МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 7 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
Г.РОССОШИ «БУРАТИНО»
Конспект открытой НОД в библиотеке Ильинского кафедрального собора г. Россоши
ко Дню славянской письменности
«Книги не говорят, а правду сказывают»
Разработали:
Тесля Ирина Васильевна, ВКК
Кривоплясова Надежда Сергеевна, ВКК
Катунина Галина Владимировна, ВКК
Тимченко Марина Сергеевна, I КК
г. Россошь
2019
НОД «Книги не говорят, а правду сказывают»
Цель: показать значение научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателей азбуки.
Задачи:
- дать знания о Кирилле и Мефодии, как основоположниках славянской письменности;
- познакомить со старославянским алфавитом;
- формировать у детей представления о сходстве и различии современной и славянской азбук;
- формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру
Воспитатель 1: Ребята, мы пригласили вас в воскресную школу. Воскресная школа-это значит, школа, в которую дети приходят по воскресеньям и знакомятся с заповедями Божьими и учатся по ним жить. В школе есть удивительная комната, называется она «библиотекой».
Воспитатель 2: Ребята, как вы думаете: что такое библиотека?
В библиотеке собраны путеводители по жизни. «Библио» по-гречески – книга, а «тека» – хранилище. Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были и в них хранили книги! Им более 5 тысяч лет! В Египте книги писали на папирусе, в Китае были свитки из шелка, а в Междуречье писали на глиняных табличках, в Индии – на пальмовых листьях. В России в старину простой люд писал на бересте, а государственные бумаги – указы и грамоты – на специально обработанной тонкой коже – пергаменте, который скатывался в трубочки – свитки. Библиотека – это дом книг. Здесь живут и дружат между собой ваши верные друзья.
Даша Попова: О сколько в этом доме книг!
Внимательно всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.
Они поговорят с тобой
И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг…
Воспитатель 1: Ребята, только представьте себе, что было бы, если бы вообще не было книг и люди не умели бы писать!? Ведь человек, любящий, умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья – это книги. Книги рассказывают об интересных событиях, приключениях, приглашают в увлекательный мир, заманчивый и разнообразный, учат и заставляют совершенствоваться. В библиотеке много книг, журналов, и все это называется книжным фондом.
Маша Ахмедова: Я книги выбираю с наслажденьем –
На полках, в тишине библиотек,
То радость вдруг охватит, то волненье,
Ведь книга каждая – как будто человек. …
Воспитатель 2: Библиотека – это удивительный город, где вместо проспектов и улиц ряды книжных стеллажей, вместо этажей – книжные полки, дома – тома книг, а у каждого дома своё название. И живут в этом чудесном городе ваши друзья – литературные герои.
Каждая книга стоит на своем месте. А хорошо ориентироваться в этом удивительном городе вам поможет библиотекарь.
В читальном зале очень интересные книжные выставки, посвященные важным и интересным событиям. Здесь можно прочесть свежие газеты и журналы. (Показ журналов и газет для детей).
Книги любят бережное отношение и чистоту.
Аня Свитко: В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
А если сделаешь больной ты книжку –
Навсегда страницы замолчат тогда.
Воспитатель 1: Книги – как люди: рождаются, живут, стареют…
- Ребята, а как вы думаете, для чего нужна книга? (Чтобы узнавать что-то новое, интересное, записывать истории, красивые стихотворения, красивые картинки).
- Сейчас книги печатают на бумаге, но так было не всегда. Из глубины веков до нас дошли книги, написанные на глиняных дощечках, папирусе, пергаменте, шелке и бересте. Каждый народ писал книги на том материале, который был у него под рукой.
Воспитатель 2: Давным-давно, люди не знали букв, не знали, что слова можно записывать. Путь к созданию письменности был долгим.
Мы русские, наш народ имеет много разных народов: болгары, поляке, украинцы и др. И эти народы называются одним словом славяне. Славяне произошло от слова «слово», т.е. «говорящие на одном языке, на одном слове». В Евангилие говорится:
1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2 Оно было в начале у Бога. 3 Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть. 4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. 5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
Воспитатель 1: Славяне были крепкими, выносливыми, трудолюбивыми. Каждый их день был полон трудовых забот. Но когда славяне узнали о Боге, они очень хотели, чтобы в храме совершались богослужения на родном языке. Но для этого нужны были книги. А все книги были написаны на греческом языке, непонятном славянам. И вот славянские народы достигли такого уровня развития, когда необходимо стало иметь письменность – свою, славянскую.
Воспитатель 2: Это было давно, в IX веке. На границе с Болгарией находилась одна из крупнейших византийских провинций. Её столица – город Солуни. В семье военного чиновника росли два сына – Кирилл и Мефодий. Характеры братьев были очень схожи. Оба много читали, любили учиться. Но самое главное – все свои таланты решили подарить Богу, служили ему.
Сценка
Воспитатель 1: Все в школе казалось Кириллу интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами:
Кирилл: А почему учитель все время говорит по-гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно разговаривал по-славянски.
Мефодий: Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что книги, знания – все от греков.
Кирилл: А почему у славян нет своих книг?
Мефодий: Потому что писать на славянском языке нельзя.
Кирилл: Как это? Вот я возьму и напишу «дом».
Мефодий: А «я живу в доме» ты уже не напишешь, потому что тебе не хватит букв.
Кирилл (кричит): - Так я придумаю!
Воспитатель: В это время мимо проходил их школьный учитель. Он услышал разговор братьев.
Учитель: Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя!
Кирилл: Нет, можно! Вот я вырасту и придумаю славянам буквы. Они будут писать, и не хуже, чем греки.
Воспитатель: Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал и придумал буквицы, а из них составил азбуку.
- Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не мог справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий.
Воспитатель 2: Давайте же и мы заглянем в глубины истории.
Выходят братья Кирилл и Мефодий
Кирилл: Скоро нам, Мефодий, - в Моравию,
Император наш повелел идти.
Надо нам славянам Писание
На язык славянский перевести.
Мефодий : Это дело, брат, очень сложное,
Сомневаюсь я, - нам по силам ли?
Кирилл: Я надеюсь на помощь Божию,
Посвятим Ему все труды свои!
Мефодий: Как же нам тогда, брат, переводить:
МИР и БЛАГОДАТЬ, ИСТИНА и СВЕТ,
АНГЕЛ и МОНАХ, ЧЕЛОВЕК и ЖИЗНЬ?
В языке славян слов-то этих нет!
Кирилл: Если можно их из славянских слов
Нам образовать, - так и сделаем!
Иль из греческих создадим основ,
Новый смысл славянам поведаем
Мефодий: Да, ты прав, мой брат! Просветить славян
Надо нам с тобой Словом Божиим.
Службы служатся на латинском там,
То чужой язык! Так поможем им!
Воспитатель 1: Итак, Кирилл и Мефодий принялись за дело. «Буквы должны быть красивыми и простыми, чтобы рука писала легко, без задержки, словно пела»,- сразу решили братья.
Воспитатель 2: Потрудиться им пришлось немало. День за днем стояли они бок о бок и длинными палками чертили на песке различные знаки. Стирали их, писали новые.
Воспитатель 1: Все получалось у них легко. Азбука складывалась, как мозаичная картина, и, наконец, Константин написал новыми красивыми буквами первую строку Евангелия от Иоанна: «В начале было слово». Таким образом, письменность на земле Русской началась Священным Писанием.
Воспитатель 2: Новый язык был выразителен, красив и музыкален. На этом удивительно добром, певучем языке молились Богу и Пресвятой Богородице, просили помощи в своей нелегкой жизни и избавлении Руси от диких, жестоких врагов.
Воспитатель 1: Славянская письменность была создана в IX веке, в 862 году. Созданная Кириллом и Мефодием азбука получила название «кириллица» в честь Кирилла.
Воспитатель 2: Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имело своё имя.
Послушайте, как звучит старинная азбука: аз, буки, веди, глагол…
Названия букв напоминали людям об их жизни: «добро», «люди», «земля», «покой» и т. д.
Мы сегодня оживим эти старинные буквы и узнаем о их значении.
Звучит отрывок хора «Славься» М. И. Глинки.
Дети берут буквы и по очереди выходят
Варя Щерба: Здравствуйте, дети! Меня зовут АЗ. Назовите слова, которые начинаются с этой буквы.
Дети перечисляют.
Арина Рудченко: Меня зовут БУКИ. Вспомните, сколько хороших слов начинается с этой буквы.
Дети перечисляют.
Воспитатель 1: Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять вначале нашего алфавита. В народе так говорят: «Сначала «аз», «буки», а потом все науки». С познания азов начинается путь каждого из вас в мир знаний! А к нам спешит ещё одна буква.
Вика Боброва: Меня зовут «Веди»! Я всё знаю, про всё ведаю.
Отгадайте мою загадку:
- Она богаче всех на свете,
По ней бегут, несутся дети.
А по весне стоит вся в цвете,
И так красива на рассвете.
И кормит всех людей на свете.
Что это? Подскажите, дети. (Земля)
Русская народная игра
Вика Василенко: Здравствуйте, дети! Я буква «Глаголь». Глаголить, значит говорить. Но прежде, чем говорить, надо хорошенько подумать.
В народе говорили: «Слово – не воробей – вылетит – не поймаешь».
Воспитатель 2: На Руси всегда уважали тех, кто был обучен грамоте - умел читать и писать. И много пословиц про это сложили. И сейчас мы проверим, как вы знаете пословицы.
(Воспитатель говорит начало пословицы, дети - конец)
Кто много читает, тот много знает
С книгой поведешься, ума наберешься.
Побольше грамотных, поменьше дураков.
Написано пером, не вырубишь топором
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Будешь книги читать, будешь все знать.
Воспитатель 1: Смотрите, к нам спешит ещё одна буква.
Настя Фомовская: Здравствуйте, меня зовут «Мыслите».
О моей мудрости знают с давних пор.
Попробуйте отгадать мою загадку:
Чёрные, кривые,
От рожденья все немые.
Станут в ряд —
Сейчас заговорят. (Буквы)
Воспитатель 2: Есть буквы шипящие,
Есть буквы свистящие,
И только одна из них
Буква рычащая.
Аня Уткина: Здравствуйте, дети! Я буква «Рцы»!
Недаром я собой горжусь,
Ведь я начало слова «Русь».
В сердце ты у каждого,
Родина- Россия!
Белые берёзки,
Колос налитой.
Нет тебя привольней,
Нет тебя красивей,
Нет другой на свете
Родины такой!
Песня «Россия, ты моя звезда»
Воспитатель 1: 24 мая весь наш народ отмечает Праздник славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада - знак вечной памяти. С тех пор каждый год 24 мая мы чествуем Кирилла и Мефодия.
Варя Щерба: Святые Кирилл и Мефодий пред нами,
Их праздник великий мы чтим,
Украсьте же дети, их образ цветами,
Пролейте слезу благодарности им!
Арина Рудченко: Вы чистые, юные, милые, дети!
Любите угодников этих святых!
И пусть перед вами в таинственном свете
Сияют их лики в венцах золотых.
Продуктивная деятельность
Воспитатель 2: За свои труды Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых, и была написана Икона Кирилла и Мефодия.
Воспитатель 1: А теперь, ребята, мы отправимся в храм и познакомимся с этой иконой.
Экскурсия в храм