МОУ « СОШ с. Тепловка»
Конспект
по математике
на тему: «Вычитание из круглых чисел»
2020-2021
Тема: Вычитание из круглых чисел
Цель урока: создать условия для формирования умения вычитать из круглого числа
Задачи:
Образовательные: совершенствовать вычислительные навыки в пределах 100, умение решать задачи изученных видов.
Развивающие: развивать внимание, мышление, грамотную математическую речь, умение контролировать самого себя, находить и исправлять свои ошибки.
Воспитательные: воспитывать интерес к математике, чувство товарищества, аккуратность, усидчивость.
Оборудование: учебник, тетрадь;
Мультимедиа, раздаточный материал.
Ход урока
Организационный момент
1. Мотивация учебной деятельности:
Сформировать положительное эмоциональное отношение к уроку.
Включение детей в деловой ритм работы через декламацию четверостишия.
-Здравствуйте, ребята меня зовут Рамиля Идрисовна. Сегодня я проведу у вас урок математики.
Дети должны добавить слова (учитель читает):
Вы пришли сюда …(учиться),
Не лениться, а … (трудиться).
Только тот, кто много … (знает),
В жизни что-то … (достигает).
Я надеюсь, что на уроке вы будете активны, внимательны и достигните хороших результатов.
2. Устный счет
Организовать деятельность по проверке сформированности устного счёта в пределах 100.
Устные ответы на вопросы.
Ждёт нас сегодня работа важная.
Что мы знаем – будем закреплять,
Что не знаем – будем изучать.
В математике любая работа
Не обходится без устного счёта.
Ребята, вычислите устно:
35+10
42-40
10-2
27+2
39-5
15+6
48-3
10-6
Ответы: 45,2,8,29,34,21,45,4
Актуализация знаний
Работа в группах по карточкам
(Каждая группа получает карточку с заданием.)
- Одинаковыми буквами обозначены одинаковые цифры.
Примеры решены верно, расшифруйте их.
Фронтальная работа
(на доске примеры)
- Какие числа пропущены?
80 = __ + 70 60 = 50 + __
90 = __ +10 40 = __ + 30
__ - 10 = 30 __ - 10 =70
__ - 10 = 20 __ - 10 = 60
Назовите одним словом, что пропущено в последних двух примерах. (Уменьшаемое)
- Восстановите числовой ряд и продолжите его.
10 15 20 25 30 35 40 45 50
- На какие две группы можно поделить эти числа? (Круглые и некруглые)
- Составьте все возможные равенства из чисел 15, 5, 20.
(15 + 5 = 20, 20 - 15= 5, 5 + 15 = 20, 20 – 5 = 15.)
- Прочитайте последнее равенство по – разному.
(Двадцать минус пять – равно пятнадцать. Из 20 вычесть 5 – равно пятнадцать. Уменьшаемое 20, вычитаемое 5, разность равна 15.)
- Решите задачу.
В коробке 2 зеленых и 3 красных шарика. Сколько нужно взять шариков из коробки, чтобы среди них было два шарика одного цвета? (3)
Самоопределение к деятельности
- Решите примеры, выполнив запись в столбик.
86+14 75+5 52-32 30-3
(Проверка по цепочке. Последний пример вызывает затруднения)
- Почему вам трудно решить последний пример? (В уменьшаемом нет единиц.)
- Какую цель мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться решать примеры на вычитание однозначного числа из двузначного круглого числа.)
Работа по теме урока
Работа с графическими моделями
- Составьте графическую модель примера 30 – 3.
(Один ученик работает у доски, остальные – на местах.)
ΔΔΔ - ▪▪▪ =
- Как вы рассуждали? (Выкладываем 3 треугольника – десятка, 3 – это 3 единицы, выкладываем 3 точки.)
- Что особенного в этой модели? (В уменьшаемом нет единиц.)
- Как же мы поступим? (Ответы детей.)
Нужно раздробить 1 десяток. 30 – это 20 и 10. Заменяем 1 треугольник – десяток моделью треугольника с 10 единицами.
Рис. на доске
- Что можно сделать дальше? (Вычесть единицы: 10 – 3 = 7. Останется 2 десятка и 7 единиц, или 27.)
Работа по учебнику
№ 1 (стр.14.)
- Рассмотрите первую модель. Верно ли мы рассуждали?
- Рассмотрите следующую графическую модель. Прочитайте пример. (Из 2 десятков нужно вычесть 5 единиц.)
- Соедините модель с соответствующим примером.
- Продолжите графическую модель.
(Один из учеников: в уменьшаемом нет единиц.
Выделяем 10 единиц из 20. 20 – это 10 и 10. Заменяем модель десятка моделью 10 единиц. Вычитаем единицы: 10 – 5 = 5. Получаем 1 десяток и 5 единиц, или 15.
Аналогично разбирается последняя модель. Можно предложить учащимся выполнить работу самостоятельно.)
№ 2 (стр. 14)
(Учащиеся объясняют решение примера 50 – 2. Два других примера можно предложить решить самостоятельно по вариантам. В случае затруднений примеры решаются с комментарием у доски.)
№ 3 (стр. 14)
- Рассмотрите образец. Кто сможет объяснить, как выполнено вычисление? (Вычитаем единицы. Из 0 единиц нельзя вычесть 8. Занимаем 1 десяток. Ставим над десятками точку. Над единицами пишем 10. Вычитаем единицы: 10 – 8 = 2.
Десятков остается 6. Получаем ответ 62.)
(Аналогично решаются остальные примеры.)
- Что вы заметили? (В каждом следующем примере вычитаемое уменьшается на 1, а значение разности увеличивается на 1.)
Физкультминутка
Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№6 (б) (стр. 15).
Вариант задачи. На тарелке 38 пирожков. Из них 12 с повидлом, с капустой на 3 больше, чем с повидлом, и несколько пирожков с мясом. Сколько пирожков с мясом на тарелке?
Решение:
12 + 3 = 15 (п.) – с капустой;
12 + 15 = 27 (п.) – с капустой и с повидлом;
38 – 27 = 11 (п.)
Ответ: на тарелке 11 пирожков с мясом.
№ 8 (стр.15)
Самостоятельное выполнение. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить №9 (стр. 15).)
Рефлексия
- Как выполнить вычитание однозначного числа из двузначного круглого числа?
(записать столбиком, десятки под десятками, единицы под единицами)
- Оцените свою работу на уроке.
- Кто может сказать, что научился быстро и правильно выполнять такие вычисления?
- Кому нужна помощь?
- Кто может помочь своим одноклассникам?
Дополнительно: № 10 (стр. 15.)
Подведение итогов урока
- Что вам запомнилось сегодня на уроке?
- О чем вы расскажете дома?
Дополнительно: № 10 (стр. 15.)
Домашнее задание
№ 4 (стр. 14), 7 (стр. 15)