СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по МДК. 01.02. Русский язык с методикой преподавания (Русский язык) Методист: Матвеева И.Б.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект по МДК. 01.02. Русский язык с методикой преподавания (Русский язык) Методист: Матвеева И.Б.»

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»



Конспект (технологическая карта) урока

«Русский язык»

студентки группы 4 «Б»

Лямкиной Александры Дмитриевны

Тема: «Как мы используем алфавит?»

Класс 2 «Б» МБОУ СОШ № 4 Имени Т. Г. Шевченко



Допуск к проведению урока:

Студентки: Лямкина А.Д.

___________(Подпись)

Методист: Матвеева И.Б.

____________(Подпись)

Учитель: Котова Е.С.

____________(Подпись)

Оценка за урок______

Астрахань, 2022


Тема: «Как мы используем алфавит?»

Цель урока: повторить порядок букв в алфавите, названия букв.

Задачи урока:

Образовательные: закрепить знания об алфавите, развивать умения располагать слова в алфавитном порядке,

формировать у детей отчетливое произношение и различение звуков;


Развивающие: развивать зрительное восприятие, речевую деятельность детей, устойчивое внимание, логическое мышление;


Воспитательные: воспитывать положительное отношение к труду, к учебной деятельности, усидчивость, любознательность.


Планируемый результат обучения и формирование УУД:


Познавательные УУД: 

  • Закрепить знания об алфавите;

  • Развивать умения располагать слова в алфавитном порядке.


Регулятивные УУД:

  • Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;

  • Контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе учёта характера ошибок.

Коммуникативные УУД:

  • Формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;

  • Формировать умение договариваться, находить общее решение;

  • Развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы. 

Личностные УУД: 

  • Формировать умение устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.



Оборудование: компьютер, письменная тетрадь, ручка, карандаш, учебник (стр.81-83)


Этапы урока

Ход занятия

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Александра Дмитриевна. Сегодня урок русского языка у вас проведу я. Садитесь.


- Сядьте ровно, повернитесь,

И друг другу улыбнитесь

Каждый даст свою ладошку

И потрёт её немножко

Мы друг друга уважаем,

Никого не обижаем.


- Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на парте должны лежать учебник и письменные принадлежности. Все готовы? Приступаем к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Регулятивные

Коммуникативные

2. Минутка чистописания

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Прежде, чем начнём писать, давайте подготовим пальчики:

Дом.

На опушке дом стоит.   (Сложить ладони домиком над головой)

На дверях замок висит.   (Сомкнуть ладони в «замок»)

За дверями стоит стол,  (Накрыть ладонью правой руки кулачок левой)

Вокруг дома частокол.  (Руки перед собой, пальцы растопырены)

Тук – тук – тук! Дверь открой!   (Постучать кулачком одной ладони о другую)

Заходите, я не злой!   (Руки в стороны, ладони вверх тыльной стороной).

Аа Ан Ал ал аи

Анна Алла аллея аист


- На какие две группы можно разделить слова второй строки?

Слушают учителя, выполняют пальчиковую гимнастику























- 1 - слова собственные, слова нарицательные; 2- одушевленные, неодушевленные; 3 – слова, в которых есть двойная согласная и нет.






Регулятивные

Коммуникативные

4.Словарная работа

Словарный диктант

- Запишем слово на следующей строке.

Алфави́т

- Ребята, посмотрите внимательно на слово, вам оно знакомо?


- А все знают, что такое алфавит? (показать картинку)


- Сколько слогов в слове? (хлопаем). На какой слог падает ударение? Поставим ударение.


- Назовите гласные в безударных слогах. Подчеркнем их.

- А как вы думаете, какая орфограмма в этом слове?



- Справились, молодцы! А какие вы можете подобрать однокоренные (родственные) слова к слову «алфавит»?



- У вас прекрасно получается. Теперь нам нужно составить словосочетания с этим словом. Какой может быть алфавит?

- Верно, а теперь с глаголом. Выучить что?


- Молодцы! Давайте составим предложения.


Составление предложения

Составить предложение со словом алфавит.

Пропиши в тетради, один ученик у доски.

Дайте характеристику предложению

Выполняют словарную работу




- Да.



- Алфавит – это буквы в определенном порядке от А до Я.


- 3 слога. На третий слог. И́ – ударение падает на гласный звук И.





- А, а – безударные гласные.

- Написание безударных «а» - нужно запомнить.



- Слово «алфавит» - это словарное слово, его написание нужно запомнить.



- Письменный, печатный, английский, русский.

- Алфавит.



- Я выучил алфавит, алфавит есть в каждом языке и т.д.


Регулятивные

Коммуникативные

5. Мотивация к учебной деятельности и целеполагание

- Я буду загадывать загадки, а вы записывать только первую букву отгадок.


  1. На окошке - пруд,

В нем рыбешки живут. (аквариум)

  1. Я люблю прямоту и сама прямая.

Сделать ровную черту всем я помогаю. (линейка)

  1. Он живёт в семье большой,

Носит колпачок цветной,

В руки просится играть

И умеет рисовать.

Своего он дела мастер,

Называется...(фломастер)

  1. Этот плод едва обнимешь, если слаб, то не поднимешь,

На куски его порежь, мякоть красную поешь. (арбуз)

  1. Он на юге вырастал

В гроздь плоды свои собрал.

А суровою зимой

Придет изюмом к нам домой. (виноград)

  1. Это детская площадка.

Мячик здесь, ведро, лопатка.

И мальчишки, и девчушки

Принесли с собой... (игрушки)

  1. Будем весь урок писать,

Пригодится нам... (тетрадь)


- Какое слово у вас получилось?


- Что такое алфавит?




- Где в жизни может применяться алфавит?





- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

- Проверим, правы ли мы? Откройте учебник на с. 81. Прочитайте название раздела и тему урока.

– Сегодня мы будем работать с алфавитом.

- Какую цель мы поставим на уроке?


Слушают учителя, отгадывают загадки, узнают тему урока и ставят цель














































- Алфавит.

- Это буквы русского языка, расположенные в определённом порядке. Каждая буква имеет своё место, своё начертание и своё название.

- Чтобы найти слова в словарях, фамилии в списках, книги в библиотеке стоят по алфавиту.



- Алфавит.




- Русский алфавит, или Азбука, «Как мы используем алфавит».










- Вспомним, что такое алфавит и назовем буквы русского языка в алфавитном порядке.

Регулятивные

Коммуникативные

6. Изучение нового материала




- Кто может рассказать алфавит, начиная с любой буквы?



- Расскажите алфавит с букв П, Л, Щ.











- Если слово начинается с буквы Е, в начале или конце списка будете его искать? А если слово начинается с буквы У? Л? X?





- Какое слово в словаре будет стоять первым: сумка или ранец? Карандаш или линейка?


Упр. 122 (с. 82).

(Работа в парах. Один ученик называет буквы, другой его проверяет, затем меняются ролями.)

- Каких букв не хватает в алфавите? 



- Назовите эти буквы. 

- Сколько всего букв, обозначающих гласные звуки? 

- Сколько букв не обозначают звуков?  Какие это буквы?


- Кто назвал все буквы и не ошибся ни разу?



- Давайте прочитаем информацию на «Страничке для любознательных».


- Что узнали о букве Ё?


- У этой буквы есть еще одна особенность.

- Послушайте стихотворение и скажите, чем буква Ё отличается от всех остальных букв, обозначающих гласные звуки.


Расскажи-ка, буква Ё,

Как твое житье-бытье?

Буква Ё дает отчет:

Ничего житье течет.

Я ударная всегда!

Ой-ёй-ёй!

Вот это да!

Упр. 125 (с. 83).

- Прочитайте вопрос. По алфавиту ли записаны слова в каждом столбике?


- Как ответить на этот вопрос, если все слова начинаются с буквы Д?


- Какая буква пропущена в слове деревня?


- Какая буква пропущена в слове дежурный?


- Что делать, когда вторая буква тоже одинаковая?


- Какая из букв (В, Ж или Р) стоит первой в алфавите?


- Значит, слова записаны не в алфавитном порядке.

- В каком порядке должны стоять слова?



- Проверьте вторую группу слов. Какие буквы пропущены в словах?



- В каком порядке должны стоять слова?



- Самостоятельно проверьте третью группу. Скажите, в каком порядке должны стоять слова. 




Слушают учителя отвечают на вопросы


Один из учащихся рассказывает алфавит, начиная с любой буквы

- П – пэ, эр, эс, тэ, у, эф, ха, це, че, ша, ща, твёрдый знак, ы, мягкий знак, э, ю, я. Л – эл, эм, эн, о, пэ, эр, эс, тэ, у, эф, ха, це, че, ша, ща, твёрдый знак, ы, мягкий знак, э, ю, я. Щ – ща, твёрдый знак, ы, мягкий знак, э, ю, я.

- Слово с буквы «Е» мы будем искать в начале списке. А если слово начинается с буквы «У», «Л», «Х» - то в конце списка.

- Сумка. Карандаш.





Выполняют упражнение







- Букв, обозначающих гласные звуки.

- А, Е, Ё, И, О, Ы Э, Ю, Я.

- Десять.

- Две. Мягкий знак и твёрдый знак.

Предположительные ответы детей





Ответы детей



- Буква «Ё» всегда ударная.



















- Посмотреть на вторую букву.

- Буква «Е».

- Буква «Е».

- Смотреть на третью букву.

- «В».





- Девочка, дежурный, деревня.

- Буквы «Е», «А», «Ё».



- Пальто, пенал, петух.



- Яблоко, ягоды, язык.

Регулятивные

Коммуникативные

7.Физкультминутка

Видео физминутка

Повторяют за учителем

Регулятивные

Коммуникативные



8. Закрепление нового материала

Упр. 123 (82)

- Прочитайте слова – названия предметов. Что обозначает каждое слово?







- В каких словах «спрятались» названия согласных букв русского алфавита? Назовите эти буквы.



- Запишите слова в алфавитном порядке самостоятельно.

- Составьте предложение к каждому рисунку. Запишите одно предложение.







- На ваших столах лежат карточки. Внимательно прочитайте и выполните задания. Не забудьте подписать свое имя и фамилию.

Продолжают работу по закреплению нового материала










- Эскимо – род мороженого.

Чаща – густой частый лес.

Уха – суп из свежей рыбы.

Каша – кушанье из сваренной крупы.


- В слове эскимо – «эс» (с).

В слове чаща – «ща» (щ).

В слове уха – «ха» (х).

В слове каша – «ка» и «ша» (к, ш).


- Каша, чаща, уха, эскимо.


- Маша очень любит эскимо на палочке.

Дети заблудились в чаще леса.

Папа приготовил очень вкусную уху.

Моя сестра приготовила на завтрак кашу.


Выполнение самостоятельной работы

Регулятивные

Коммуникативные


9.Подведение итогов урока




- Закончите предложения:

Все буквы, расположенные по порядку, называются …


В алфавите каждая буква имеет свое… и свое… .


- Что больше всего понравилось вам на уроке?

- Какое задание было трудным для вас?

- Какое задание было интересным?



Отвечают на вопросы



- Алфавит.


- Место и начертание.



Предположительные ответы детей

Коммуникативные

10.Рефлексия

- Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке:

Если у вас не возникло трудностей, то поднимите зеленый карандаш.

Если вы что-то не совсем поняли, то жёлтый карандаш.

Если у вас возникли трудности, то поднимите красный карандаш.

Оценивают свою работу на уроке

Коммуникативные