СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого занятия «Программирование робота»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по теме: «программирование робота» направлено на повторение, обобщение и закрепление понятий «цикл» и «условие» в программирование.  

Занятие проходит в виртуальном мире игры MINECRAFT. С помощью установленного мода у ребят есть возможность управлять и программировать своего виртуального робота, которого зовут Черепашка. Создавая программу, обучая робота танцевать и добывать ресурсы ребята повторят и закрепят типовые приемы программирования. В рамках одного занятия представлен широкий спектр различных видов деятельности. Предполагается и совместная деятельность по строительству шахты, и творческая кастомизация своего робота и практическая работа по составлению программ.

Разработка данного занятия содержит систему игровых заданий, помогающих в доступной и интересной форме развивать умение совместной работы, логическое мышление, фантазию и воображение детей а также, уважение друг к другу.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия «Программирование робота»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Надежда»

муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия)

(МБУ ДО «ЦДО «Надежда»)













Тема разработки: конспект открытого занятия

«Программирование робота»









Разработчик: Каланчев Владимир Андреевич - педагог дополнительного образования.

Направленность: техническое

Возраст детей: 7- 9 лет

Место реализации методической разработки: п. Айхал Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Надежда»», объединение «Робототехника»







п. Айхал

2023 г.

Пояснительная записка

Занятие по теме: «программирование робота» направлено на повторение, обобщение и закрепление понятий «цикл» и «условие» в программирование.

Занятие проходит в виртуальном мире игры MINECRAFT. С помощью установленного мода у ребят есть возможность управлять и программировать своего виртуального робота, которого зовут Черепашка. Создавая программу, обучая робота танцевать и добывать ресурсы ребята повторят и закрепят типовые приемы программирования. В рамках одного занятия представлен широкий спектр различных видов деятельности. Предполагается и совместная деятельность по строительству шахты, и творческая кастомизация своего робота и практическая работа по составлению программ.

Разработка данного занятия содержит систему игровых заданий, помогающих в доступной и интересной форме развивать умение совместной работы, логическое мышление, фантазию и воображение детей а также, уважение друг к другу.


Цель: систематизация и обобщение имеющихся представлений о типовых приемах программирования (цикл, условие) на примере программирования робота в игре MINECRAFT.

Задачи:

  • Обучающая: систематизировать и обощить сведения о типовых приемах программирования (цикл, условие, использование переменных). Использовать их на практическом примере при программировании робота в игре MINECRAFT.

  • Развивающая: развитие логического мышления, внимания, памяти.

  • Воспитательная: развития умения совместной работы в команде, уважения друг к другу.


Учебно-материальное оснащение:

- компьютеры;

- проектор;

- программное обеспечение: Minecraft forge 1.8.9, мод ComputerCraftEdu

Методы и приёмы обучения: наглядный, практический, устный.

Используемые педагогические технологии: инновационные технологии (работа в виртуальном мире)







Тема занятия: «Программирование робота»


Этап 1. Организационный

Приветствие детей. Вход в игру MINECRAFT. Общий сбор в виртуальном мире.


Этап 2. Постановка цели и задачи

Озвучивание цели и задачи.


Цель: систематизация и обобщение имеющихся представлений о типовых приемах программирования (цикл, условие) на примере программирования робота в игре MINECRAFT.

Задачи:

  • Обучающая: получить сведения о типовых приемах программирования (цикл, условие, использование переменных). Использовать их на практическом примере при программировании робота в игре MINECRAFT.

  • Развивающая: развитие логического мышления, внимания, памяти.

  • Воспитательная: развития умения совместной работы в команде, уважения друг к другу.


Введение в тему урока.

Показ примера с помощью проектора


Педагог: мы с вами в виртуальном мире в игре MINECRAFT. Но это не обычная игра. Здесь у нас есть робот помощник. Зовут его Черепашка. (Приложение 1, Рис. 1)

Предлагаю познакомиться с ним. У робота есть пульт управления. Здесь несколько разделов. В первую очередь, давайте изменим внешний вид нашего робота. Выберете тот, который вам понравится. (Приложение 1, Рис. 2)

А еще здесь можно управлять роботом. Например, есть команды двигаться вперед, назад, влево и право, а также вверх и вниз. (Приложение 1, Рис. 3)


Этап 3. Обобщение и систематизация знаний (понятие «цикл» и практическое применение.


Педагог: на уроках робототехники мы с вами конструировали и собирали роботов. И я всегда отмечал, что чтобы робот выполнял какую-нибудь работу, его необходимо запрограммировать. Здесь, в игре, робот у нас уже есть. И мы займемся программированием.

Давайте зайдем в панель управления нашей Черепашки и выберем пункт, где мы будем составлять программу. (Приложение 1, Рис 4)

Программа составляется из блоков на специальном поле. Давайте попробуем что-нибудь сделать: поставим подряд несколько стрелок «вперед» и нажмем кнопку «play». Мы видим, что Черепашка двинулась вперед 5 раз.

А теперь придумаем для нашей Черепашки небольшой танец. Заставим ее двигаться: вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево. У нас получилось, но Черепашка выполнила все движения только один раз. Чтобы заставить ее танцевать несколько раз, нам понадобится составить цикл. Циклом в программировании называется многократное повторение набора инструкций или команд. Чтобы лучше понять, что такое цикл, можно привести пример из жизни. Утром мы просыпаемся, идем в школу, потом возвращаемся, делаем уроки, ложимся спать. На следующий день все повторяется. И так много дней. Наши действия (сходил в школу, сделал уроки) - инструкции или команды. А повторения дней – и есть цикл.


Практическая работа.


Педагог: теперь используем цикл в нашей программе. У нас есть блок «REP», от английского repeat (повторение). Попробуйте сделать так, чтобы Черепашка повторяла свой танец 10 раз. (Приложение 1, Рис.5)


Этап 4. Обобщение и систематизация знаний (понятие «условие» и практическое применение.


Педагог: наша Черепашка умеет не только двигаться. Она еще может добывать ресурсы. Поставьте ее рядом с каменным блоком и нажмите команду, на которой нарисована кирка. Черепашка добудет камень. Значит мы можем сделать робота – шахтера, который будет добывать нам ресурсы. Но у нас есть проблема: если мы попробуем приметь кирку не возле блока, то наша программа выдаст нам ошибку. То есть Черепашка должна сначала подойти к какому-нибудь блоку (камень или земля) и только потом использовать кирку. Чтобы все это учесть в нашей программе нам понадобится команда inspect block, которая позволит понять Черепахе какой блок перед ней. А еще нам понадобится использовать условие. Условие в программировании – логическая конструкция, позволяющая выполнять команды или инструкции при возникновении определенных условий. Для использования условий у нас есть команды «IF», «ELSE» (если, иначе).

Логика нашей программы будет такой: Черепаха инспектирует блок перед ней. Если это «воздух» (ничего нет), то черепаха идет вперед. Иначе, Черепаха использует кирку, добывает ресурс и продвигается вперед. Чтобы эти действия повторялись многократно мы используем цикл.


Практическая работа.


Педагог: попробуйте самостоятельно составить программу, чтобы наш робот добывал ресурсы. (Приложение 1, Рис. 6)




Этап 5. Подведение итогов занятия.


Педагог: Вам предстоит ответить на вопросы для повторения

Что такое цикл?

Что такое условие?



Этап 6. Рефлексия


Педагог: а теперь давайте с помощью наших робот и программ, которые мы создали построим большую шахту. Дайте все поставим роботов перед горой в ряд и запустим их. У нас получилась шахта. Чтобы в ней стало светло, можно взять факелы и установить их.


















































Список литературы:

  1. Крейг, Р. Программируем с Minecraft / Ричардсон Крейг – М. : МИФ, 2017. - 368 с. Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. – М: Просвещение,1971.

  2. Фомичева, О.С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. / О.С. Фомичева. – М.: Гелиос АРВ, 2000. -192 с.

  3. Интернет источники:

ComputerCraft Tutorial https://www.youtube.com/watch?v=ptH99K2Q6WA&list=PLp2GEYjNp_oHtevvEJ0fw8NLWnjBH-SPE&ab_channel=MinecraftEdu

Черепашка, которая научит вас программировать https://www.youtube.com/watch?v=M2K-D5DJ28A




























Приложение 1

Рис. 1


Рис. 2


Рис. 3



Рис. 4


Рис. 5


Рис. 6