претворяя свои замыслы в журналистские произведения. и помните, что значительное место в вашей журналистской деятельности займёт работа с материалами, написанными другими авторами. и не обязательно журналистами. Я говорю о редактировании, литературной правке направленного вам материала, чем вы овладеете только после того, как осилите азы журналистского мастерства. Подчеркну, что коренной проблемой для «потребителя информации» (термин, которым сегодня социологи обозначают читателя, слушателя, зрителя) является её отбор.

Отдельный человек, коллектив, учреждение способны воспринять и переработать лишь ничтожно малую долю гигантского массива сведений, которые ежесекундно возникают вокруг них. По данным опросов газетного материала, с 5 % телевизионного и 15% радийного вещания.

Нам же с вами необходимо вести речь о каком-то минимуме полезной информации, без которой потребитель не может существовать в этом мире.
Журналист обязан понимать мотивы человека, по которым он выбирает тот или иной канал информации:

а) авторитетность источника информации;

б) привлекательность формы подачи;

в) полезность предоставляемой информации;

г) внятность позиции журналиста, готовившего информационное сообщение;

д) стиль и язык информационных материалов;

е) новизна сообщения;

ж) доступность для понимания;

з) правдивость.

На журналистику распространяются все требования, которые предъявляются к социальной информации. Но в СМИ информация должна быть не только правдивой, но и актуальной. У нас часто актуальность путают со скоростью того или иного сообщения, которое доводится до читателя, слушателя, зрителя. Но это не одно и то же. Актуальность – это не оперативность. Это значит, что журналист не должен обходить острые темы, не бояться затрагивать так называемые «трудные вопросы», возникающие у населения. В этом суть актуальности социальной информации в СМИ.

Журналист оперирует документальными фактами и выдаёт читателю, слушателю, зрителю правдивую информацию. Правдивость – чрезвычайно важная черта социальной информации. Но журналисту нужно чётко понимать: существует так называемая бытовая информация и социально значимая.
Поясню это на конкретном примере. «Вчера у моего соседа от старости умерла собака». С точки зрения бытового факта - это абсолютная, правда. Но кого из читателей газеты сможет заинтересовать подобная социальная информация? Эта «бытовая, правда» новостью не является.

Коренная особенность журналистской информации заключается в том, что её социальная (человеческая) сущность должна подаваться подчёркнуто ярко, выпукло, с ясной гражданской позицией журналиста. Вы спросите: а объективность? Ведь любой комментарий пишущего, позиция автора – субъективна. Но в том-то и заключается мастерство журналиста, которое не позволит скатиться к грубому подражанию и подмене фактов их субъективной трактовкой.
Сегодня вам нужно чётко уяснить для себя: сам по себе факт новостью не является.

Мастерство, правдивость и честность. Всё тут в равной степени важно. Скажем, достоверный факт подан журналистом коряво и неумело. Что тогда? Самое худшее: важная социальная информация может просто быть не понятой «потребителем информации» - слушателем, читателем, телезрителем. И в этом всегда виноват – журналист, выпускающий «информационный продукт».
Слабый материал не всегда примитивен. Он может быть чрезмерно усложнённым для читателя. Но и «усложнённый», «утяжелённый» иностранной лексикой, профессионализмами, жаргонизмами материал – тоже показатель слабины журналистского произведения.

Отсюда вывод – не надо усложнять, пишите простым и понятным языком. В. Ключевский утверждал, что мудрёно пишут только о том, чего не понимают. Некоторые журналисты, плохо овладевшие курсом «Основы журналистского мастерства», очевидно, полагают, что подобная социальная информация с использованием заимствованных слов принимает умный, почти мудрый вид. Но это не более того, как имитация значимости журналистского произведения. Ведь в итоге она получается не мудрой, а - мудрёной, непонятной читателю и потому не достигает поставленной автором цели.

Но, для того, чтоб поданная вами информация вызывала интерес, дам простой совет – читайте больше классики, обогащайте свою речь!

Упражнение «Билет на Гавайи»

Цель: научиться убеждать, находить аргументы в пользу своей позиции.

Вся группа объединяется в команды по 3–4 человека, которым дается следующая инструкция. «Вашей команде каким-то образом достался билет на Гавайи. Билет только на одного человека, и его нельзя продать, обменять, полететь всем вместе и т. д. Решите, пожалуйста, кто из вас полетит, и почему».

Группа совещается в течение 5 минут, после чего рассказывает о своем решении.

Итоги упражнения:

Какие приемы и методы убеждения были использованы?

Что сработало?

Что было не эффективно?

Что ещё можно было сделать?

Поговорим об информативности. Информативность – важнейшая характеристика журналистского текста.

Мы с вами говорим о публикациях СМИ, которые предназначены не для «специальной», а для широкой читательской аудитории. Все публикации (сведения), безусловно, различаются по степени важности и тематике.

Несколько слов об информации, передающей авторскую точку зрения. Запомните: выяснение отношений между явлениями, причинно-следственных связей требует однозначного толкования в авторской оценке события, явления, процесса и т.д. Тут нужно тщательно следить за тем, чтобы не было «подтекста», «прочтения между строк», двоякого толкования - вы должны очень четко выражать и доносить свою мысль. Она должна быть понятной и «прозрачной» для читателя.

От теории – к практике.

Упражнение «Исправление ошибок»

Участники получают карточку с заданием, затем исправляют ошибки в тексте (орфографические, пунктуационные, стилистические, если они есть).

Например:

Большая половина участников хорошо подготовилась к заданиям.

Работа не была мною закончена благодаря болезни.

Молодые учёные выступают зачинщиками многих хороших дел.

Вот с таких мелочных инцидентов и начинаются войны.

Он рано приобрёл знаменитость.

Этот фильм обречён, без всякого сомнения, на редкий успех.

Что такое «смысловая скважина» и как журналисту её избежать
В отличие от уточняющей дополнительная информация не связана непосредственно с единицами текста, содержащими ключевую информацию. При введении её в журналистском тексте возникает новая тема и образуется смысловая скважина, нарушающая связность текста. ( То есть, вы написали заметку и решили её дополнить какими – то фактами, но эти факты уходят от данной вами темы изначально, отсюда смысловая цепочка рвётся-получается скважина).

Каким критериям должен отвечать ваш текст?

Основные характеристики журналистского текста:

Каждый, кто берётся (в любом журналистском жанре) создать текст, должен знать, что этот текст должен отвечать следующим характеристикам:
а) целостность;
б) связность;
в) закреплённость в определённой знаковой системе;
г) информативность.

Целостность текста

Целостность журналистского текста обеспечивается смысловой нитью, которая должна проходить через весь текст. Стремясь к целому, никогда не забывайте о частях. А работая над частями, держите в голове, умейте видеть целое.

Целостность текста – это психолингвистическая структура. Она достигается единством замысла и точностью построения текста, целостностью образного осмысления материала, ясностью логического развёртывания мысли, стилистическим единством текста.

Основная концепция: подходить к своему журналистскому произведению как к литературному целому. Статью из газеты читаешь один раз. Если она написана так, что из-за смысловых скважин не сразу поймёшь, что и, как и текст, нужно перечитывать, значит, корреспонденция неудачна.

Прочтите, например, следующую корреспонденцию: «На Макеевском заводе. На Макеевском металлургическом заводе ведутся большие работы по сооружению рельсо - балочного цеха. С пуском в этом цехе двух новых станков на заводе будет завершён полный цикл производства. Сданы в эксплуатацию первые агрегаты и мощные краны в машинном зале и становом пролёте. На строительстве рельсо - балочного цеха предстоит вынуть сотни тысяч кубометров грунта, уложить много тонн бетона, миллионы штук кирпича. Рельсо - балочный цех будет оснащён новейшим оборудованием.».

А теперь скажите: что же всё-таки происходит на Макеевском заводе? С одной стороны, речь идёт о пуске двух станов (пущены в эксплуатацию агрегаты и станы), а с другой стороны – ещё нужно вынуть сотни тысяч кубометров грунта, то есть только приступить к работе. Абсолютно ничего не дают читателю и такие неопределённые показатели, как «сотни тысяч кубометров», «много тысяч тонн», «миллион штук». Избегайте «общих слов» и «неконкретных цифр». Это пустая, нулевая информация. И в выше приведённой заметке «На Макеевском заводе» эта «нулёвка» даже не выполняет функции «склеек» разрозненных кусков.

Журналистский текст должен быть связан, быть целостным.

Связность текста

Связность текста – условие его целостности. Сам термин «текст» (от латинского – textus) означает «связь», буквально – «ткань». Чтобы понять текст, недостаточно уяснить значение изолированной фразы: каждая фраза включает в себя значение предыдущей.

Если текст прерывист, значит, в нём есть смысловые скважины, которые читатель в процессе своего восприятия текста должен заполнить. Чтобы текст был понят правильно, либо сам читатель должен располагать необходимыми для этого знаниями, либо предыдущее изложение должно подводить его к заполнению очередной смысловой скважины. Если эти условия не будут соблюдены, понимания между автором и читателем никогда не возникнет.
Средства, которыми осуществляется связь между частями текста
средства, которыми осуществляется связь (сцепление) между элементами текста, различны, и лишь в небольшом числе случаев это средства грамматические. в официальных материалах и научной прозе ведущими средствами являются чётко выраженные логические связи.

Распространённым принципом связи между элементами текста в информационных материалах служат также повторы, которые помогают читателю следить за мыслью. Эти повторы не являются проявлением стилистической неграмотности журналиста – повторяются лишь ведущие (ключевые), несущие основной смысл слова, замена которых синонимами чревата утратой точности выражения мысли, искажением терминологии.

Хочу сразу предупредить будущих журналистов: не стремитесь, во что бы то ни стало предотвратить неверное толкование текста, пережёвывая уже разжёванное. Так легко текст засушить, сделать его для читателя неинтересным. Но ещё хуже, если оставите в тексте смысловые разрывы (скважины), заполнить которые читатель сам не может.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Гимнастика для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.

3. Сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.

Общая гимнастика

Комплекс 1

1. И.п. — стойка: руки за голову, голову наклонить вниз; 1—2 — выпрямить голову, локти отвести назад, подняться на носки — вдох; 3—4 — и.п. — выдох (повторить 8—10 раз).

2. И.п. — основная стойка; 1—4 — руки вперед, сгибание и разгибание кистей на два счета; 5—8 — те же движения, подняв руки вверх; 9—12 — те же движения, разведя руки в стороны; 13—16 — те же движения в и.п. (повторить 2—3 раза).

3. И.п. — основная стойка: руки на поясе; 1 — выпад правой ногой вправо, наклон туловища вправо, руки вверх; 2 — и.п.; 3 — выпад левой ногой влево, наклон туловища влево, руки вверх; 4 — и.п. (повторить 8—10 раз).

4. И.п. — основная стойка; 1 — правую ногу вперед на носок, руки в стороны; 2 — правую ногу вправо на носок, руки вперед; 3 — правую ногу назад на носок, руки вверх; 4 — и.п.; 5—8 — те же движения, но левой ногой (повторить 2—4 раза). Принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5—8 с.

Физкультминутка на регуляцию психического состояния.

«Не боюсь»

Дети выполняют действия под речевку учителя. Причем учитель говорит строчку речевки и делает паузу, а в это время дети про себя повторяют строчки:

Я скажу себе, друзья,

Не боюсь я никогда

Ни диктанта, ни контрольной,

Ни стихов и ни задач,

Ни проблем, ни неудач.

Я спокоен, терпелив,

Сдержан я и не хмурлив,

Просто не люблю я страх,

Я держу себя в руках.



Вторая часть – 45 минут


Упражнение «Трудная ситуация»

При общении часто возникают трудные ситуации, найти выход, из которых порой нелегко.

- Вчера ты мне шел навстречу и не поздоровался. Это невежливо.

Вопрос обучающимся: Что вы ответите? Обучающиеся по очереди высказывают свою точку зрения.

Мастерство журналиста имеет кучу различных тонкостей и нюансов. Я объединила некоторые из них и хочу предоставить вашему вниманию краткий перечень основных советов начинающему журналисту.

1. Пишите хороший лид

Лид – это вступление к статье, которое должно завлечь потенциального читателя и превратить его в реального. От лида зависит успех вашего труда. Напишите отличное вступление – ваша статья будет иметь успех. Напишите скучный лид – вся ваша работа окажется бесполезной. Первый абзац статьи должен кратко рассказывать, о чем дальше пойдет речь. Лид не должен содержать в себе больше, чем 35-40 слов и должен быть достаточно интересным, чтобы читатель захотел прочесть и остальной текст.

2. Пишите кратко

Особенно, если вы пишите новостную статью. Старайтесь как можно лучше раскрыть ситуацию, используя как можно меньшее количество слов. Информационные статьи, конечно, требуют больших подробностей, но и здесь не стоит уподобляться русским классикам и тратить несколько абзацев на то, что можно описать парой предложений.

3. Структурируйте текст правильно

Пользуйтесь моделью перевернутой пирамиды. Раскрывайте все самое главное в начале статьи и заканчивайте ее самой незначительной информацией. Это может вам показаться странным, но, поверьте, этот метод работает. Большинство людей «сканируют» текст, читая лишь начало абзаца. Помещая самое важное в конец статьи, вы рискуете оставить эту часть информации без внимания читателей.

4. Налаживайте контакты

Контакты – наше все. Ни в одной сфере деятельности вы не сможете добиться потрясающих успехов, если у вас нет нужных знакомств. В журналистике же знакомства дают не только возможность продвинуться по карьерной лестнице, но и информацию и идеи для статей.

Упражнение – «Купля-продажа»

Для чего: Для развития навыка убеждения.

Как выполнять: Для выполнения этого упражнения вам понадобится партнер. Выберите любой из окружающих вас предметов и постарайтесь «продать» его собеседнику. Это что-то вроде классической задачки «продай мне ручку» на собеседовании. Описывайте положительные качества предмета, обращайте его минусы в особенности, доказывайте, как он нужен партнеру.

Длительность упражнения: Пробуйте «продавать» в течение 3 минут.



5. Всегда будьте наготове

Если журналистика – это то, чем вы зарабатываете себе на жизнь, то вы должны постоянно иметь при себе что-то, чем писать, и что-то, на чем писать. Если вы отправляетесь на какое-то мероприятие, как журналист, то продумайте вашу одежду. Она должна подходить к случаю. Не стоит надевать модные туфли, зная, что вам, возможно, придется ходить по грязи. В первую очередь вы должны быть в состоянии взять интервью или осветить событие, а не стараться быть иконой стиля.

Упражнение - «Общий заголовок».

Одновременно всем обучающимся написать краткий текст на разные темы (школьная жизнь, дружба, семья, животный мир, природа, политика, погода, общественная жизнь, культура и т.д.) под общим заголовком «Лёд тронулся». Заголовок должен быть обыгран в тексте.

6. Продумывайте текст

Если вы понимаете структуру своей статьи, то она напишется сама по себе. Создайте текст в своей голове, а уже потом переносите его на бумагу или в текстовый редактор. Если вы не знаете, с чего начать, то представьте, что пишете своему другу письмо, в котором вы рассказываете свою историю. Этот прием поможет вам найти слова для лида.

7. Проверяйте текст

Проверяйте написанный текст с дотошностью перфекциониста. Проверяйте грамматику, пунктуацию, логичность предложений и их связь между собой, цитаты, которые вы используете, пробелы между словами и так далее. Чистый и правильный текст – это ваша цель.

8. Практика

Будучи начинающим журналистом, вы должны хвататься буквально за любую возможность написать что-либо. Пишите для местных газет, работайте на фрилансе, пишите текст для своих знакомых. В целом, практикуйтесь как можно больше. Можете создать свой блог и писать там обо всем, что вам интересно. Вы должны выработать свой стиль и “набить руку”.

9. Не ограничивайтесь одним источником

Используя несколько источников, вы сможете не только подробнее раскрыть тему, но и убедиться в том, что информация, которую вы подаете в своей статье – правдива. Написать статью, основываясь на изначально ложных фактах, – это худшее, что может сделать журналист. Потратив силы понапрасну, вы еще и ощутите на себе всеобщее негодование.

10. Проверяйте имена

Особенно это касается имен и фамилий иностранцев. Проверьте сто раз, правильно ли вы написали имя человека. Иногда, из-за такого, на первый взгляд незначительного нюанса, могут возникнуть серьёзные проблемы и недопонимания.

Групповая рефлексия

  • Что нового ты узнал на занятие?

  • Где ты применишь полученные знания?

  • В какой момент занятия ты чувствовал себя особенно успешным?

  • С кем тебе было интереснее всего работать в паре/группе? Почему?

  • За что бы ты себя похвалил сегодня?


  • Домашнее задание – написать эссе на тему «Новый год для меня – это…»


Список рекомендованной литературы

1. Л.Д. Бершидский «Ремесло». М., Литрес, 2013

2. А.В. Колесниченко «Настольная книга журналиста». М., Аспект-пресс, 2013

3. Е.Е. Пронина «Психология журналистского творчества». М., КДУ, 2006

4. М.Е. Литвак «Командовать или подчиняться?» М., Феникс, 2011

Вступайте в группу в ВК «Инфошкола»

8