13.11. 8 класс литература
Тема : «Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке».
Планируемые результаты
Цели предметные: расширить представления учеников о личности А. С. Пушкина как историка, способствовать формированию понятия "художественный образ", определить образ Емельяна Пугачёва как натуру противоречивую, неоднозначную в романе « Капитанская дочка» и «История Пугачёва».
Метапредметная: развивать навыки анализа текста, выразительного чтения, развивать умение работать с различными источниками информации, умение обобщать и систематизировать материал.
Личностные: способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство".
Ход урока.
Орг.момент.
Мотивация
- Сегодня, ребята, у нас необычный урок - урок литературы и истории одновременно, потому что речь пойдет об исторической личности и одном из героев романа А.С.Пушкина "Капитанская дочка", а именно о Емельяне Пугачеве - предводителе крестьянского восстания 1773 - 1775 гг.
- Поднимите руку , кто слышал про Емельяна Пугачева? Какова цель у него была?
2.Тема, целеполагание
3. Работа по теме
История и судьба русского народа волновала Пушкина. В январе 1833 года он задумывает написать историческую повесть («Капитанскую дочку») и в то же время чисто исторический труд («История Пугачёва» или «История Пугачёвщины», как она названа поэтом в одном месте). Для обеих работ над эпохой Пугачёва Пушкину было необходимо ознакомиться с подлинными документами.
7 февраля 1833 года Пушкин обратился с письмом к военному министру А.И. Чернышёву, прося последнего разрешить ему заняться материалами из архива Генерального Штаба, касающимися генералиссимуса А.В. Суворова-Рымникского, для написания его биографии. Добивается ознакомления с документами о подавлении крестьянского восстания (само «Дело Пугачёва», строго засекреченное, оказывается недоступным).Разрешение на занятия было получено. Пушкин получил доступ к «донесениям графа Суворова» и другим материалам.
На 2 недели Пушкину были предоставлены нужные документы о событиях бунта, черновая редакция была готова через полтора месяца.
Работа продолжалась очень интенсивно и далее, дополнялась новыми материалами, исправлялась и перерабатывалась в течение всего 1833 и в начале 1834 года.
В процессе работы Пушкин обращался с письмами к очевидцам событий и счел совершенно необходимым посетить места событий. Он посещает Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Оренбург, Уральск, опрашивает старожилов, вносит рассказы в дорожную записную книжку и работает в провинциальных архивах.
В первой половине XIX века селом владел Николай Михайлович Языков, известный поэт и переводчик, романтик, славянофил, друг Пушкина и Гоголя. Пушкин несколько раз посещал усадьбу Языково, путешествуя в Оренбург и возвращаясь назад.
4.Работа с текстом
- А чем отличается художественный образ от исторического?
- Назовите приемы создания художественного образа в литературе.
(схема: приемы создания образа (портрет, речь, поступки, пейзаж, интерьер, хронотоп, психологический анализ, прямая авторская характеристика, характеристика другими персонажами, художественная деталь, прототип).
Литературоведы отмечает, что с Пугачевым происходят метаморфозы, он предстает перед читателем в различных образах. Докажите примерами из текста.
Глава | Характеристика Пугачева |
II гл. "Вожатый" | Хладнокровный, сметливый, черная борода, сверкающие глаза. "Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары". |
VII гл. "Приступ" | "Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев". "Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо". Прямо взглянул, мрачно нахмурился, протянул жилистую руку. |
VIII гл. "Незваный гость" | "Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого" Смотрел пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости. |
XI гл. "Мятежная слобода" | "Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбоченясь". Глаза засверкали. ":он был одет по-дорожному, в шубе и в киргизской шапке". "Лицо самозванца изобразило довольное самолюбие". "Хвастливость разбойника показалась мне забавна". |
XII гл. "Сирота" | Взглянул грозно, смягчился, устремил огненные свои глаза, лицо омрачилось, сказал смеясь. "Мы расстались дружески. Пугачев, увидя в толпе Акулину Памфиловну, погрозил пальцем и мигнул значительно; потом сел в кибитку, велел ехать в Берду, и когда лошади тронулись, то он еще раз высунулся из кибитки и закричал мне: "Прощайте, ваше благородие! Авось увидимся когда-нибудь". |
5.Карточка с избранными репликами Пугачёва.
Хозяин вынул из ставца штоф и стакан, подошел к нему и, взглянув ему в лицо: "Эхе.- сказал он, - опять ты в нашем краю! Отколе бог принес?" Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: "В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком - да мимо. Ну, а что ваши?"
- Да что наши! - отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. - Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте.
"Молчи, дядя, - возразил мой бродяга, - будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит. Ваше благородие! за ваше здоровье!" При сих словах он взял стакан, перекрестился и выпил одним духом. Потом поклонился мне и воротился на полати...
- Это, старинушка, уж не твоя печаль, - сказал мой бродяга, - пропью ли я ИЛИ нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить и слушаться.
Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: "Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей".
Задание.
Найдите в предложенных отрывках
А) народные пословицы и поговорки;
Б) просторечные слова;
В) слова высокой лексики.
6.Вспомните калмыцкую сказку об орле и вороне.
-Какой философский смысл несет в себе калмыцкая сказка, и как она помогает понять характер Пугачева?
Пугачев знает свою судьбу. Докажите это текстом (гл.11)
7.-Симпатизирует Пушкин Пугачёву?
Авторские симпатии очевидны.
Пушкин показывает, что трагедия Пугачёва не в том, что его предали, обманули, а в том, что он обманулся сам.
Сильная, незаурядная личность, воплотившая в себе черты русского национального характера, потерялась в этом чужом мире.
8. - А как Пушкин оценивает народное восстание?
Обратимся к пропущенной главе.
« Не приведи бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный».
9.Вывод:
1. Характер Пугачева противоречивый.
2. В "Капитанской дочке" в Пугачеве-разбойнике "одолевает человек": способен проявить милость и благодарность; способен оценить честь и мужество противника.
Учитель. Пушкинский Пугачев - человек, в душе которого живут буйные силы: огненный темперамент, яростная ненависть к врагам, неисчерпаемая энергия, властность. жестокость. Но облик Пугачева не был бы так притягателен, если бы Пушкин не открыл в нем и художественно не воплотил другую сторону его личности: доброту, доверчивость. откровенность, ПОЭТИЧНОСТЬ, веселость.
Д/З работа по карточкам.