СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект-план интерактивного рабочего листа по теме «ЕГЭ по информатике решение №4»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Ученик должен иметь представление о кодировании и декодировании информации, а также научиться применять эти знания и самостоятельно решать задания.

Просмотр содержимого документа
«Конспект-план интерактивного рабочего листа по теме «ЕГЭ по информатике решение №4»»

М.Ю. Куликовский





Конспект-план интерактивного рабочего листа по теме «ЕГЭ по информатике решение №4»



Ссылка для учителей: https://coreapp.ai/app/preview/lesson/635e69da5de97c3cbb08f652

Ссылка для учеников:

https://coreapp.ai/app/player/lesson/635e5b8a3befe970181d41c5

Цель: Ученик должен иметь представление о кодировании и декодировании информации, а также научиться применять эти знания и самостоятельно решать задания.

  1. Вводная часть

  1. Типичные ошибки и рекомендации по их предотвращению

  1. Теоретическая часть

  • Рассмотрен термин «кодирование» и приведен пример

  • Рассмотрены термины: декодирование, префиксный код, постфиксный код

  • Объяснено: условие Фано, обратное условие Фано

  • Приведен пример декодирования

  1. Разбор двух заданий

  • Первое задание:

Задание:

Для кодирования букв О, В, Д, П, А решили использовать двоичное представление чисел 0, 1, 2, 3 и 4 соответственно (с сохранением одного незначащего нуля в случае одноразрядного представления).

Закодируйте последовательность букв ВОДОПАД таким способом и результат запишите восьмеричным кодом.

Решение:

  • Переведем числа в двоичные коды и поставим их в соответствие нашим буквам:

О - 0 - 00

В - 1 - 01

Д - 2 - 10

П - 3 - 11

А - 4 - 100

  • Теперь закодируем последовательность букв из слова ВОДОПАД:

010010001110010

  • Разобьем результат на группы из трех символов справа налево, чтобы перевести их в восьмеричную систему счисления:

010 010 001 110 010

 ↓    ↓   ↓   ↓   ↓

 2    2   1   6   2

Результат: 22162

Теоретическое решение ЕГЭ данного задания по информатике, видео: https://www.youtube.com/watch?v=WcTx2qzkw_o

  • Второе задание:



Задание:

Для 5 букв латинского алфавита заданы их двоичные коды (для некоторых букв — из двух бит, для некоторых — из трех). Эти коды представлены в таблице:

a

b

c

d

e

000

110

01

001

10

Какой набор букв закодирован двоичной строкой 1100000100110?

Решение:

  • Сделаем дерево, согласно кодам в таблице:

  • Сопоставим закодированное сообщение с кодами в дереве:

110 000 01 001 10

Результат: b a c d e.

Теоретическое решение ЕГЭ данного задания по информатике, видео: https://www.youtube.com/watch?v=w6B1yWXb3xo

  1. Самостоятельное решение учениками пяти заданий

  • Первое задание

Решение:

  • Рассмотрим пример из условия задачи:

Было 2310

Стало 00101001102

  • Где сами цифры исходного числа (выделим их красным цветом):

0010100110 (0010 - 2, 0011 - 3)

  • Первая добавленная цифра 1 после двоичной двойки — это проверка четности (1 единица в 0010 — значит нечетное), 0 после двоичной тройки — это также проверка нечетности (2 единицы в 0011, значит — четное).

  • Исходя из разбора примера решаем нашу задачу так: поскольку «нужные» нам цифры образуются из групп по 4 числа в каждой плюс одно число на проверку четности, то разобьем закодированное сообщение на группы по 5, и отбросим из каждой группы последний символ:

  • разбиваем по 5:

01100 01010 01001 00110

  • отбрасываем из каждой группы последний символ:

0110 0101 0100 0011

  • Результат переводим в десятичную систему:

0110 0101 0100 0011

↓ ↓ ↓ ↓

6 5 4 3

Ответ: 6 5 4 3



  • Второе задание





Решение:

 1 вариант решения основан на логических умозаключениях:

  • Найдём самые короткие возможные кодовые слова для всех букв.

  • Кодовые слова 01 и 00 использовать нельзя, так как тогда нарушается условие Фано (начинаются с 0, а 0 — это Н).

  • Начнем с двухразрядных кодовых слов. Возьмем для буквы Л кодовое слово 11. Тогда для четвёртой буквы нельзя подобрать кодовое слово, не нарушая условие Фано (если потом взять 110 или 111, то они начинаются с 11).

  • Значит, надо использовать трёхзначные кодовые слова. Закодируем буквы Л и М кодовыми словами 110 и 111. Условие Фано соблюдается.

  • Суммарная длина всех четырёх кодовых слов равна:

(Н)1 + (К)2 + (Л)3 + (М)3 = 9

 2 вариант решения:

  • Будем использовать дерево. Влево откладываем 0, вправо — 1:

  • Теперь выпишем соответствие каждой буквы ее кодового слова согласно дереву:

(Н) - 0 - 1 символ

(К) - 10 - 2 символа

(Л) - 110 - 3 символа

(М) - 111 - 3 символа

  • Суммарная длина всех четырёх кодовых слов равна:

(Н)1 + (К)2 + (Л)3 + (М)3 = 9

Ответ: 9

  • Третье задание

Решение:

  • Наименьшие коды могли бы выглядеть, как 0 и 1 (одноразрядные). Но это не удовлетворяло бы условию Фано (А начинается с единицы — 101010Б начинается с нуля — 011011).

  • Следующим наименьшим кодом было бы двухбуквенное слово 00. Так как оно не является префиксом ни одного из представленных кодовых слов, то Г = 00.

Результат: 00

  • Четвертое задание

Решение:

  • Так как необходимо найти кодовое слово наименьшей длины, воспользуемся деревом. Влево будем откладывать нули, а вправо — единицы:

  • Поскольку у нас все ветви завершены листьями, т.е. буквами, кроме одной ветви, то остается единственный вариант, куда можно поставить букву Д:

  • Перепишем сверху вниз получившееся кодовое слово для Д101

Результат: 101

  • Демоверсия ЕГЭ 2018 информатика (ФИПИ)

Решение:

  • Для решения будем использовать дерево. Ветви, соответствующие нулю, будем откладывать влево, единице — вправо.

  • При рассмотрении дерева видим, что все ветви «закрыты» листьями, кроме одной ветви — 1100:

Результат: 1100

  1. Заключение