Конспект по дополнительному образованию в старшей группе
«В мире профессий».
Тема: Кто поможет дом построить. Знакомство с профессиями, связанными со строительством.
Цель: занятия: познакомить с профессиями связанными со стороительством, их профессиональными действиями, предметами-помощниками.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- сформировать представления детей о работе строителя, о том, какие инструменты и машины используются в работе строителя, о некоторых профессиональных действиях;
- закрепить знания о предметах, необходимых строителю для работы, развивать умение классифицировать эти предметы;
- обогатить словарь детей словами: архитектор, проект, чертеж, маляр, штукатур, кровельщик;
- продолжить расширять знания людей о труде, о значении труда в жизни людей;
Коррекционно-развивающие:
- развивать внимание, логическое мышление, память;
Воспитательные:
- воспитывать уважение к труду взрослых, к чужому труду, воспиты-вать чувство признательности.
Материалы и оборудование: магнитофон, аудиозаписи; картинки с изображением строительных специальностей; ящик со строительными инструментами для демонстрации; выставка «Строительная техника»- игрушки: подъемный кран, трактор, самосвал, экскаватор, бетономешалка; раскраски с изображением здания на каждого ребенка, цветные карандаши на каждого ребенка, простой карандаш каждому ребенку.
Ход занятия:
Организационно-мотивационный этап
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Каждый из нас живет в красивом доме – кто-то в многоквартирном, кто-то в собственном, у нас с вами новый красивый детский сад, и вообще нас с вами окружают различные здания – магазины, торговые центры, больницы, спортивные комплексы. А как вы думаете, кто построил все эти здания? Попробуйте отгадать загадку.
Строю я высотный дом,
Чтобы люди жили в нем.
Есть готовый котлован,
Есть леса, подъемный кран.
Есть кирпич. Раствор месите.
Догадались? Я … (строитель
Воспитатель: Правильно, дети, это строитель. Люди не всегда жили в домах, таких как мы с вами. Самыми первыми домами были пещеры и сооружения на деревьях. Наши предки сгибали ветки, сплетали или связывали их, а затем делали крышу из пучков травы. Но для холодного климата такой домик был неподходящим жилищем, поэтому следующим шагом в строительстве домов стали пещеры. Постепенно люди стали строить крохотные деревянные домики, наполовину вросшие в землю. Но деревянные дома часто горели, и поэтому строители начали строить жилища из камня.
Воспитатель: Строитель – очень нужная и интересная профессия.
Воспитатель: Дети, обратите внимание, во что одет строитель (строитель одет в специальный профессиональный костюм, на голове у него каска). Правильно, одет строитель в специальную одежду для строителей. Она называется – спецовка. Спецовка строителя защищает от пыли и грязи. На голове у него каска оранжевого цвета, она служит для безопасности и защищает голову строителя от каких-либо ударов.
Воспитатель: Ребята, а какие инструменты использует строитель в своей работе?
Воспитатель:
1) Бьют Ермилку
Что есть сил по затылку,
А он не плачет,
Только ножку прячет. (гвоздь)
2) И белить, и красить можно,
Ею можно рисовать,
Только надо осторожно
Чтоб себя не замарать. (кисть)
3) Он в хозяйстве нужен,
Он с гвоздями очень дружен.
Я гвоздочки забиваю,
Маму с папой забавляю. (молоток)
4) Я дощечки распилил
И скворечник смастерил.
Очень сильно помогла.
По хозяйству мне. (пила)
5) Если свет погаснет вдруг,
У меня есть верный друг.
С ним мне ничего не страшно,
Я иду вперёд отважно! (фонарик)
После правильной отгадки показывает детям инструменты, о которых идет речь.
Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали все загадки.
Воспитатель скажите, пожалуйста, сможете ли один построить большой, многоэтажный дом?
В: Нет, ребята Для того чтобы построить большой дом, нужны помощники. Такие как каменщики, маляры, плотники. Все эти профессии - строительные. Каждый рабочий занят своим профессиональным делом в совместной постройке.
Воспитатель: (воспитатель выкладывает на мольберт картину с изображением каменщика (или же включает изображение на телевизоре, мониторе ПК).
В: Каменщик выкладывает стены домов из кирпичей, кладёт кирпичи друг на друга, промазывает их специальным раствором, чтобы стены у домов и зданий были крепкими и прочными.
Воспитатель:
На стройке жаркая пора,
Сигнал уже пробил.
Сегодня каменщик с утра
К работе приступил.
Кладет кирпич за кирпичом,
Растет этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днем
Все выше, выше новый дом.
В: Да, ребята, каменщикам не страшны ни жара, ни холод. Они трудятся в любое время года.
Воспитатель: Послушайте, какую работу выполняет маляр. (воспитатель ставит на мольберт картину с изображением маляра)
В: Маляр белит потолки, красит стены, рамы, подоконники, двери, полы.
Воспитатель: Послушайте, стихи о малярах.
Красить комнаты пора –
Пригласили маляра,
Он и с кистью и с ведром
Наш маляр приходит в дом.
Воспитатель: Какую же работу выполняет плотник? (воспитатель ста-вит на мольберт картину с изображением плотника или включает изображение на телевизоре или мониторе ПК).
В: Плотник делает рамы и вставляет их в проём окон, дверей, изготавливает для окон подоконники.
Воспитатель:
Летят опилки белые,
Летят из под пилы;
Это плотник делает
Рамы и полы.
Топором, рубанком
Выстругивая планки,
Сделал подоконники
Без сучка – задоринки.
Воспитатель: Видите, ребята, строительство – это большой коллективный труд. Ребята, давайте с вами на минуточку представим, что мы – строители, и все вместе построим дом.
Пальчиковая гимнастика:
Я хочу построить дом, (руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём, (пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была, (ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла. (одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял, пёс ворота охранял, (соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл, (сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены", затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл! (соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
Воспитатель: Хорошие из вас строители получились, молодцы!
Воспитатель: нужна ли на стройке специальная техника для строительства?
В: Да, конечно, на стройке помогают специальные современ-ные строительные машины: тракторы, подъемные краны, самосвалы, экскаваторы, бетономешалки и др.
Воспитатель: Ребята, подходите к выставке, рассмотрим технику, используемую на стройке.
Дети подходят к выставке строительных машин. Воспитатель показывает им машины и рассказывает, для чего они предназначены: подъемный кран, трактор, самосвал, экскаватор, бетономешалка и др. После выставки дети возвращаются на стулья.
Воспитатель: А теперь давайте выполним несколько заданий, которые помогут нам с вами еще больше узнать о профессии строителя.
Задание 1. Маляр успел покрасить только один дом, помогите ему покрасить и второй дом, но так, чтобы он не отличался от первого. (дети раскрашивают здание).
Задание 2. Назови профессию человека, который
- кроет крышу (кровельщик);
- выкладывает стены из кирпича (каменщик);
- штукатурит стены (штукатур);
- мастерит изделия из дерева (плотник);
- сваривает металлические конструкции (сварщик);
- красит стены (маляр).
Задание 3. Что нужно строителю, чтобы построить дом? (дети называют инструменты и машины, необходимые для работы строителя).
Задание 4. Давайте вместе назовем здания, нарисованные на картинках. (строительные обьекты г. Белебее)
Подведение итогов занятия.
Какие строительные специальности ты знаешь?
В чем заключается работа строителей различных специальностей?
Какими качествами должны обладать представители этой профессии?
Понравилась ли вам профессия строителя? Кто-то, может быть, хочет стать строителем, когда вырастет?