I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Раздача литературных диктантов (5) | Настраиваются на урок. Проверяют свою готовность к уроку. | М. Самоопределение, смыслообразование Целеполагание Планирование учебного сотрудничества |
II. Актуализация знаний. Целеполагание | Жил на свете обыкновенный доктор, который родился 150 лет назад. Он много помогал людям. Помогал не только микстурами, пилюлями, мазями, но самое главное – словами. Помогали больным, и здоровым. Потому что был не только доктор, но и замечательный писатель. Звали его Антон Павлович Чехов. Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям – просторно. А.М.Горький. Краткость – сестра таланта. А.П.Чехов. Сегодня мы знакомимся с именем уникального писателя, который совмещал в себе сразу две совершенно разные профессии - врача и писателя. Формулировка темы и цели. | Определяют тему урока. Составляют плана на урок. | К. Умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; оценивать высказывание товарища; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей. |
III. Основная часть | Чтение статьи о писателе (с. 261-263) Бакале́я — сухие продовольственные товары первой необходимости, полуфабрикаты и консервы, а также некоторые базовые хозяйственные товары. Что вы запомнили? Рубрика проверь себя. В каком жанре написано произведение «Хирургия»? (юмористический рассказ) Предположите, о чем пойдет речь в этом рассказе? Прослушаем аудиозапись этого рассказа. (10 мин) Земская больница – больница в селах и деревнях. Дьячок - церковнослужитель низшего разряда, не имеющий степени священства. Коричневая ряса – специальная одежда дьЯков, длинное платье с широкими руками и капюшоном. Просфора – церковный хлеб. Псалтырь - книга Ветхого Завета, сборник, состоящий из ста пятидесяти псалмов – молитвенных песен, обращенных к Богу. Сел намедни – сегодня или недавно. Косноязычен – не умеющий складно говорить. Зияющим- глубоким, пустым, провалым. Фельдшер - специалист со средним специальным медицинским образованием, который имеет право проводить диагностику и устанавливать диагноз, проводить самостоятельное лечение или направлять пациента к врачу-специалисту. Физминутка. | Отвечают на поставленные вопросы учителя. | М. Умение строить логическое рассуждение. |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся | Размышляем над прочитанным. (1-3 вопросы) Фонохрестоматия. (1-6) Особенности юмористического рассказа: – Какое должно быть заглавие рассказа? (простое, краткое заглавие рассказа). Зачитайте вступление рассказа. – Что и как говорится о месте и о героях? (короткое вступление, дающее полную информацию о месте событий, времени, героях). – Какова история сюжета? (в основе сюжета лежит случай из жизни). – Много ли места отведено диалогу героев? (диалогу автор уделяет большое внимание). – Имеются ли подробные пейзажные зарисовки и портретные характеристики? (отсутствие подробных пейзажных зарисовок и портретных характеристик). Чем заменено подробное описание? (наличие “говорящей” детали). Фамилия дьячка Вонмигласов. Вонвем! – возглас, призыв. Фамилия Курятина. – О каком человеке говорят “Мокрая курица”? (О жалком. Чехов очень тяжело переживал невежество коллег, он писал: “Малограмотный доктор, каким бы он ни был добрым человеком, выглядит жалким, так как врачу доверяют самое дорогое – здоровье и жизнь). Чтение вслух концовки. – Как заканчивается рассказ? (яркая, смешная, неожиданная развязка). Будьте внимательны к слову. (с. 269) Чехов был хорошим доктором. Доказательство тому и заполненная им “История болезни”. Чехов эти истории называл “Скорбными листами”. Попробуем и мы с вами составить такой “Скорбный лист” на героев рассказа “Хирургия”. – Что такое нравственность? Итак, какой диагноз мы с вами поставим? (БОЛЕЗНЬ БЕЗНРАВСТВЕННОСТИ) – О каких ее симптомах поведал писатель? (невежество, хвастовство, чинопочитание, грубость). – Можем ли мы назвать причину заболевания? (низкий уровень воспитания, образования, культуры, медицины). – Подумайте о лекарстве против болезни, об ее профилактике. (учеба, культура, знание своего дела, самовоспитание, анализ своих поступков). Фонохрестоматия. (1-6 вопросы ) Чтение по ролям. | Выполняют задания. Делают выводы. | К. Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений. Оценивание усваиваемого содержания. |
V. Итог урока рефлексия Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Итог. Подводящие вопросы… Есть ли общее между профессиями врача и писателя? (Французский писатель Андре Моруа говорил об этом так: «И те и другие относятся к человеческим существам со страстным вниманием, и те и другие забываю о себе ради других»). Чехов предполагал, что его будут читать 6, от силы 7 лет. Прошли десятилетия. Чехов и сегодня один из любимейших писателей. Книги его читают, пьесы ставят в театрах. На мемориальной плите в Германии, где умер Чехов, написано: “Доброму человеку и врачу, великому писателю Антону Павловичу Чехову”. Чтобы проверить, какие пункты плана мы решили, продолжите предложения: Я узнал (-а) … Я понял (-а) … Покажите мне красный карандаш, если вы ничего не поняли. Если вы чего-то не поняли или были недостаточно активны, покажите мне желтый карандаш. Если же вы активно работали на уроке и поняли все, о чем мы говорили, покажите зеленый. Молодцы, хорошо, опустите. Открываем дневники, записываем домашнее задание: Подготовить краткий рассказ о Чехове (с.261 - 263), выразительное чтение рассказа «Хирургия» (с. 263 - 268). Чтение статьи «О смешном в литературном произведении. Юмор» (с. 269-270). Оценки за урок … Спасибо за работу, урок окончен. | Анализируют проделанную работу на уроке. Оценивают свою деятельность. Записывают домашнее задание. | К.Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности Самооценка; Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений |