СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по географии на тему "Кавказские горы", 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект по географии на тему "Кавказские горы", 8 класс»

Урок географии

учителя МБОУ лицея №6

г.Ессентуки Ставропольского края

Козиной Любови Александровны

Тема: «Кавказские горы»

Дидактическая цель урока: обеспечить усвоение нового учебного материала, сформировать умения и навыки применения знаний по данной теме, проконтролировать уровень усвоения знаний и умений.

Образовательная цель: сформировать систему знаний об особенностях природы Северного Кавказа, его географический образ.

Развивающая цель: способствовать развитию географического мышления, познавательного интереса учащихся, умений применять теоретические знания к конкретной территории, умений работать с картографическим материалом и учебником, анализировать, сравнивать, обобщать, выделять черты сходства и различий, устанавливать причинно-следственные связи, а также творческих умений.

Воспитательная цель: способствовать воспитанию патриотизма, чувства гордости за свою страну, нравственно-эстетического и эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за её состояние, географической и экологической культуры учащихся.

Методы обучения: познавательные: частично-поисковый, репродуктивный; управления познавательной деятельностью: самостоятельной учебной работы эвристического типа, и учебной работы под руководством учителя; сравнительный, проблемный.

Используемые учебники и учебные пособия: учебник И.И. Баринова, География России природа, учебник для общеобразовательных учреждений. «Дрофа», Москва 2009 г, атлас «Природа России» 8 класс.


Тип урока:  комбинированный

Форма  урока:  урок с ис­пользовани­ем  межпред­метных  свя­зей

Методы обучения:  наглядно-иллюстративный, частично-поисковый,  репродуктивный.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая,  индивидуальная.

Оборудование:   физическая и климатическая  карты Кавказа, географические атласы для 8-го класса, таблицы,  мультимедийный  проектор,  презентация.

Ход урока

1.Организационный момент.

Ребята! Мы с вами продолжаем путешествовать и изучать природу нашей страны и, сегодня, предлагаю этот урок начать с поэтической странички. И в этом мне поможет Владимир Высоцкий (Звучит песня В. Высоцкого «Лучше гор могут быть только горы».)

2. Изучение нового материала.

Ребята, О каком природном регионе России мы с вами сегодня будем говорить? Правильно, о самом маленьком из всех крупных регионов России – о Кавказе. Это природный амфитеатр, самый южный, горный, изменчивый район России, сочетающий в себе прекрасные почвы, климат, растения и исключительное природное разнообразие. Мы совершим экспедицию на территорию природного комплекса, который восхищал не одно поколение людей его описывали в своих произведениях Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Александр Грибоедов. Красоты Кавказа запечатлены на холстах многих художников Михаила Лермонтова, Николая Ярошенко, Ивана Айвазовского и мы с вами проживаем на территории этого природного комплекса. Очень часто это место на карте России называют «раем на Земле». И сегодня нам с вами предстоит это доказать.

А изучать Кавказские горы мы будем старым географическим методом –научно-поисковым. Поэтому, дорогие мои туристы, в начале урока мы разделились на 3 научно-поисковые бригады и отдельная бригада (назвать имена помощников урока которые будут помогать вести сегодняшний урок), а первым заданием научно-поисковых бригад будет составление плана нашей экспедиции. Каждая группа предлагает по 1 пункту исследования и называет особенности данного исследования. На обсуждение 2 минуты.

На доске вывешиваются листы с названием маршрута и вопросы изучения

Визитная карточка района:

  • географическое положение

  • рельеф

  • геологическое строение, полезные ископаемые,

  • особенности климата Кавказа,

  • водные ресурсы и почвы,

  • природа Кавказа,

  • особый вид ресурсов – рекреационные ресурсы.

Посмотрите, какой большой и интересный план экспедиции у нас получился, но за сегодняшний урок нам с вами его не выполнить, поэтому на следующим уроке мы продолжим изучение ПК Кавказа, а сегодня мы остановимся на

  • географическое положение

  • рельеф

  • геологическое строение, и полезные ископаемые,

А вот какой маршрутный лист получит каждая из научно-поисковой бригады решим с помощью игры. Вам предлагается в течении 2 минут дополнить предложения которые относятся к характеристике ПК Русской равнины. А мои помощники помогут проверить работы и объявят результаты

  1. Русская равнина полностью расположена в …………..части России.

  2. Протяженность равнины с запада на восток …………….с севера на юг

  3. С востока Русская равнина граничит с ……..,

  4. Большую часть в основании Русской равнины занимает ………………..

  5. Рельеф Русской равнины …………….

  6. На изменение рельефа Русской равнины повлиял …………………….

  7. К понижениям в рельефе Русской равнины относятся ……….., …………

  8. На климат Русской равнины влияют …………, ……….., ………….

  9. Природа Русской равнины самая разнообразная потому что ……………

  10. Перечислите минеральные природные ресурсы Русской равнины: …

По итогам работы раздаются по выбору группы маршрутные листы.

Маршрутные листы получены, время выполнения задания 10 минут

  1. Географическое положение Кавказских гор

Стих-е о Кавказе.

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины;

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

А.С. Пушкин

Вопросы:

– В какой части России находится Кавказ?
– В каком направлении протянулись Кавказские горы?
– По каким географическим объектам проходит условная граница Кавказа?
– С какими государствами проходит граница России по Кавказским горам?

- в какой части света расположены Кавказские горы?

Заслушиваются выступления ребят по заданной теме.

Дополнительная информация: Границу между Европой и Азией ученые проводят по 2м географическим объектам 1. Кума-Манычской впадине и 2. по большому хребту Кавказских гор, а между этими объектами расположен Ставропольский край и поэтому мы с вами находимся в уникальном месте - красная линия границы между Европой и Азией и в поселке вблизи г. Нефтекумска стоит стелла Европа-Азия

Подведение итогов:

    1. Какое своеобразие в географическом положении Кавказских гор вы увидели?

    2. Почему Кавказские горы имеют 2 название «Северный Кавказ»?


  1. История образования, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказских гор.

Горы представляют интерес не только с географической, но и геологической точки зрения. Они, словно древние старцы в белых папахах, имеют свою многовековую историю. Даже самая невзрачная с первого взгляда гора и небольшой зеленеющий пригорок могут рассказать увлекательную повесть минувших лет. Легенда о Кавказе.

В незапамятные  времена, когда Эльбрус был еще маленьким бугорком
– вот как давно это было – а на месте нынешних снежных гор простиралась равнина, ветер приносил сюда горячее дыхание африканской пустыни. Люди задыхались о  зноя, сморщивались сухие листья деревьев. Медленно гибло все живое. В те давние времена жили на этой земле могучие богатыри нарты. Надумали они, как защитить свой край от страшного бедствия, и принялись за дело. Грозные неприступные горы воздвигли они на пути губительного суховея. Днем раскаленное солнце нагревало горы, ночью мороз морозил их. Чтобы не разрушились стены, нарты укрыли их толстым слоем снега и льда. А чтобы не падали и крепче держались, соорудили трудолюбивые нарты подпорки – Боковой хребет поставили да еще позади Бокового насыпали Черные горы и Пастбищный хребет. Защитили нарты свою землю, теперь пришла очередь украсить ее, чтобы она стала самой лучшей, самой прекрасной. Полукольцом холмов окружили. Только не радовали глаз обнаженные холмы. И тогда нарты покрыли горы густыми лесами. Повыше посадили сосны, ели и березы, а ближе к равнине украсили горы плодовыми деревьями – грушами, яблонями, кизилом. А между снегами и лесами кинули пестроцветье трав. Мы теперь зовем эти места альпийскими лугами. Всюду – и в предгорье и на равнинах зазеленел гигантский живой ковер.

Но это легенда! А что скажет современная наука геология?

Вопросы:

  1. Определите, какие крупные тектонические структуры выделяется в пределах Кавказа? ( какими породами сложена)
    2.    В какие геологические эры Кавказ образовался ? ( какими породами сложена)
    3.    Какими стихийными процессами характерно горообразование Кавказа?
    4.    Установите, какими полезными ископаемыми богаты недра Кавказа ( выбрать из коллекции те полезные ископаемые, которые относятся к Кавказским горам)

Работа с коллекцией полезных ископаемых, построение геологического профиля Кавказских гор

Заслушиваются выступления ребят по заданной теме.

Подведение итогов:

1.Можно ли утверждать, что территория Кавказских гор одновременно и молодая и старая горная система?

2. Почему на территории Кавказских гор можно встретить полезные ископаемые и осадочного и магматического происхождения?

3. Кокой город и район в Ставропольском крае назван, так же как и полезное ископаемое, добываемое в этом районе?
3. Рельеф

Стихи о Кавказе

И  вдалеке перед тобой,
Одеты голубым туманом,
Гора вздымалась над горой ,
И в сонме их гигант двуглавый
Ужасною и величавой.
Там всё блистает красотой.

В.А. Жуковский

Вопросы:

– Какие природные комплексы выделяют  на Кавказе?

- Какие природные комплексы Кавказа относятся к России?.

- Особенности рельефа Большого Кавказа?

– Какую высоту имеют горные хребты  Большого Кавказа?

– О чём говорят пикообразные  вершины,  острые гребни,  обрывистые склоны гор?

- Особенности рельефа Предкавказья?

- В какой части Кавказа находится Ставропольский край и КМВ?

КМВ расположен на юге Ставропольского края и нас окружают горы (гора Бештау — 1402 м, Машук — 992 м, Железная — 851 м и др.).

Эти горы называются лакколитами (или несостоявшиеся вулканы)– куполообразная форма залегания магматических горных пород, образующаяся при внедрении магмы между слоями осадочных пород.

Всего 17 лакколитов.

Заслушиваются выступления ребят по заданной теме.

Подведение итогов:

    1. Вся ли территория Кавказских гор расположена на территории России?

    2. Какие формы рельефа характерны для Большого Кавказа и для Предкавказья?

    3. В чем состоит особенность рельефа нашего региона (КМВ)?



ИТОГИ УРОКА

Домашнее задание: п. 30 до стр. 173 последний абзац, контурная карта стр. 9, курорты Кавказа ( по группам)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!