СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по литературному чтению на тему "Айога"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект по литературному чтению на тему "Айога"»

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

По МДК 01.02. Русский язык с методикой преподавания



Конспект урока

«Нанайская народная сказка «Айога»



Выполнила:

студентка 3 «А» группы

______________ Еременкова В.П.

Проверил:

Методист АСПК

_________ Шалдаева В.В.




Астрахань, 2020

Айога

(Нанайская народная сказка)

В роду Самар жил один нанаец — Ла. Была у него дочка, Айога. Красивая девочка. Все ее любили. И все говорили, что красивее дочки Ла никого нет — ни в этом, ни в каком другом стойбище. Айога загордилась. Стала разглядывать себя. И понравилась сама себе. Смотрит — и не может оторваться. Глядит — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на свое отражение в воде.

Совсем ленивая стала Айога. Все любуется собой. Вот однажды говорит ей мать:

— Принеси воды, дочка!

Айога отвечает:

— Я в воду упаду.

— А ты за куст держись, — говорит ей мать.

— Куст оборвется, — говорит Айога.

— А ты за крепкий куст возьмись.

— Руки поцарапаю…

Говорит Айоге мать:

— Рукавицы надень.

— Изорвутся, — говорит Айога. А сама все в медный таз смотрится — какая она красивая!

— Так зашей рукавицы иголкой.

— Иголка сломается.

— Возьми толстую иголку, — говорит отец.

— Палец уколю, — отвечает дочка.

— Наперсток возьми…

— Наперсток прорвется.

Тут соседская девочка говорит матери Айоги:

— Давай за водой схожу, мать!

Пошла девочка на реку и принесла воды, сколько надо.

Замесила мать тесто. Сделала лепешки. На раскаленном очаге испекла. Увидела Айога лепешки, кричит:

— Дай мне лепешку, мать!

— Горячая она, руки обожжешь, — отвечает мать.

— А я рукавицы надену, — говорит Айога.

— Рукавицы мокрые…

— Я их на солнце высушу…

— Покоробятся они, — отвечает мать.

— Я их мялкой разомну.

— Руки заболят, — отвечает мать. — Зачем тебе, дочка, трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепешку той девочке дам, которая рук не жалеет.

Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке.

Рассердилась Айога. Пошла на речку. Смотрит на свое отражение в воде. А соседская девочка сидит на берегу, лепешку жует. Потекли слюнки у Айоги. Стала она на ту девочку оглядываться. Шея у нее вытянулась — длинная стала. Говорит девочка Айоге:

— Возьми лепешку, Айога, мне не жалко.

Разозлилась Айога на девочку. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости. Так замахала руками, что руки в крылья превратились.

— Не надо мне ничего-го-го! — кричит.

Не удержалась на берегу. Бултыхнулась в воду Айога и обратилась в гуся. Плавает и кричит:

— Ах, какая я красивая! Го-гого-го! Ах, какая я красивая…

Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее, красавицу, не спутали. Кричит, чуть людей завидит:

— Айога-га-га! Айо-га-га-га!

Тема урока: Нанайской народная сказка «Айога».

Класс: 2

Цели:  выявить идею нанайской сказки «Айога»

  • развивать коммуникативные элементы деятельности на уроках чтения;

  • способствовать формированию первичных исследовательских навыков;

  • совершенствовать навыки работы с текстом;

  • способствовать воспитанию нравственных качеств личности;


Задачи:

  • обсудить смысл сказки, исследовать, почему героиня стала такой («Красивая девочка. Все её очень любили…Айога загордилась»)

  • развивать умение самостоятельно работать с текстом, читательское умение предопределять содержание

  • воспитание нравственных качеств личности ребенка

  • создание творческой атмосферы сотрудничества в классе



Техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.











Планируемые результаты:

Формируемые УУД:

Предметные

- научаться определять конкретный смысл понятий: сказка, сказочный персонаж, вымысел, высказываться о своем отношении к народным сказкам, восстанавливать события сказки, рассказывать сказку с использованием опорных слов, определять качества главных героев сказки, называть их.

Метапредметные

- Регулятивные



- Познавательные


- Коммуникативные


- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, удерживать цель деятельности до получения ее результата. Осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать результаты деятельности, выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выбирать решение из нескольких предложенных, преобразовывать объект: импровизировать, творчески переделывать.

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, умение работать в паре, в группе, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Личностные

- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент


- Я желаю всем добра, пусть у вас в сердцах сидит солнышко, яркое, светлое, ласковое, теплое, согревающее всех вокруг.

/приветствуют учителя/

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»

Актуализация учебного действия

Подготовка к восприятию

- На Земле живут люди разных народов или национальностей

- Какие национальности людей вы знаете?

- А знаете ли вы, кто такие нанайцы?

- На Дальнем Востоке по берегам реки Амур живут нанайцы. Это люди, которые ведут бродячий образ жизни, у них нет постоянного места жительства. Это малочисленная нация, их всего 10 тыс. человек. У этого народа богатый фольклор: множество разных песен, загадок, пословиц, сказок. Многие произведения нанайцев были записаны и теперь у нас есть возможность познакомиться с их творчеством.




- Русский, казахи, дагестанцы, украинцы и т.д

- Нет.

Регулятивные:

·принимать и сохранять учебную задачу;

·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

Познавательные:

·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;


Постановка цели урока

- Вы знаете какие-нибудь нанайский сказки, песни, пословицы, загадки?

- А хотите узнать?

- Сегодня мы познакомимся с нанайской сказкой.

- Открываем учебник на стр. 299

- Прочитайте её название.

- Рассмотрите картинки.

- О ком сказка?

- Айога – это имя нанайской девочки.

- О ней мы сегодня узнаем.

- Нет, не знаем.



- Да, конечно.








- Айога.


- О девочке.

Личностные:

-способность к самооценке

Регулятивные:

·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

·принимать и сохранять учебную задачу;


Подготовка к восприятию текста

Снятие лингвистических трудностей

- В тексте нам встретятся новые слова, значение которых нам неизвестно. Кто знает значение этих слов?
Очаг – устройство для разведения и поддержания огня.
Покоробятся – искривятся, станут неровными.
Мялкой разомну – мялка – приспособление, чтобы мять кожу.

/Записывают в словарь новые слова/


Первичное восприятие

/Пересказ учителя народной сказки с сохранением жанровых особенностей/

/Слушают/

Познавательные:

·строить сообщения в устной форме

-осуществлять анализ

Проверка первичного восприятия

- Назовите героев произведения?

- Какое настроение стало у вас, после прослушивания сказки? Грустно? Радостно?

- Почему же наша героиня стала такой? Давайте найдём ответ в тексте сказки.

- Мать, отец, Айога.


- ответы детей.

Познавательные:

·строить сообщения в устной форме

-осуществлять анализ

Физминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

/Повторяют движения за учителем/


Регулятивные:
Умение соотносить свои действия с действиями учителя; Умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную;

Коммуникативные: Умение слушать;


Этап перечитывания и анализа художественного произведения

- Мы с вами будем читать сказку по частям.
- Как вы считаете, сколько частей в сказке можно выделить?

- Наше чтение мы поделим на 4 части.

1 часть: (до слов …всё любуется собой)

- Что вы можете сказать об этой девочке?

2 часть: (до слов … и принесла воды, сколько надо)

- Что вы ещё узнали об этой девочке?

- Какие качества характера Айоги здесь проявились?

- Очень красивая девочка! Такая не может не понравиться, не так ли?

- Почему же она вам не понравилась?

3 часть: (до слов …и отдала соседской девочке)

- Что ещё заметили в этом диалоге?

- Теперь дочь просит, но все отговорки, придуманные Айогой раньше, возвращаются к ней.

- Любила ли мать свою дочь? Давайте разберёмся. Мать не отдала ей лепёшку. Почему?

- А поняла ли Айога, чему хотела её научить мать?

4 часть:

- Как была наказана Айога?

- Жалел ли кто-нибудь Айогу в конце сказки?

- Послужило ли Айоге это уроком?

- А на самом деле какой она стала?



- 3-4 части.







- Она была красивая.





- отказалась помочь матери, придумывала отговорки.

- Лень, ум, находчивость, хитрость.




- Стала ленивая и всё время любовалась собой.



- Они как будто поменялись ролями.





- Матери было небезразлично, какая у неё растёт дочь. Её огорчало поведение дочери.

- Нет, она бы изменила свое поведение, извинилась.


- Превратилась в гуся.


- Нет.

- Нет, она продолжала гордиться своей красотой.


- Некрасивой, неуклюжей.

Познавательные:

·строить сообщения в устной форме

-осуществлять анализ

Раскрытие основной идеи текста

- Почему же с этой девочкой случилось такое несчастье?

- С чего началось превращение Айоги в самовлюблённую и эгоистичную девочку?

- Кто же виноват в том, что Айога так изменилась?

- Какого же испытания не выдержала Айога?

- Красота дана человеку на радость ему и всем окружающим. Она может принести как радость, так и горе. Главное, чтобы человек правильно распорядился этим даром. Не занимался самолюбованием и не стал эгоистом.

- На что обрекают себя самовлюблённые люди?

- она очень гордилась своей красотой.

- её все хвалили.




- в первую очередь – она сама, и окружающие.


- красотой.











- они остаются одни.


Вторичный синтез

- У каждого из вас сформировался свой образ Айоги, давайте сейчас каждый изобразит её такой, какой вы её себе представляете. Нарисуете иллюстрацию к сказке, в виде главной героини произведения.

/рисуют/


Рефлексия и подведение итогов

- Какими качествами должен обладать современный человек, что бы его можно было назвать красивым?

- О чём же вы задумались, прочитав эту сказку?

- А что ценят в людях разные народы?

- А хотелось ли вам, чтобы эта сказка закончилась по-другому?

- Что же должна сделать наша героиня, чтобы конец у сказки был хорошим?

- В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего?






- Нужно быть добрыми, не зазнаваться

- Доброту и трудолюбие


- Да.



- Должна понять, что поступала плохо и тогда она опять сможет превратиться в девочку.)



- Одиночество

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Слушать и понимать речь других; Строить сотрудничество с одноклассниками и учителем;

Познавательные:
Умение ориентироваться в своей системе знаний: Осуществлять анализ и синтез;




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!