ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
По МДК 01.02. Русский язык с методикой преподавания
Конспект урока
«Нанайская народная сказка «Айога»
Выполнила:
студентка 3 «А» группы
______________ Еременкова В.П.
Проверил:
Методист АСПК
_________ Шалдаева В.В.
Астрахань, 2020
Айога
(Нанайская народная сказка)
В роду Самар жил один нанаец — Ла. Была у него дочка, Айога. Красивая девочка. Все ее любили. И все говорили, что красивее дочки Ла никого нет — ни в этом, ни в каком другом стойбище. Айога загордилась. Стала разглядывать себя. И понравилась сама себе. Смотрит — и не может оторваться. Глядит — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на свое отражение в воде.
Совсем ленивая стала Айога. Все любуется собой. Вот однажды говорит ей мать:
— Принеси воды, дочка!
Айога отвечает:
— Я в воду упаду.
— А ты за куст держись, — говорит ей мать.
— Куст оборвется, — говорит Айога.
— А ты за крепкий куст возьмись.
— Руки поцарапаю…
Говорит Айоге мать:
— Рукавицы надень.
— Изорвутся, — говорит Айога. А сама все в медный таз смотрится — какая она красивая!
— Так зашей рукавицы иголкой.
— Иголка сломается.
— Возьми толстую иголку, — говорит отец.
— Палец уколю, — отвечает дочка.
— Наперсток возьми…
— Наперсток прорвется.
Тут соседская девочка говорит матери Айоги:
— Давай за водой схожу, мать!
Пошла девочка на реку и принесла воды, сколько надо.
Замесила мать тесто. Сделала лепешки. На раскаленном очаге испекла. Увидела Айога лепешки, кричит:
— Дай мне лепешку, мать!
— Горячая она, руки обожжешь, — отвечает мать.
— А я рукавицы надену, — говорит Айога.
— Рукавицы мокрые…
— Я их на солнце высушу…
— Покоробятся они, — отвечает мать.
— Я их мялкой разомну.
— Руки заболят, — отвечает мать. — Зачем тебе, дочка, трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепешку той девочке дам, которая рук не жалеет.
Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке.
Рассердилась Айога. Пошла на речку. Смотрит на свое отражение в воде. А соседская девочка сидит на берегу, лепешку жует. Потекли слюнки у Айоги. Стала она на ту девочку оглядываться. Шея у нее вытянулась — длинная стала. Говорит девочка Айоге:
— Возьми лепешку, Айога, мне не жалко.
Разозлилась Айога на девочку. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости. Так замахала руками, что руки в крылья превратились.
— Не надо мне ничего-го-го! — кричит.
Не удержалась на берегу. Бултыхнулась в воду Айога и обратилась в гуся. Плавает и кричит:
— Ах, какая я красивая! Го-гого-го! Ах, какая я красивая…
Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее, красавицу, не спутали. Кричит, чуть людей завидит:
— Айога-га-га! Айо-га-га-га!
Тема урока: Нанайской народная сказка «Айога».
Класс: 2
Цели: выявить идею нанайской сказки «Айога»
развивать коммуникативные элементы деятельности на уроках чтения;
способствовать формированию первичных исследовательских навыков;
совершенствовать навыки работы с текстом;
способствовать воспитанию нравственных качеств личности;
Задачи:
обсудить смысл сказки, исследовать, почему героиня стала такой («Красивая девочка. Все её очень любили…Айога загордилась»)
развивать умение самостоятельно работать с текстом, читательское умение предопределять содержание
воспитание нравственных качеств личности ребенка
создание творческой атмосферы сотрудничества в классе
Техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
Планируемые результаты:
Формируемые УУД:
Предметные | - научаться определять конкретный смысл понятий: сказка, сказочный персонаж, вымысел, высказываться о своем отношении к народным сказкам, восстанавливать события сказки, рассказывать сказку с использованием опорных слов, определять качества главных героев сказки, называть их. |
Метапредметные - Регулятивные - Познавательные - Коммуникативные | - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, удерживать цель деятельности до получения ее результата. Осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать результаты деятельности, выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос. - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выбирать решение из нескольких предложенных, преобразовывать объект: импровизировать, творчески переделывать. - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, умение работать в паре, в группе, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
Личностные | - проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент | - Я желаю всем добра, пусть у вас в сердцах сидит солнышко, яркое, светлое, ласковое, теплое, согревающее всех вокруг. | /приветствуют учителя/ | Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» |
Актуализация учебного действия Подготовка к восприятию | - На Земле живут люди разных народов или национальностей - Какие национальности людей вы знаете? - А знаете ли вы, кто такие нанайцы? - На Дальнем Востоке по берегам реки Амур живут нанайцы. Это люди, которые ведут бродячий образ жизни, у них нет постоянного места жительства. Это малочисленная нация, их всего 10 тыс. человек. У этого народа богатый фольклор: множество разных песен, загадок, пословиц, сказок. Многие произведения нанайцев были записаны и теперь у нас есть возможность познакомиться с их творчеством. | - Русский, казахи, дагестанцы, украинцы и т.д - Нет. | Регулятивные: ·принимать и сохранять учебную задачу; ·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Познавательные: ·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; |
Постановка цели урока | - Вы знаете какие-нибудь нанайский сказки, песни, пословицы, загадки? - А хотите узнать? - Сегодня мы познакомимся с нанайской сказкой. - Открываем учебник на стр. 299 - Прочитайте её название. - Рассмотрите картинки. - О ком сказка? - Айога – это имя нанайской девочки. - О ней мы сегодня узнаем. | - Нет, не знаем. - Да, конечно. - Айога. - О девочке. | Личностные: -способность к самооценке Регулятивные: ·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации ·принимать и сохранять учебную задачу; |
Подготовка к восприятию текста Снятие лингвистических трудностей | - В тексте нам встретятся новые слова, значение которых нам неизвестно. Кто знает значение этих слов? Очаг – устройство для разведения и поддержания огня. Покоробятся – искривятся, станут неровными. Мялкой разомну – мялка – приспособление, чтобы мять кожу. | /Записывают в словарь новые слова/ | |
Первичное восприятие | /Пересказ учителя народной сказки с сохранением жанровых особенностей/ | /Слушают/ | Познавательные: ·строить сообщения в устной форме -осуществлять анализ |
Проверка первичного восприятия | - Назовите героев произведения? - Какое настроение стало у вас, после прослушивания сказки? Грустно? Радостно? - Почему же наша героиня стала такой? Давайте найдём ответ в тексте сказки. | - Мать, отец, Айога. - ответы детей. | Познавательные: ·строить сообщения в устной форме -осуществлять анализ |
Физминутка | Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.) | /Повторяют движения за учителем/ | Регулятивные: Умение соотносить свои действия с действиями учителя; Умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную; Коммуникативные: Умение слушать; |
Этап перечитывания и анализа художественного произведения | - Мы с вами будем читать сказку по частям. - Как вы считаете, сколько частей в сказке можно выделить? - Наше чтение мы поделим на 4 части. 1 часть: (до слов …всё любуется собой) - Что вы можете сказать об этой девочке? 2 часть: (до слов … и принесла воды, сколько надо) - Что вы ещё узнали об этой девочке? - Какие качества характера Айоги здесь проявились? - Очень красивая девочка! Такая не может не понравиться, не так ли? - Почему же она вам не понравилась? 3 часть: (до слов …и отдала соседской девочке) - Что ещё заметили в этом диалоге? - Теперь дочь просит, но все отговорки, придуманные Айогой раньше, возвращаются к ней. - Любила ли мать свою дочь? Давайте разберёмся. Мать не отдала ей лепёшку. Почему? - А поняла ли Айога, чему хотела её научить мать? 4 часть: - Как была наказана Айога? - Жалел ли кто-нибудь Айогу в конце сказки? - Послужило ли Айоге это уроком? - А на самом деле какой она стала? | - 3-4 части. - Она была красивая. - отказалась помочь матери, придумывала отговорки. - Лень, ум, находчивость, хитрость. - Стала ленивая и всё время любовалась собой. - Они как будто поменялись ролями. - Матери было небезразлично, какая у неё растёт дочь. Её огорчало поведение дочери. - Нет, она бы изменила свое поведение, извинилась. - Превратилась в гуся. - Нет. - Нет, она продолжала гордиться своей красотой. - Некрасивой, неуклюжей. | Познавательные: ·строить сообщения в устной форме -осуществлять анализ |
Раскрытие основной идеи текста | - Почему же с этой девочкой случилось такое несчастье? - С чего началось превращение Айоги в самовлюблённую и эгоистичную девочку? - Кто же виноват в том, что Айога так изменилась? - Какого же испытания не выдержала Айога? - Красота дана человеку на радость ему и всем окружающим. Она может принести как радость, так и горе. Главное, чтобы человек правильно распорядился этим даром. Не занимался самолюбованием и не стал эгоистом. - На что обрекают себя самовлюблённые люди? | - она очень гордилась своей красотой. - её все хвалили. - в первую очередь – она сама, и окружающие. - красотой. - они остаются одни. | |
Вторичный синтез | - У каждого из вас сформировался свой образ Айоги, давайте сейчас каждый изобразит её такой, какой вы её себе представляете. Нарисуете иллюстрацию к сказке, в виде главной героини произведения. | /рисуют/ | |
Рефлексия и подведение итогов | - Какими качествами должен обладать современный человек, что бы его можно было назвать красивым? - О чём же вы задумались, прочитав эту сказку? - А что ценят в людях разные народы? - А хотелось ли вам, чтобы эта сказка закончилась по-другому? - Что же должна сделать наша героиня, чтобы конец у сказки был хорошим? - В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего? | - Нужно быть добрыми, не зазнаваться - Доброту и трудолюбие - Да. - Должна понять, что поступала плохо и тогда она опять сможет превратиться в девочку.) - Одиночество | Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Слушать и понимать речь других; Строить сотрудничество с одноклассниками и учителем; Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: Осуществлять анализ и синтез; |