Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Веселовская средняя общеобразовательная школа»
Глушковского района Курской области
Конспект открытого занятия «Подвижные игры народов России» кружка «Непоседы» внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления в рамках районного семинара учителей начальных классов
2 класс
Конспект составила: Шевченко Людмила Васильевна, учитель физической культуры первой квалификационной категории
с.Весёлое-2019г.
ТЕМА занятия: «Подвижные игры народов России»
ЦЕЛЬ занятия: Привитие духовно – нравственного воспитания через знакомство с русскими народными подвижными играми, историей и культурой России.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- Познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России.
-Обучить правилам народных подвижных игр.
- Развивать сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание. - Содействовать формированию разносторонне развитой личности.
Оздоровительные:
- Содействовать укреплению сердечно-сосудистой, дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата;
- Способствовать развитию физических качеств (быстроты реакции, координации, внимания);
Воспитательные
- Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.
Воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
- Создать условия для активации творческого мышления детей
Форма организации занятия: нетрадиционная, игровая
Тип занятия: комбинированный
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ:
- здоровьесберегающие технологии: внедрение адаптивной системы обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их состояния здоровья, применение упражнений с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной), формирование умения сохранять правильную осанку в процессе разнообразных видов двигательной деятельности на занятии;
- технологии разноуровневого обучения: обеспечение свободы в выборе средств обучения посредством создания условий для выполнения заданий различного уровня сложности с учетом уровня обучаемости, дать возможность каждому ученику реализоваться, добиваться успеха;
- технологии коллективного обучения: обучение посредством организации групп учащихся для обучения в сотрудничестве, работающих совместно над решением какой-либо задачи, в процессе которой возникает необходимость адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся, устанавливая социальные контакты (во время подготовки инвентаря для занятий и его последующей уборке по окончании; в процессе выполнения игр);
- игровая технология: повышение у обучающихся интереса к учебным занятиям, усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помочь ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях;
- технология сотрудничества: учиться вместе, а не просто выполнять вместе.
- информационно компьютерные технологии (использование ТСО): использование компьютера в рамках урока (зарядка под музыкальное сопровождение, музыкальное сопровождение в играх)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
- развитие учебно-познавательного интереса к занятиям подвижных игр;
- развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование установки на здоровый образ жизни
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ,
- излагать факты истории возникновения игр, характеризовать их роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с духовно - нравственной культурой.
- представлять игру как средство укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), развития человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), как фактор успешной учёбы и социализации;
- планировать игры в режиме дня, организовывать отдых и досуг;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при организации и проведении игр, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью;
- подавать команды, вести подсчет при организации и проведении игр;
- бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения игр
- формировать навык систематического наблюдения за своим физическим состоянием по показателю частоты пульса, регулировать физические нагрузки и напряжённость во время игр.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: спортивный зал.
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 10.55
НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ИНВЕНТАРЬ:
- Стойки.
- Веревочка с мешочком.
- Мягкие обручи.
- Скамейки.
- Большие и маленькие мячи.
- Гимнастические палки.
- наглядные пособия (иллюстрации быта народов России, карта России);
- технические средства обучения: компьютер
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: 27.11.2019
КОНСПЕКТ СОСТАВИЛА: Шевченко Людмила Васильевна, учитель физической культуры МКОУ «Веселовская СОШ» Глушковского района
Этап урока | Частные задачи к конкретным видам деятельности | Содержание учебного материала | Дозировка | Организационно-методические указания |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ – 6 мин. |
1.Мотивационно- установочный. | Обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к занятию. | 1. Организованный вход в зал в колонне по одному с последующим построением учащихся в одну шеренгу, обмен приветствиями. | 1мин. | Требовать от учащихся согласованности действий, быстроты и четкости выполнения команд. |
Актуализация знаний | Создать целевую установку на достижение конкретных результатов в предстоящей деятельности. Содействовать профилактике травматизма | 2. Сообщение задач занятия учащимся с разъяснением правил техники безопасности при выполнении упражнений. | 25-30 сек | Обеспечить предельную лаконичность, конкретность и смысловую емкость задач занятия и правил ТБ, доступность понимания их формулировок контингенту учащихся. |
| Организовать учащихся к выполнению упражнений в передвижении. | 3. Перестроение в три шеренги с размыканием на вытянутые руки на дистанции. | 10-15 сек | Выполнять перестроение и передвижение по команде и под счет учителя. |
2.Организационно- деятельностный. | Содействовать общему «разогреванию» и постепенному введению организма учащихся в активную двигательную деятельность. | 4. Зарядка под музыку «Солнышко лучистое» | 4 мин | Акцентировать внимание занимающихся на необходимость сохранения принятой дистанции, правильного положения рук при передвижении. |
| Организовать учащихся к выполнению эстафет | 5. Перестроение в две шеренги для приветствия команд. Перестроение в две колонны для проведения разминки (эстафеты). | 10-15 сек | Выполнять перестроение и передвижение по команде и под счет учителя. |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 33 - 34 мин. |
3.Контрольно- регулировочный. | Формировать у детей навыки соблюдать правила Веселых стартов и безопасности, развить интеллектуальные способности, умение состязаться и находить общий язык в командах. Проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание. Подготовить организм для дальнейшей игровой деятельности. | Эстафета № 1. «Переправа» 1.Объяснение. На игровой площадке чертятся две ровные линии на расстоянии 3—5 м. Это берега, между которыми располагается болото. На поверхности болота начерчены на расстоянии 20—30 см друг от друга кочки-кружки. Дети становятся на одном берегу болота. Их задача, перепрыгивая с кочки на кочку, перебраться на другой берег болота. Правила: Прыгать можно на одной или на двух ногах. Кто из играющих детей оступится и попадет ногой в болото, тот выбывает из игры. 2. Опробование эстафеты. 3. Эстафета. 4. Подведение итогов эстафеты. | 2 мин | Акцентировать внимание учащихся на необходимость самоконтроля за техникой бега. Выполнять в умеренном равномерном темпе Акцентировать внимание на правильность выполнения. Выполнение эстафеты, исправление ошибок и недостатков. Выявление лучших. Чья команда быстрее справится, та и победит. Чётко и правильно повторять упражнения. Соблюдать технику безопасности. Следить за правильным выполнением задания. |
| Формировать развитие быстроты, ловкости, соблюдать правила безопасности | Эстафета № 2. «Отнеси-принеси» 1.Объяснение. «Отнеси-принеси» - на противоположном конце площадки кладут обруч. Первым игрокам вручают по корзине с малыми мячами. По сигналу дети бегут раскладывают все мячи в обруч, бегут обратно и пустую корзину передают вторым номерам. Вторые номера бегут, собирают мячи в корзину и передают следующему игроку и т.д., пока не соберут все мячи. 2. Опробование эстафеты. 3. Эстафета. 4. Подведение итогов эстафеты. | 2 мин | Формирование самооценки направленной на правильность выполнения двигательного действия. Личный показ. Акцентировать внимание на правильность выполнения. Повторение ТБ Выполнение эстафеты, исправление ошибок и недостатков. Выявление лучших. Чья команда быстрее справится, та и победит. |
| Формировать развитие скоростно- силовых и координационных способностей, соблюдать правила безопасности | Эстафета № 3. «Кузнечики» 1.Объяснение. «Кузнечики» команды стоят в колонну по одному. По команде все кладут на плечи руки впереди стоящего и на правой ноге прыгают до флажка. Обогнув флажок, прыгают назад на левой ноге. Правила: нельзя менять ноги, становиться на две ноги, расцепляться 2. Опробование эстафеты. 3. Эстафета. 4. Подведение итогов эстафеты. | 2 мин | Повторение ТБ. Личный показ. Выполнение эстафеты, исправление ошибок и недостатков. Выявление лучших. Выигрывает та команда, которая быстрее закончит эстафету |
| Формировать развитие быстроты и точности двигательных действий, ловкости, координационных способностей, соблюдать правила безопасности | Эстафета № 4. «Хоккеисты» 1.Объяснение. По сигналу учителя первый игрок ведёт двумя гимнастическими палками третью, обводит стойку и также возвращается обратно. Передаёт гимнастические палки следующему игроку. 2. Опробование эстафеты. 3. Эстафета. 4. Подведение итогов эстафеты. | 2 мин | Эстафета продолжается пока вся команда не выполнит задание. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание. Повторение ТБ. Личный показ. Выполнение эстафеты, исправление ошибок и недостатков. Выявление лучших. |
| Содействовать оптимизации организма дыхания и ЧСС. | 6. Упражнения в глубоком дыхании при перестроении в одну шеренгу. | 10-15 сек | Акцентировать внимание учащихся на ритм дыхания. |
Открытие нового знания. Применение нового знания. | Определить тему урока. Развивать интерес к самостоятельным занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта. Содействовать развитию координации, ловкости, смелости, решительности. Создать целевую установку | 7. Подвижные игры народов России. 1.Станция «Кавказские народные игры» Дагестанская Игра «Удочка» 1.Объяснение. Ход игры. Играющие встают в круг. В середине его водящий с веревкой, на конце которой привязан мешочек с песком. По команде ведущего водящий начинает кружить веревку с мешочком над землей так, чтобы мешочек постоянно касался земли. Правила игры. Играющие перепрыгивают через веревку, когда она подходит к ногам, стараясь не задеть. Задевший становится водящим. 2. Игра. Звучит лезгинка 3. Подведение итогов игры. | 2 мин. 5 мин | Обратить внимание на то, чтобы круг был большим во избежание столкновений. Обратить внимание, чтобы учащиеся подпрыгивали на двух ногах. Вращать удочку на расстоянии 5см. от пола. Соблюдать правила игры. |
| Активизировать и развивать двигательную деятельность, быстроту и точность на реагирования сигнала, ориентирование в пространстве, тесную взаимосвязь с познавательной и мыслительной деятельностью детей, посредствами народной игры. Создать целевую установку на достижение конкретных результатов в предстоящей деятельности. Содействовать профилактике травматизма. Обеспечить организацию и готовность учащихся к игре. | 2. Станция «Игра народов севера» игра «Ловля оленей» 1.Объяснение. Ход игры. Среди играющих выбирают двух пастухов, остальные участники – олени. Они становятся в круг. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три – лови!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают от мяча бегая по кругу. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным. После четырех–пяти повторений подсчитывается количество пойманных оленей. Правила игры: Игру надо начинать только по сигналу. Бросать мяч можно только в ноги игроков. Засчитывается прямое попадание, а не после отскока. 2. Игра. Звучит музыка «Мы поедим, мы помчимся» 3. Подведение итогов игры. | 6 мин | Требовать от учащихся согласованности действий, быстроты и четкости выполнения. Обратить внимание на то, чтобы круг был большим во избежание столкновений. Выбирать пастухов считалочкой. |
| Воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость, смелость во время занятий спортом, содействие развитию психических процессов в ходе игровой деятельности. Создать целевую установку на достижение конкретных результатов в предстоящей деятельности. Содействовать профилактике травматизма. | 3.Станция «Чувашские народные игры» Чувашская народная подвижная игра «Пастух и овцы» 1.Объяснение. Ход игры. Среди игроков выбирают 2-3 пастухов и 2-3 овец. Остальные встают в круг, берутся за руки и поднимают их вверх. Овцы находятся внутри круга, они выбегают из него и снова забегают. Пастухи (они вне круга) ловят овец, когда те выбегают из круга. Правила игры. Если пастухи поймают всех овец, то они меняются с ними ролями. Если пастухи не смогут поймать ни одной овцы, то выбирают новых пастухов. Пастухи осаливают овец касанием руки. 2. Игра. Звучит чувашская музыка 3. Подведение итогов игры. | 6 мин | Обратить внимание на то, чтобы руки играющих не расцеплялись, чтобы пастухи не забегали во внутрь круга. Обратить внимание на то, чтобы круг был большим. Стимулировать учащихся к самоанализу результативности собственной деятельности на занятии. Акцентировать внимание учащихся на необходимость самоконтроля |
| Воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств. Создать целевую установку на достижение конкретных результатов в предстоящей деятельности. Содействовать профилактике травматизма. Обеспечить организацию и готовность учащихся к игре. | 4.Станция «Русские народные игры» - Русская народная игра «Бездомный заяц» 1.Объяснение. Ход игры. Из всех участников выбираются охотник и бездомный заяц. Оставшиеся игроки — зайцы, чертят каждый себе круг и встают в него. Охотник пытается догнать убегающего бездомного зайца. Правила игры. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг. При этом, тот участник, который стоит в этом кругу, должен сразу же убегать, так как теперь он становится бездомным зайцем, и охотник ловит теперь его. Если охотник зайца поймал, то пойманный становится охотником. 2. Игра. Звучит русская музыка 3. Подведение итогов игры. | 6 мин | Во время бега соблюдать дистанцию и не толкать игроков. Следить за правильным выполнением заданий. Соблюдать правила игры. По окончании игры учитель подводит итоги игр |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ – 6 мин. |
4. Рефлексивно- оценочный. Рефлексия | Развивать умение применять полученные знания, умения и навыки для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий. Содействовать осмыслению учащимися результативности собственной учебно-познавательной деятельности. | Построение в одну шеренгу и подведение итогов занятия: - выявление мнений учащихся о результативности их деятельности, - обобщение высказываний учащихся, - оценка степени решения задач, - выделение лучших, - организованный выход из зала. | 6 мин. | Стимулировать учащихся к самоанализу результативности собственной деятельности на занятии. |