Конспект по ЛГК в логопедической группе по теме «Обувь».
Цель: развитие лексико-грамматических категорий речи.
Задачи:
Расширять и обогащать словарный запас по лексической теме «Обувь».
Развивать умение образовывать относительные прилагательные (от материала).
Развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными значениями.
Развивать понятия многозначности слов на примере слова «ЯЗЫЧОК».
Развивать умение употреблять предложно-падежные конструкции, в том числе с предлогом БЕЗ.
Оборудование: предметные картинки с изображением обуви, картинка Незнайка, мяч, альбом №2 Теремковой, карандаши, обувная коробка
Ход занятия:
1.Организацинный момент. Введение в ситуацию - мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Ребята, Незнайка решил стать мастером по изготовлению обуви . Но он даже не знает, что это и для чего нам нужно. Разве можно без определённых знаний быть хорошим мастером? Мы его должны научить. Согласны?
И сами вспомнить всё, что знаем про обувь.
Актуализация – расширение словаря по теме.
Назовите, какая обувь есть у вас.
Что такое обувь?
Для чего нужна обувь человеку?
Из чего делают обувь?
Как надо выбирать обувь по сезону? Погоде? К разной одежде?
Как надо ухаживать за обувью? Почему?
Рассмотрите картинки, назовите обувь (задание №1 в альбоме)
Затруднение – Создать мотивационную ситуацию
Ребята, а вы можете сами сделать обувь? (Нет) Но вы ходите в детский сад, у вас проходят занятия, и вы можете узнать всё об этом.
Открытие новых знаний. Включение в систему новых знаний - закреплять полученные знания и умения.
2. Игровое упражнение с мячом «Какая обувь?» - упражнение в образовании относительных прилагательных.
Обувь из кожи – кожаная
Из резины –
Из вельвета –
Из меха –
Из замши –
3. Игровое упражнение «Закончи предложение» - правильного развитие употребления предложно-падежных конструкций.
Я начинаю предложение, а вы заканчиваете его словами «резиновые сапоги».
На улице шёл дождь. Насте очень хотелось гулять, но мама её не пускала, потому что у Насти прохудились … . Настя попросила маму купить ей новые … . И вот Настя с мамой отправились за … . По дороге в магазин Настя мечтала о новых, красивых … . Когда они пришли в магазин, то удивились, как много в нём … . Среди разных … Настя увидела те самые … , о которых она мечтала. Возвращаясь домой уже в новых … , Настя смело наступала в лужи своими … . Теперь можно гулять под дождём. Настя была очень рада … .
- О чём был рассказ?
4. Ребята, Незнайка не знает, как различить обувь для взрослых и для детей. Объясните ему. Для детей – детская, для взрослых взрослая.
Она отличается размером.
Игровое упражнение «Большой - маленький» - Развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными значениями
4 . Физкультминутка.
Нарядили ножки в новые сапожки,
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.
Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте,
В грязь не заходите, сапожки не рвите.
(имитация движения).
Вот ботинки для мальчишки. По 2 раза ритмично топают каждой ногой
Не ботинки, а картинки. Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, руки на поясе
Чтобы в них гулять ходить, Шагают на месте, высоко поднимая колени
Бегать, прыгать и шалить. Сначала левую ногу ставят на носок, потом на пятку, затем - правую
Это тапки для девчушки, По 2 раза ритмично топают каждой ногой
Чтобы в них не мерзли ножки. Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, руки на поясе
Топ-топ-топотушки, По 2 раза ритмично топают каждой ногой
Что за тапки! Как игрушки! Сначала левую ногу ставят на носок, потом на пятку, затем – правую
Игровое упражнение «Что БЕЗ чего?» - работа с альбомом №2, упражнение правильного употребления предлога БЕЗ.
Ребята, Незнайка попал в сапожную мастерскую, где сапожник чинит обувь. Назовите, с какой проблемой обратились к сапожнику? (дети называют обувь).
Обратите внимание, что у кросовка нет одной очень важной части – язычка. Где ещё есть язычок? (на картинке рассмотреть примеры, закрепить многозначность слова ЯЗЫЧОК).
7. Итог. Осмысление
- О чём мы с вами сегодня беседовали?
- Как вы думаете, понял Незнайка что нужно, чтобы стать хорошим мастером?