Цели: познакомить с новой величиной- вместимостью и единицей её измерения – литром; развивать умение решать задачи и примеры изученных видов
Познавательные: находить пути выхода из проблемной ситуации, выполнять действия с материальным объектом - литровой банкой.
Личностные: развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач.
Регулятивные: контролировать свою деятельность, определять последовательность действий.
Коммуникативные: планировать совместную деятельность в группе.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Литература: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2013/03/29/urok-matematiki-1-klass-litr , Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций с прил. На электрон. Носителе. В 2 ч. Ч. 2/ Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука, Просвещение - 2014., https://infourok.ru/konspekt_po_matematike_litr-120385.htm
Этапы | Содержание | Деятельность учащихся |
I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2мин) | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Александровна, и сегодня я проведу у вас урок математики. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу |
II.Актуализация знаний. | Заполни таблицу. Как называются компоненты (числа) при сложении? Вычитании? (слагаемые; уменьшаемое, вычитаемое, разность) Правильно. Предлагаю выполнить небольшую самостоятельную работу, в которой, первому варианту нужно будет найти слагаемые и сумму, а второму – уменьшаемое, вычитаемое и разность. Слагаемое | 2 | 6 | 4 | 6 | 2 | Слагаемое | 6 | 3 | 5 | 4 | 3 | Сумма | 8 | 9 | 9 | 10 | 5 | Уменьшаемое | 8 | 10 | 10 | 6 | 9 | Вычитаемое | 6 | 1 | 5 | 4 | 4 | Разность | 2 | 9 | 5 | 2 | 5 | Ребята, сверьте свои ответы с помощью образца на доске. Кто допустил ошибки? Ребята, вы молодцы, хорошо постарались. Предлагаю вам решить задачи на логику. 1) Если карандаш длиннее ручки, то ручка…(короче карандаша) 2) Если арбуз легче дыни, то дыня…(тяжелее арбуза) 3) Если дом выше дерева, то дерево…(ниже дома) Молодцы. Ребята, а кто мне скажет, в чем измеряется длина? (в см) Хорошо, а в чем измеряется масса?( в кг). | Решают по вариантам, проверяют |
III. Выявление места и причины затруднения | Посмотрите, перед вами банка и стакан. Определите, куда больше вместится воды? (Емкости одинаковой вместимости.) Выслушиваются ответы учеников. Ответы звучат по-разному. Почему вы так думаете? Теперь перед вами та же банка, но другой стакан. Как определить, куда больше вместится воды? Вы хотите узнать, как называют эту величину математики? (да) Тогда предлагаю вам разгадать кроссворд. Разгадывать мы его будем все вместе. 1. Огородник тот С длинным носом живёт. Где носом качнёт, Там вода потечёт. Нагнут меня ребятки — И дождь пойдет на грядку. лейка 2. Закипит - исходит паром, И свистит, и пышет жаром, Крышкой брякает, стучит: - Эй! Сними меня! – кричит чайник 3. Сделан он весь из стекла, Для чая, сока, молока. стакан 4. В шахту спустится - Принесёт воды во двор. Он пыхтит, как паровоз, Важно кверху держит нос. Пошумит, остепенится — Пригласит чайку напиться. Ведро | Разгадывают кроссворд |
IV.Построение проекта выхода из ситуаций | Посмотрите внимательно, какое же главное слово у нас получилось? (литр) Именно так в математике называют такую величину. Сегодня мы познакомимся с новой величиной – объемом и научимся ее измерять. | Отвечают на вопросы |
Физминутка | Буратино потянулся, Раз – нагнулся Два - нагнулся. Руки в сторону развёл, Видно, ключик не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. | |
V.Объяснение нового материала. | Измеряют вместимость сосудов литрами - единой международной единицей. Где используют эту единицу измерения? В магазине, на автозаправке. Какие ещё бывают ёмкости вместимостью 1 литр? Посмотрите на ёмкости вместимостью 1 литр. Посмотрите, как это надо записывать: 3 л. Откройте маленькие тетради в клетку. Найдите точку. Запишите номер 2. Откройте учебники на стр. 44, найдите номер 2. Кто прочитает задание? В какие кастрюли налили воду? (в оранжевую и в синюю) Как обозначим в краткой записи? («О.к.» и «С.к.») Сколько литров воды налили в оранжевую кастрюлю? (5) А в синюю?(на 3 л больше) Что нам нужно узнать? (сколько литров воды налили в синюю кастрюлю) Что нужно сделать, чтобы ответить на данный вопрос? (сложить) Почему? (потому что сказано, что в синей кастрюле на 3 л больше) Правильно. Сколько же литров воды было в синей кастрюле?(8) Правильно. | Определяют, отвечают на вопросы, решают задачу |
VI. Закрепление изученного материала. | Теперь давайте поработаем в тетради на печатной основе. Откройте тетрадь на стр. 52. Кто не нашел страницу, поднимите руку. Решаем номер 1. 7л+2л=9л 9л – 5л=4л 4л+4л=8л 5л – 3л+6л=8л 1л+7л – 2л=6л 8л+2л – 5л=5л Кто хочет решить первый пример? Расскажи нам, как ты получил число 9? Хорошо. Садись Следующий. Прокомментируй, как ты получил 4? Спрашиваю всех по очереди. Молодцы. Давайте решим №5(2). В бидоне было 6 л молока. За завтраком выпили 2л молока, а за ужином ещё 3л. Сколько литров молока осталось в бидоне? О чем говорится в задаче? (о молоке) Работаем со схемой. Что обозначает цифра 6 на схеме? (сколько л молока всего было в бидоне) Как вы думаете, какая цифра должна быть в первой клеточке? (2) Почему? (потому что сначала 2л молока выпили за завтраком) Хорошо. Что поставим во второе пустое окошко? (3) Почему?( потому что за ужином выпили еще 3 л молока) Молодцы. Если молоко выпивали, что нам нужно найти? (сколько литров молока осталось) Правильно. Ребята, сколько вопросов в задаче? (один) Значит, сколько будет действий? (одно) У вас справа от схемы есть почти готовое решение. Какую цифру мы поставим в первую клетку? (2) а во вторую? (3) сколько у нас получится? (1) Значит, сколько литров молока осталось в бидоне? (1л) Молодцы. | Работают в тетради, решают задачу |
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Молодцы, что справились с задачами. А теперь давайте повторим, что вы уже знаете и умеете делать. Теперь решите задачу под номером 5(1) Выполняем самостоятельно. Кому нужна помощь, поднимите руку. Сколько всего килограммов овощей купила мама?(9) Поднимите руку у кого получился другой ответ. | Делают самостоятельную работу |
VIII. Рефлексия учебной деятельности. | Наш урок подходит к концу. С какой новой величиной вы познакомились? Что такое литр? Что научились делать? (сравнивать) Что понравилось на уроке? Оцените свою работу на уроке. Кто считает, что хорошо работал, хорошо понял новую тему, поднимите одну руку. Кто считает, что не понял что-то, оставьте руки на партах. | Подводят итоги. Оценивают свою работу. |