СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по музыке на тему «Живой источник. Обобщение» (4 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 4 класса (УМК Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка», 4 класс), позволяет  как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему урока «Гори, гори ясно!».

Цель: Обобщение и систематизация разнообразных жизненно-музыкальных впечатлений учащихся на основе музыкального фольклора.

Задачи:

- обобщить и закрепить знания, умения и навыки, полученные в 1-ой четверти;

- различать понятия: народ­ная музыка, музыка в народном стиле;

- знать названия и тембры на­родных инструментов;

- уметь отмечать звуча­ние различных народных музы­кальных инструментов;

- проводить самоконтроль, анализ своей деятельности;

- самостоятельно работать с учебником.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по музыке на тему «Живой источник. Обобщение» (4 класс)»

Критская. Музыка, 4 класс


I четверть

Урок 8. Живой источник. Обобщение


Цель: Обобщение и систематизация разнообразных жизненно-музыкальных впечатлений учащихся на основе музыкального фольклора.

Задачи:

- обобщить и закрепить знания, умения и навыки, полученные в 1-ой четверти;

- различать понятия: народ­ная музыка, музыка в народном стиле;

- знать названия и тембры на­родных инструментов;

- уметь отмечать звуча­ние различных народных музы­кальных инструментов;

- проводить самоконтроль, анализ своей деятельности;

- самостоятельно работать с учебником.



ХОД УРОКА


  1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ


  1. Организационный момент. Музыкальное приветствие


  1. Мотивация. Целеполагание

Ребята, прослушайте музыкальные фрагменты. Узнайте знакомые вам мелодии и скажите, что их объединяет и чем они отличаются:

Прослушивание фрагментов мелодий рус. нар. песен: «Во поле береза стояла», «У зори-то, у зореньки»; украинской – «Веснянка».

- Объединяет их то, что все мелодии – народные. Но две мелодии – русского народа, одна – украинского.

- Общее – жанр песни. Только относятся к разным жанрам народной песни: хороводная, протяжная, закличка.

- Верно. Как думаете, что будет являться темой сегодняшнего урока?

- Народные песни, жанры народной музыки.

- Вы правы. Сегодня мы вспомним уже известные вам народные песни и инструментальные наигрыши, написанные в разных жанрах, разучим новые.

А вспомните-ка, каков сюжет прослушанных музыкальных фрагментов? О чем поется в этих песнях?

- Сюжет этих песен тоже схож - о любви к природе.

- Совершенно верно, все эти народные песни объединяет любовь к природе, к красоте родного края. На протяжении многих веков народы мира сочиняли песни как летопись своей жизни. В них – радости и печали, удачи и трудности, обряды и игры, воспоминания о прошлом и мечты о будущем.

Для поэта, композитора, художника, как и для каждого из нас, не может быть природы без человека, как и человека без природы.


  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


1. Композитор – имя ему народ

Прослушайте русскую народную песню «Ты, река ль, моя реченька» и сравните её с песнями других народов: белорусской «Реченька», грузинской – «Солнце, в дом войди», японской – «Вишня», узбекской – «Аисты». Выделите их особенности: характерные интонации, ритмы, ладовую окраску, манеру звучания, форму-композицию, сопоставьте их по «сходству и различию».


1) Прослушивание народных песен. Обсуждение:

- Назовите интонации, характерные для каждой из этих песен. О чем они вам поведали?

- Что общего между состоянием природы и чувствами человека, выраженными в них?


2) Разучивание и исполнение «Ты, река ль, моя реченька», фрагментов «Реченька», «Солнце, в дом войди», «Вишня», «Аисты».

Разучивание проводится без музыкального сопровождения (так, как этого требуют фольклорные традиции, подстраивая и «сочиняя» свои подголоски, «вторы»).

Исполнение выученных песен сопровождается аккомпанементом бубнов, ложек, треугольника.

2. Народные песни – живой источник

Народная песня, как источник живой воды, служила источником творчества профессиональных композиторов, давала композиторам вдохновение, учила их красоте и мастерству. Как вы уже знаете, простые песенные напевы в сочинениях композиторов нередко превращаются в богато украшенные оркестровые мелодии.

Это подтверждает, например, «Концерт № 1» для фортепиано с оркестром П. Чайковского. В 3-ей его части звучит мелодия украинской «Веснянки». Это может подтвердить хор «Ты воспой, жавороночек» из кантаты «Курские песни» Г. Свиридова, а также сочинения других русских композиторов – М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, С. Рахманинова, создавших множество мелодий в духе народных.

Музыка, написанная композиторами в духе народной, называется музыкой в народном стиле.

  1. Прослушивание фрагментов:

А) Концерт № 1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского;

Б) Хор «Ты воспой, жавороночек» из сюиты «Курские песни» Г. Свиридова.



2) Обсуждение:

- Как в Концерте Чайковского звучала украинская «Веснянка»?

- Вспомните знакомые вам и назовите народные песни, рассказывающие о разных сторонах жизни народа.

- В каких произведениях русских композиторов звучат мелодии в духе народной музыки или подлинные народные?



  1. Музыкальные инструменты России

С глубокой древности до наших дней живут рядом с человеком музыкальные инструменты. Как они появились?

Человек прислушивался к протяжному пению натянутой тетивы лука, ударом дубинок по сухим стволам деревьев, свисту срезанной камышинки. История не сохранила имена народных умельцев, смастеривших первые музыкальные инструменты – гусли, балалайки, жалейки, рожки, свирели, трещотки, ложки.

1) Рассматривание народных инструментов на цветных фотографиях (балалайка, домра, баян, трещотка) и картинах художников:

Некоторые инструменты можно увидеть на картинах русских художников: В. Васнецов «Гусляры», М. Нестеров «Лель» (пастушья свирель).

Покоем и тишиной веет от плавных линий картины М. Нестерова «Лель» (берег, небо, линия леса), цветовых контрастов (небо, река, березы, золото осенней листвы), неспешной поступи Леля, задумчивости «неяркой русской природы». Попытайтесь услышать песенность, лирическую интонацию картины «Лель» и внутренним слухом представить, музыку какого характера играет на ней пастушок.

Обсуждение.



2) Узнай инструмент:

Послушайте народные наигрыши («Камаринская», «Ах вы, сени», «Во поле береза стояла») и по тембру звучания определите голоса русских народных инструментов.

Многие исполнители, обрабатывая народные напевы, видоизменяя их, используют принцип варьирования главной мелодии, благодаря чему образуется традиционная для инструментального музицирования форма вариаций.

Давайте исполним свои вариации на мелодию знаменитой русской народной песни «Светит месяц».

3) Исполнение на ложках р.н.п. «Светит месяц»

- Вспомните и назовите произведения русских композиторов, в которых слышно подражание звучанию народных инструментов.

- О каких музыкантах сложил народ легенды, мифы, предания? Назовите знакомые вам легенды, сказки, мифы, предания о народных музыкантах.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Рефлексия

- Вспомните и назовите музыкальные сочинения, составляющие «золотой фонд» музыкального материала первой четверти.

- Составьте программу концерта из произведений, изученных на уроках за 1 четверть.

  1. Подведение итога. Тест «Контроль знаний» (Приложение)










Приложение

ТЕСТ «КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ»

  1. Отметь жанры народной песни:

Веселая

Игривая

Лирическая

Трудовая

Солдатская

Маршевая

Плясовая

Танцевальная

Протяжная

Хороводная

  1. Отметь правильный ответ: вокальная музыкальная форма, род певучего разговора - это

Декламация

Речитатив

Вокализ

Концерт

  1. Отметь произведения, в которых музыка звучит в народном стиле:

Римский-Корсаков. Ария Царевны-Лебедь из оперы «Сказка о царе Салтане»

Чайковский. Первый концерт для ф-но с орк-ром

Свиридов. Кантата «Курские соловьи»

Бородин. Богатырская симфония

Чайковский. Хор девушек из оперы «Евгений Онегин»

Рахманинов. Мелодия из 3-го концерта


  1. Как называется жанр крупного вокально-инструментального произведения для одного или нескольких солистов, хора и оркестра? ………….........................................................................................................................


  1. Тембр – это ……………………………………………………………………………

  2. Ряд звуков певческого голоса, диапазон каких-либо музыкальных инструментов – это ………….................................................

  3. Романс «Венецианская ночь» написал композитор

М.П. Мусоргский

С.В. Рахманинов

М.И. Глинка

П.И. Чайковский

8) Сюиту для 2-ух фортепиано «Светлый праздник» написал композитор

С.В. Рахманинов

С.С. Прокофьев

Г. Свиридов

В. Шебалин

9) Мелодия, рисующая картины природы или сцены сельской жизни, называется

Романс

Пьеса

Лирика

Пастораль

10) Торжественная песнь-гимн в честь русских святых называется ………………...................................................................................................................................


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!