№ | Структура занятия: | Ход занятия с организационно-методическими указаниями: |
| Организационный момент: | В: Ребята соберите игрушки, сходите в туалет, кому надо. И станьте полукругом напротив доски. |
1 часть | Объяснение задания: | В: Сегодня к нам в гости зашла Кукла Маша и хотела бы она с вами поделиться одним очень интересным стихотворением, сейчас я вам его зачитаю. (Чтение стихотворения Е. Николаевой «Я сейчас готовить буду…») Я сейчас готовить буду, Соберу на стол посуду. Вот, КАСТРЮЛЯ, ПОВАРЁШКА, СКОВОРОДКА, ВИЛКА, ЛОЖКА. Небольшой столовый НОЖИК, Мне понадобится тоже. Вот, с узорами ТАРЕЛКИ, ЧАШКА с БЛЮДЦЕМ на салфетке. И, конечно, неслучайно, На плите дымится ЧАЙНИК — Кукол чай пить усажу, О ПОСУДЕ расскажу. В: Ребята, о чём же нам интересном рассказала Кукла Маша в своём стихотворении? Д: Маша рассказала нам стихотворение про посуду. В: Верно ребята, а давайте вспомним, про какую посуду говорилось в стихотворении. Д: Кастрюля, поварёшка, ложка, вилка, сковородка, ножик, чайник, чашка с блюдцем. |
Сообщение темы: | В: Верно. Но только вот незадача, к Маше домой должны прийти гости на чай. А у неё только одна чашка и одно блюдце. Давайте же ей поможем, слепим для Машиных гостей чашечки и блюдца, согласны помочь? Д: Да!! |
Рассматривание и обследование предмета: | В: Давайте же поближе рассмотрим, как выглядит чашка и блюдце. (Воспитатель вешает на магнитную доску изображение чашки с блюдцем). В: Сначала рассмотрим поближе чашку в горошек, из чего же она состоит. Она состоит из двух частей. В основании чашки лежит корпус – основа чаши. А какая вторая деталь у чашки? Д: Ручка. В: Верно, а какую форму представляет корпус? Д: Корпус чашки цилиндрической формы. В: Верно, и сверху цилиндра в центре - углубление вниз. А какой же формы представлена ручка? Д: Жгутик изогнутый в кривую дугу. В: Правильно, а высокая или низкая чашка по размеру? Д: Низкая, маленькая. В: А жгутик у ручки: толстый или тонкий? Д: Толстый. В: Верно, с какой стороны корпуса расположена ручка? Д: Справа. В: Теперь рассмотрим поближе блюдце. Какой формы блюдце? Д: По форме напоминает круг, диск. В: А какое оно по размеру? Д: Небольшое, чтобы на его можно было поставить чашку. В: Молодцы, вот мы и рассмотрели, вспомнили, как выглядит чайная пара: чашка и блюдце. Теперь каждый садится за своё место. |
Показ и объяснение способа действия: | В: Для начала я вам покажу, как правильно лепить чайную пару, затем будете лепить и вы. Сначала будем лепить чашку, берём 1 кусок белого пластилина. Раскатываем из него маленький широкий цилиндр. Затем короткой частую ставим его на клеёнку/доску, в центре цилиндра мы делаем большими пальцами углубление вниз. Затем увеличиваем полученную форму - расширяем и вытягиваем пальцами, поворачивая корпус по кругу. Стараемся сделать так, чтобы стенки чашки получились одинаковыми по толщине. Сглаживаем стенки и выравниваем край, проводя несколько раз пальцем. Теперь берём 2 кусок белого пластилина и делим его стекой на 2 равные части – на половину. Одну часть отлаживаем в сторону – это будет блюдце, а со второй будем лепить ручку. Скатываем 2 кусочек пластилина между ладонями рук в толстый жгутик. И придаём ему форму дуги, затем прикрепляем ручку к корпусу и примазываем ручку к нему. И сгибаем верхнюю часть ручки слегка вверх. Оставляем чашку в сторону. Теперь из второго кусочка белого пластилина лепим блюдце. Кто помнит, как лепить «лепешку»? Д: Сначала скатываем шар, затем его сплющиваем между ладонями. В: Верно, стараемся сплющить шар равномерно, ровно. И по краям слегка сгибаем бортики, как у настоящего блюдца. Блюдце готово. В: Так же мы можем украсить нашу чашечку в горошек, как это было нарисовано на картинке. Что бы сделать горошинки, мы так же скатываем маленькие шарики и сплющиваем их между большим и указательным пальцами. И прикрепляем его к внешней стенке корпуса чашки. Цвет горошин выбирайте, который вам нравится. |
Закрепление последовательности выполнения задания: | В: Давайте вспомним, как мы лепим чашку. С какой части чашки мы начинаем лепить? Д: Самой большой части, с основы – корпуса. В: Слепили корпус, затем что для чашки лепим? Д: Ручку. В: Как мы соединяем корпус и ручку между собой? Д: Примазываем ручку к корпусу. В: Верно, вот и слепили мы чашку. Затем мы лепим что? Д: Блюдце. В: Блюдце делаем с бортиками. И в конце не забываем украсить нашу чашку «в горошинки». Приступаем к лепке чашки. |
2 часть | Процесс выполнения задания: | В ходе работы воспитатель помогает детям в лепке, даёт указания по поводу лепки деталей, напоминает последовательность лепки. Указания воспитателя: В: Берём целый кусок белого пластилина и раскатываем из него широкий цилиндр. Затем делаем в середине углубление и стенки расширяем большими и указательными пальчиками в стороны. Затем делаем ручку для чашки. Для этого берём целый кусок белого пластилина и делим его пополам с помощью стеки. Один кусочек мы оставляем в стороне, из другого делаем ручку. Ручка представляет собой дугообразную форму. И не забываем что сверху ручки сгибаем её вверх. И примазываем ручку к корпусу. Из другого куска мы лепим блюдце, для этого скатываем шар и приплющиваем его между ладонями, образовывая диск. Теперь же украшаем чашку «в горошек», для этого выбираем цвет, который вам нравится, кроме белого. И скатываем из него маленькие шарики и приплющиваем из между большим и указательным пальцами. И вдавливаем горошины в корпус чашки. |
3 часть | Совместный анализ детских работ: | В: Ребята, поставьте все свои работы на мой стол. Давайте посмотрим на каждую работу. Ребята, а у чьей чашки, стенки по толщине одинаковые? А у чьей чашки, ручка получилась толстая с изгибом в верху? У чьей чашки хорошо примазана ручка к корпусу? Посмотрите, у чьей чашки, стенки по толщине неодинаковые, неравномерные? А у чьей чашки, ручка получилась тонкая? У чьей чашки плохо примазана ручка к корпусу, и поэтому может скора отвалиться? А какое блюдечко с одинаковыми по толщине бортиками? Какое блюдечко получилось гладкое, без комков? А у какого блюдечка не получилось сделать бортики одинаковыми по толщине? Какое блюдечко не получилось гладким, и оно с комками, с излишками? У кого хорошо получилась чашечка? Почему? Д: Ответы детей. В: А у кого хорошо получилось блюдечко? Почему? Д: Ответы. В: Все хорошо потрудились сегодня на занятии, кукла Маша заберёт все ваши работы на своё чаепитие, и потом их вернёт вам. И кукла Маша вам всем говорит – спасибо за вашу помощь. Спасибо всем за занятие. Соберите все свои клеёнки и стеки на мой стол. И можете идти мыть руки с мылом. |