СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по обучению грамоте на тему: "Звук [у] и буква «У»" (1 класс) УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект по обучению грамоте на тему: "Звук [у] и буква «У»" (1 класс) УМК "Школа России"»

Конспект пообучению грамоте

УМК «Школа России»

Класс: 1

Тема: Звук [у] и буква «У».

Тип урока: «открытие нового знания»

Цель: Познакомить детей со  звуком  [у],   буквами У«у»,и их употреблением в речи, учить  выделять из словна слух гласный звук [у] ,узнавать графический образ этих букв.

Задачи формирования УУД:

  • Личностные:

-формирование элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения, представления о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка.

  • Регулятивные УУД:

- контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы.

  • Познавательные УУД:

-самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать ее для решения учебно-познавательных задач.

- Коммуникативные УУД: – участвовать в общей беседе, в диалоге, стараясь соблюдать правила общения;

– задавать вопросы, отвечать на вопросы других.

Планируемые результаты:

Знать: как выглядит буква «у», «У».

Уметь: произносить букву «у», отличать эту букву от других букв.

Оборудование: компьютер с проектором, презентация, учебник.















Ход урока



Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент. Психолого-эмоциональный настрой.

1 мин

- Доброе утро!

Садитесь.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Садятся на места. Настраиваются на начало урока.




Проверяют свою готовность к уроку.

2. Актуализация знаний.

3 мин


а

и

О

М

А

а

ы

А

И

- Ребята, мы продолжаем путешествовать по стране Звуков.

Но сегодня нас ждёт ещё одна очень важная, интересная и занимательная страна – страна Букв.

Прежде, чем мы туда отправимся, давайте вспомним, что было изучено на прошлых уроках.

- Посмотрите на слайд. (слайд 1)

– Сколько букв гласного звука [а] вы видите?

– Какая буква в верхнем правом углу?

– Какая буква в нижнем левом углу?

– А как вы думаете, какая буква в гости пришла?

– Почему вы так считаете?

– Что знаем о гласных звуках?

– Что знаем о согласных звуках?

- Молодцы ребята, вы хорошо усвоили пройденные темы.

















-4


- прописная О


- строчная ы


- прописная М



- буква обозначает согласный звук, а все остальные гласный

- тянутся, поются, воздух во рту не встречает преграду, образуют слог

- не тянутся, не поются, воздух во рту встречает преграду, образуют слог.


3.Составление рассказа по иллюстрации.

5 мин





-Давайте откроем учебник на странице 36.

- Ребята, попробуйте в парах составить рассказ по картинке.



- Был солнечный денёк. На дворе гуляли птицы: индюк, петух, и гусь. Рядом шли на пруд Мама утка со своими утятами. Они не на шаг не отходили друг от друга, постоянно оглядывались, чтобы не потеряться.


4.Мотивация.

Фонетическая разминка


Целеполагание.

2 мин

-Как кричит филин? (Ух-ух)

-Как воет волк? (У-у-у)

-Как кричит кукушка? (Ку-ку)

-Как перекликаются в лесу? (Ау-ау)

-Как плачет малыш в коляске? (Уа-Уа)

-Какой звук прозвучал всякий раз, как вы отвечали на мой вопрос? (Звук «у»)

-Значит, с каким звуком сегодня познакомимся поближе? (Со звуком «у»)

-А еще мы познакомимся с новыми буквами, которые обозначают на письме этот звук.


-ух-ух


-у-у-у

-ку-ку


-ау-ау

-уа-уа


-звук «у»


- со звуком «у»






5.Открытие нового знания.

5.1. Выделение звука из слова. Разучивание правила.


7 мин

Внимательно послушайте загадку и постарайтесь её разгадать:

Плавала, купалась, сухонькой осталась.

-Кто это? (Утка)(на доске картинка)

- А как говорят когда их много?

Давайте сделаем слово-звуковой анализ этого слова.

- Какой первый звук в слове утка? Произнесём хором.

- Какой это звук: гласный или согласный?

- Почему?  

(При произнесении звука выдыхаемый воздух не встречает преград, звук поется.)




- Каким цветом звук [у]  будем изображать на схемах? (Красным)

-Сколько слогов в слове?( проверяем хлопками)

-Произнесем 1 слог «ут»

«Ут»- гласный звук «у» примыкает к согласному «т»(показать схему 1 слога)

-Произнесем второй слог «ка»

«ка» слого-слияние согласного «к» с гласным «а»

( показать схему 2 слога)

-Давайте позовем слово утка.

-Какой слог ударный?


- Звук «у» обозначается буквой «У». Давайте найдём её в алфавите.

- Молодцы!


- Ребята, отгадайте загадку:


Мы - хозяйственные птички!

По утрам несём яички

Людям к завтраку, а днём-

Ходим, что-нибудь клюём. ( на доске картинка)

- Про кого идёт речь в загадке? ( про кур)


- Давайте теперь составим анализ слова «куры».


-Сколько слогов в слове? ( проверяем хлопками)

-Произнесем 1 слог «ку»

«Ку»- слого-слияние согласного «к» с гласным «у»

(показать схему 1 слога)

-Произнесем второй слог «ры»

«ры» слого-слияние согласного «р» с гласным «ы»

( показать схему 2 слога)

-Давайте позовем слово куры.

-Какой слог ударный?

-Хорошо, молодцы!

-Давайте посмотрим на правило, которое выделено в рамочке на с. 37.

«Буква У обозначает твёрдость предшествующего согласного звука.» ( сначала читаю сама, потом читают дети).







- утка

- утки



- у

-гласный

- при произнесении звука выдыхаемый воздух не встречает преград, звук поётся


- красным

- 2 слога







-первый слог ударный


- находят букву в алфавите.









- про кур




- 2 лога












-1 слог ударный

Физминутка

1 мин

Вышли уточки на луг… (Шагаем)

Пролетел веселый жук… (Машем руками-крыльями)

Гуси шеи выгибают…(Круговые вращения шеей)

Клювом перья расправляют… (Повороты туловища влево-вправо)

Ветер ветки раскачал, Шарик тоже зарычал…

(Наклонились вперед смотрим перед собой, руки на коленях)

Зашептал в воде камыш… (Руки вперёд, делаем движения, как будто плывем)

И опять настала тишь… (Садятся на свои места)






7. Игра «Услышь звук»



1 мин

- Ребята, вы должны будете хлопнуть в ладоши, если услышате в слове звук «у»

Паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, зубы, парта, наука, глобус, письмо, урок.



- паук, лужа, стул, голуби, зубы, наука, глобус, урок


8. Работа с иллюстрацией.





4 мин

-Вернёмся к иллюстрации на с. 36. Назовите предметы, в которых есть звук «у».

- Какая сказка изображена на иллюстрации?

-Кто её автор?

-Обратите внимание, на доске находится данная книга и портрет автора. Г.Х. Андерсен писатель многих детских сказок и рассказов, с которыми вы познакомитесь в дальнейшем на уроке чтения.

-Кого вы видите на иллюстрации?

-Какой звук есть в названии каждой птицы?

-Как их можно назвать, одним словом? (Домашние)

-Почему этих птиц называют домашними?



- индюк, курица, гусь, утка, утята


- «Гадкий утёнок»

- Г.Х. Андерсен






- птиц

- звук «у»


- домашние


- Люди занимаются их разведением, ухаживают за ними, чтобы получать мясо, яйца, перья, пух.






-выполняют движения

9. Работа по разбору пословицы.

2 мин.

- Откройте учебник по закладке на с.36. Что написано сверху? Прочитайте. (сначала читает тот кто умеет, потом все хором).

«Ученье - путь к уменью»

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Сколько раз в пословице встречается буква «у», в каких словах?





- пословица





- если мы будем учиться, то сможем много уметь.

- 3 раза





10. Физминутка

1 мин.

«Танец маленьких утят»

Выполняют движения под музыку




11. Работа с пословицами.

5 мин

- Прочтите про себя что написано под картиной.

-Что это такое?

- Какая буква повторяется в пословицах чаще всего?

-Давайте поработаем над первой пословицей: ( читаю сама, потом все хором)

Умелые руки не знают скуки ( на доске)

(если человек умеет что-то хорошо делать своими руками, то он всегда найдёт себе занятие)

- 2 пословица:

Не учись разрушать, а учись строить ( на доске)

(не нужно разрушать уже созданное, чтобы не нанести никому вред, а нужно а учиться строить что-то новое, на пользу себе и окружающим)

- Прочитаем следующую пословицу:

Умный себя винит, глупый- своего товарища

( умный человек себя винит за совершённые ошибки, а глупый не замечает своих ошибок, и винит за их совершение окружающих)

- Какую пословицу вы сделаете девизом вашей жизни, учебной деятельности?

-Сейчас я вам прочитаю стихотворение на стр. 37, а вы следите по тексту. (читаю сама)

- О ком идёт речь в стихотворении?


- Кого называют малютками?



- Найдите это слово в 3й строке.

- Давайте посчитаем сколько слогов в слове «малюток» ( хлопками).

- Какой звук вы услышали в середине 2 слога?

- А какой буквой он обозначен?

- Кто помнит, какое правило мы сегодня выучили?

-Молодцы ребята!


- пословицы

- буква «у»

















- о жёлтеньких малютках-утках

- маленьких детей или животных.


- 3 слога


-« Буква у обозначает твёрдость предшествующего согласного звука».

12. Итог урока

2 мин

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?


- Что обозначает буква «у»?



- Что особенно запомнилось на уроке?

-Почему?

- Что вызвало затруднение?

-Почему?

- звук «у» , букву «у», как она произносится

- твёрдость предшествующего согласного звука.

- отвечают на вопросы



13. Рефлексия

3 мин

- Ребята, если урок для вас был интересным, и вы узнали на нём много нового, то разукрасьте картинку утёнка который лежит у вас на столах в желтый цвет, а если вам было скучно и вы не узнали ничего нового- в серый. И прикрепите своих утят на озеро рядом с мамой уткой.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!