Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебная соль»
Цель: Формирование представлений детей о соли и ее свойствах через исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Расширить и углубить представления детей о соли (запах, вкус, цвет).
2. Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
3. Воспитывать усидчивость, бережное отношение к своему здоровью, интерес и способность работать в группах, коллективе.
Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение обследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Предварительная работа:
Рассматривание картинок и презентаций.
Беседа о добыче соли, чтение художественной литературы о соли.
Загадывание загадок.
Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.
Дидактическая игра «Свойства предметов»
Беседы по технике безопасности.
Проведение исследований, опытов.
Методы и приемы:
Наглядные: картинки, презентация.
Словесные: вопросы, рассказ педагога, положительная мотивация, художественное слово;
Практические действия: проведение опытов.
Оборудование: мешочки с солью, тарелочки, увеличительные стекла (на каждого ребёнка, ложечки, одноразовые стаканчики.
Ход занятия:
Познавательно-исследовательской деятельности
I ч. Вводная. Психотренинг «Какой чудесный день» (дети стоят около воспитателя)
1) - Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
- Ребята, какой сегодня чудесный день. У меня прекрасное настроение. Хотелось бы узнать, с каким настроением вы зашли в группу:
- Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь!
- Кому нравится общаться с ребятами – поднимите руки!
- Кто не любит ссориться - хлопните в ладоши!
- Кто уважительно относиться к товарищам, умеет выслушивать ответы – пожмите друг другу руки.
Я вижу, что у вас тоже хорошее настроение.
Воспитатель. - Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась посылка. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек - что же это может быть?
Слайдовая презентация на тему: «Добыча соли и её применение»
Загадка
На столе стоит всегда, Внешне, белая она.
И на вкус, не вкусна:
Но в пищу – каждому нужна.
(Ответы детей). Слайд №1
Соль, один из важнейших минералов на земле. Откуда она берётся?
Слайд №2
Добывают поваренную соль из соляных озер. В России много соляных озёр. Самое большое озеро – Баскунчак. На дне озера лежат огромные запасы соли. Вода в озере очень солёная. Слайд №3
В наше время соль добывают с помощью специального (соледобывающего) комбайна.
Слайд №4
Каменную соль добывают в глубоких рудниках (пещерах). Как она туда попала?
Все очень просто - месторождение каменной соли находят высоко в горах.
В древности на месте этих гор был океан.
Источниками соли являются моря и океаны. Слайд №5-6
Соль, содержащаяся в морской воде, называют морской солью.
Какие виды соли бывают? Слайд №7
На самом деле соль природного происхождения имеет сероватый оттенок.
Есть соль неочищенная (каменная) и очищенная (поваренная), а также крупная и мелкая.
Морская соль - добывается путем выпаривания морской воды.
(показать соль)
Где используется поваренная соль? Слайд №8
Соль используется в изготовлении пищи, в консервациях. Соль очень полезный минерал. Она нужна нашему организму, но соль не нужно употреблять в больших количествах.
Где используют морскую соль? Слайд №9
Морская соль используется в медицине.
Воспитатель: Ребята, я хочу вам предложить отправится в одно место, где проводят различные опыты и эксперименты. Вы знаете, как называется то место, где проводят опыты? (ответы детей – лаборатория). А как называются люди, которые там работают? (ученые).
Молодцы ребята! Мы превратимся в юных ученых, и отправимся в первую лабораторию, которая находится в нашей группе. Слайд №10
Но прежде, чем отправится в лабораторию, давайте вспомним, как мы должны вести себя в лаборатории. (ответы детей). Правильно ребята. Но хочу добавить: во время опытов не трогать руками лицо и глаза, не брать ничего в рот, опыты проводить только С ПОМОЩЬЮ взрослого.
Опыт №1.
Ребята, мы сегодня узнали какая бывает соль (морская, крупная, мелкая). Вот сегодня мы будем проводить эксперименты с мелкой солью.
Пройдите на места, возьмите стаканчики с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха). Какая она на вкус? (соленая). Насыпьте немного соли в тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая). Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? (зернышки, кристаллы, крупинки). Возьмите пипетку и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду). А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало). Возьмите баночку с водой и насыпьте в неё ложку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет). А как вы думаете какой стал вкус у воды? (солёная). Молодцы. А теперь давайте повторим что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает небольшое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды).
Ну а мы с вами, пока оставим блюдца в сторонке и отдохнем.
Физминутка:
«Дружные ребята» (дети врассыпную встают)
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали. (Шагаем на месте)
На носочках потянулись (Встать на носочки)
И друг к другу повернулись. (Повернулись лицом друг к другу)
Как пружинки мы присели, (Присели на корточки)
Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, мандарин)
Опыт № 2
«Плавающее яйцо». Мы взяли 1 сырое яйцо и два стакана с водой. В один из стаканов насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали. Затем в стаканы поочередно опустили яйцо. Там, где вода была пресная, яйцо сразу же опустилось на дно, а в стакане с соленой водой оно осталось на поверхности воды. Это было необыкновенное чудо, о котором мы даже не догадывались.
ВЫВОД: Соль повышает плотность воды, поэтому яйцо не тонет. Теперь мы знаем, что на море научиться плавать легче.
Опыт №3
«Лавовая лампа»
Стакан на 2/3 наполняем водой, выливаем в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавляем пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно высыпаем 1 чайную ложку соли.
Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.
Заключительная
Воспитатель:
Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте.)
Колпачок свой потерял. (Наклоны вперед – «ищем пропажу».)
Колпачок был непростым
Со звоночком золотым. (Хлопки в ладоши.)
Гному кто точней подскажет, (Прыжки на месте.)
Где искать ему пропажу? (Ходьба на месте.)