Конспект по литературному чтению
Тема: Докучные сказки
Ход урока
Организационный момент
Проверка д/з - стихотворение наизусть
Какие песни бывают? (Русские народные песни разнообразны. Есть колыбельные, песенки- потешки, заклички, шуточные и плясовые.)
Сегодня мы познакомимся с ещё одним жанром устного народного творчества. Послушайте, то что я вам прочитаю. И скажите, что это?
1.) Жили – были два братца, два братца – кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?
2.) Жил – был старик, у старика был колодец, а в колодце елец, тут и сказке конец.
-Это сказки. А что это за сказки. Это докучные сказки.
Откройте учебник на с. 18 – 19, прочитайте тему сегодняшнего урока.
- Как вы понимаете значение слова «докучные»? (предположения детей)
Докучный – наводящий скуку, докучливый.
Докучать (устар.) – надоедать, наводить скуку.
Работа над новой темой
Докучная, докучливая сказка – коротенький рассказ, без большого смысла, конец которого опять приходит в начало, и повторяется одно и то же» ( Даль В.И. «Толковый словарь»)
В толковом словаре Д. Ушакова сказано: «Докучные – находящие скуку, уныние, надоедливые»
Александр Николаевич Афанасьев считал, «докучная» - значит бесконечная. И «докучать» - значит умолять, просить неотступно. Потому что, едва договоришь сказку, уже слышится со всех сторон «Еще, еще…
Говорят, докучные сказки были придуманы уставшими сказочниками, которые желали отдохнуть от долгих сказаний, но любознательные слушатели всё не оставляли их в покое. Да и название этих сказок пошло от слова «докучать», то есть надоедать кому-либо своими постоянными просьбами. После этих долгих и упорных просьб сказочник соглашается рассказать ещё одну сказку, и начинает свой рассказ: «Жили-были два братца, два братца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?». И вот снова слушателей разыграли, ведь докучная сказка – это такая шутливая отговорка, с помощью которой сказочник отмахивается от докучающих ему любителей сказок. Так, слушатели докучают сказочнику своими бесконечными просьбами о всё новых и новых сказках, а сказочник докучает слушателям все новыми и новыми повторениями одних и тех же предложений.
Прочитайте сказки самостоятельно на с. 18 – 19. Подготовьте выразительное чтение той, которая вам больше всего понравилась. (Ребята читают сказки самостоятельно, готовят выразительное чтение понравившейся сказки.)
Рефлексия.
- Чем занимались на уроке?
- Понравился ли вам урок?
- О чём бы ещё хотели узнать?
- Кто доволен своей работой?
6. Итог.
- Итак, какой итог мы можем с вами сделать?
Докучная сказка – уникальное в своем роде фольклорное явление русской культуры. Это не только развлечение для заинтересованных слушателей, но ещё и интересная языковая игра без конца и края, которая показывает в действии принципы построения волшебной сказки. Она использует традиционные формулы, стандартные зачины, присказки, концовки, характерные для русской народной сказки.
Домашнее задание! Подготовить к пересказу докучные сказки.