2. Минутка чистописания | - Откройте тетради, запишите число, классная работа. - Прежде, чем начнём писать, давайте подготовим пальчики: Дом. На опушке дом стоит. (Сложить ладони домиком над головой) На дверях замок висит. (Сомкнуть ладони в «замок») За дверями стоит стол, (Накрыть ладонью правой руки кулачок левой) Вокруг дома частокол. (Руки перед собой, пальцы растопырены) Тук – тук – тук! Дверь открой! (Постучать кулачком одной ладони о другую) Заходите, я не злой! (Руки в стороны, ладони вверх тыльной стороной). Аа Ан Ал ал аи Анна Алла аллея аист - На какие две группы можно разделить слова второй строки? | Слушают учителя, выполняют пальчиковую гимнастику - 1 - слова собственные, слова нарицательные; 2- одушевленные, неодушевленные; 3 – слова, в которых есть двойная согласная и нет. | Регулятивные Коммуникативные |
4.Словарная работа | Словарный диктант - Запишем слово на следующей строке. Алфави́т - Ребята, посмотрите внимательно на слово, вам оно знакомо? - А все знают, что такое алфавит? (показать картинку) - Сколько слогов в слове? (хлопаем). На какой слог падает ударение? Поставим ударение. - Назовите гласные в безударных слогах. Подчеркнем их. - А как вы думаете, какая орфограмма в этом слове? - Справились, молодцы! А какие вы можете подобрать однокоренные (родственные) слова к слову «алфавит»? - У вас прекрасно получается. Теперь нам нужно составить словосочетания с этим словом. Какой может быть алфавит? - Верно, а теперь с глаголом. Выучить что? - Молодцы! Давайте составим предложения. Составление предложения Составить предложение со словом алфавит. Пропиши в тетради, один ученик у доски. Дайте характеристику предложению | Выполняют словарную работу - Да. - Алфавит – это буквы в определенном порядке от А до Я. - 3 слога. На третий слог. И́ – ударение падает на гласный звук И. - А, а – безударные гласные. - Написание безударных «а» - нужно запомнить. - Слово «алфавит» - это словарное слово, его написание нужно запомнить. - Письменный, печатный, английский, русский. - Алфавит. - Я выучил алфавит, алфавит есть в каждом языке и т.д. | Регулятивные Коммуникативные |
5. Мотивация к учебной деятельности и целеполагание | - Я буду загадывать загадки, а вы записывать только первую букву отгадок. На окошке - пруд, В нем рыбешки живут. (аквариум) Я люблю прямоту и сама прямая. Сделать ровную черту всем я помогаю. (линейка) Он живёт в семье большой, Носит колпачок цветной, В руки просится играть И умеет рисовать. Своего он дела мастер, Называется...(фломастер) Этот плод едва обнимешь, если слаб, то не поднимешь, На куски его порежь, мякоть красную поешь. (арбуз) Он на юге вырастал В гроздь плоды свои собрал. А суровою зимой Придет изюмом к нам домой. (виноград) Это детская площадка. Мячик здесь, ведро, лопатка. И мальчишки, и девчушки Принесли с собой... (игрушки) Будем весь урок писать, Пригодится нам... (тетрадь) - Какое слово у вас получилось? - Что такое алфавит? - Где в жизни может применяться алфавит? - Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? - Проверим, правы ли мы? Откройте учебник на с. 81. Прочитайте название раздела и тему урока. – Сегодня мы будем работать с алфавитом. - Какую цель мы поставим на уроке? | Слушают учителя, отгадывают загадки, узнают тему урока и ставят цель - Алфавит. - Это буквы русского языка, расположенные в определённом порядке. Каждая буква имеет своё место, своё начертание и своё название. - Чтобы найти слова в словарях, фамилии в списках, книги в библиотеке стоят по алфавиту. - Алфавит. - Русский алфавит, или Азбука, «Как мы используем алфавит». - Вспомним, что такое алфавит и назовем буквы русского языка в алфавитном порядке. | Регулятивные Коммуникативные |
6. Изучение нового материала | - Кто может рассказать алфавит, начиная с любой буквы? - Расскажите алфавит с букв П, Л, Щ. - Если слово начинается с буквы Е, в начале или конце списка будете его искать? А если слово начинается с буквы У? Л? X? - Какое слово в словаре будет стоять первым: сумка или ранец? Карандаш или линейка? Упр. 122 (с. 82). (Работа в парах. Один ученик называет буквы, другой его проверяет, затем меняются ролями.) - Каких букв не хватает в алфавите? - Назовите эти буквы. - Сколько всего букв, обозначающих гласные звуки? - Сколько букв не обозначают звуков? Какие это буквы? - Кто назвал все буквы и не ошибся ни разу? - Давайте прочитаем информацию на «Страничке для любознательных». - Что узнали о букве Ё? - У этой буквы есть еще одна особенность. - Послушайте стихотворение и скажите, чем буква Ё отличается от всех остальных букв, обозначающих гласные звуки. Расскажи-ка, буква Ё, Как твое житье-бытье? Буква Ё дает отчет: Ничего житье течет. Я ударная всегда! Ой-ёй-ёй! Вот это да! Упр. 125 (с. 83). - Прочитайте вопрос. По алфавиту ли записаны слова в каждом столбике? - Как ответить на этот вопрос, если все слова начинаются с буквы Д? - Какая буква пропущена в слове деревня? - Какая буква пропущена в слове дежурный? - Что делать, когда вторая буква тоже одинаковая? - Какая из букв (В, Ж или Р) стоит первой в алфавите? - Значит, слова записаны не в алфавитном порядке. - В каком порядке должны стоять слова? - Проверьте вторую группу слов. Какие буквы пропущены в словах? - В каком порядке должны стоять слова? - Самостоятельно проверьте третью группу. Скажите, в каком порядке должны стоять слова. | Слушают учителя отвечают на вопросы Один из учащихся рассказывает алфавит, начиная с любой буквы - П – пэ, эр, эс, тэ, у, эф, ха, це, че, ша, ща, твёрдый знак, ы, мягкий знак, э, ю, я. Л – эл, эм, эн, о, пэ, эр, эс, тэ, у, эф, ха, це, че, ша, ща, твёрдый знак, ы, мягкий знак, э, ю, я. Щ – ща, твёрдый знак, ы, мягкий знак, э, ю, я. - Слово с буквы «Е» мы будем искать в начале списке. А если слово начинается с буквы «У», «Л», «Х» - то в конце списка. - Сумка. Карандаш. Выполняют упражнение - Букв, обозначающих гласные звуки. - А, Е, Ё, И, О, Ы Э, Ю, Я. - Десять. - Две. Мягкий знак и твёрдый знак. Предположительные ответы детей Ответы детей - Буква «Ё» всегда ударная. - Посмотреть на вторую букву. - Буква «Е». - Буква «Е». - Смотреть на третью букву. - «В». - Девочка, дежурный, деревня. - Буквы «Е», «А», «Ё». - Пальто, пенал, петух. - Яблоко, ягоды, язык. | Регулятивные Коммуникативные |
8. Закрепление нового материала | Упр. 123 (82) - Прочитайте слова – названия предметов. Что обозначает каждое слово? - В каких словах «спрятались» названия согласных букв русского алфавита? Назовите эти буквы. - Запишите слова в алфавитном порядке самостоятельно. - Составьте предложение к каждому рисунку. Запишите одно предложение. - На ваших столах лежат карточки. Внимательно прочитайте и выполните задания. Не забудьте подписать свое имя и фамилию. | Продолжают работу по закреплению нового материала - Эскимо – род мороженого. Чаща – густой частый лес. Уха – суп из свежей рыбы. Каша – кушанье из сваренной крупы. - В слове эскимо – «эс» (с). В слове чаща – «ща» (щ). В слове уха – «ха» (х). В слове каша – «ка» и «ша» (к, ш). - Каша, чаща, уха, эскимо. - Маша очень любит эскимо на палочке. Дети заблудились в чаще леса. Папа приготовил очень вкусную уху. Моя сестра приготовила на завтрак кашу. Выполнение самостоятельной работы | Регулятивные Коммуникативные |