Конспект пообучению грамоте
УМК «Школа России»
Класс: 1
Тема: Звук [у] и буква «У».
Тип урока: «открытие нового знания»
Цель: Познакомить детей со звуком [у], буквами У«у»,и их употреблением в речи, учить выделять из словна слух гласный звук [у] ,узнавать графический образ этих букв.
Задачи формирования УУД:
-формирование элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения, представления о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка.
- контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы.
-самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать ее для решения учебно-познавательных задач.
- Коммуникативные УУД: – участвовать в общей беседе, в диалоге, стараясь соблюдать правила общения;
– задавать вопросы, отвечать на вопросы других.
Планируемые результаты:
Знать: как выглядит буква «у», «У».
Уметь: произносить букву «у», отличать эту букву от других букв.
Оборудование: компьютер с проектором, презентация, учебник.
Ход урока
Этапы урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационный момент. Психолого-эмоциональный настрой.
1 мин
- Доброе утро!
Садитесь.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Садятся на места. Настраиваются на начало урока.
Проверяют свою готовность к уроку.
2. Актуализация знаний.
3 мин
- Ребята, мы продолжаем путешествовать по стране Звуков.
Но сегодня нас ждёт ещё одна очень важная, интересная и занимательная страна – страна Букв.
Прежде, чем мы туда отправимся, давайте вспомним, что было изучено на прошлых уроках.
- Посмотрите на слайд. (слайд 1)
– Сколько букв гласного звука [а] вы видите?
– Какая буква в верхнем правом углу?
– Какая буква в нижнем левом углу?
– А как вы думаете, какая буква в гости пришла?
– Почему вы так считаете?
– Что знаем о гласных звуках?
– Что знаем о согласных звуках?
- Молодцы ребята, вы хорошо усвоили пройденные темы.
-4
- прописная О
- строчная ы
- прописная М
- буква обозначает согласный звук, а все остальные гласный
- тянутся, поются, воздух во рту не встречает преграду, образуют слог
- не тянутся, не поются, воздух во рту встречает преграду, образуют слог.
3.Составление рассказа по иллюстрации.
5 мин
-Давайте откроем учебник на странице 36.
- Ребята, попробуйте в парах составить рассказ по картинке.
- Был солнечный денёк. На дворе гуляли птицы: индюк, петух, и гусь. Рядом шли на пруд Мама утка со своими утятами. Они не на шаг не отходили друг от друга, постоянно оглядывались, чтобы не потеряться.
4.Мотивация.
Фонетическая разминка
Целеполагание.
2 мин
-Как кричит филин? (Ух-ух)
-Как воет волк? (У-у-у)
-Как кричит кукушка? (Ку-ку)
-Как перекликаются в лесу? (Ау-ау)
-Как плачет малыш в коляске? (Уа-Уа)
-Какой звук прозвучал всякий раз, как вы отвечали на мой вопрос? (Звук «у»)
-Значит, с каким звуком сегодня познакомимся поближе? (Со звуком «у»)
-А еще мы познакомимся с новыми буквами, которые обозначают на письме этот звук.
-ух-ух
-у-у-у
-ку-ку
-ау-ау
-уа-уа
-звук «у»
- со звуком «у»
5.Открытие нового знания.
5.1. Выделение звука из слова. Разучивание правила.
7 мин
Внимательно послушайте загадку и постарайтесь её разгадать:
Плавала, купалась, сухонькой осталась.
-Кто это? (Утка)(на доске картинка)
- А как говорят когда их много?
Давайте сделаем слово-звуковой анализ этого слова.
- Какой первый звук в слове утка? Произнесём хором.
- Какой это звук: гласный или согласный?
- Почему?
(При произнесении звука выдыхаемый воздух не встречает преград, звук поется.)
- Каким цветом звук [у] будем изображать на схемах? (Красным)
-Сколько слогов в слове?( проверяем хлопками)
-Произнесем 1 слог «ут»
«Ут»- гласный звук «у» примыкает к согласному «т»(показать схему 1 слога)
-Произнесем второй слог «ка»
«ка» слого-слияние согласного «к» с гласным «а»
( показать схему 2 слога)
-Давайте позовем слово утка.
-Какой слог ударный?
- Звук «у» обозначается буквой «У». Давайте найдём её в алфавите.
- Молодцы!
- Ребята, отгадайте загадку:
Мы - хозяйственные птички!
По утрам несём яички
Людям к завтраку, а днём-
Ходим, что-нибудь клюём. ( на доске картинка)
- Про кого идёт речь в загадке? ( про кур)
- Давайте теперь составим анализ слова «куры».
-Сколько слогов в слове? ( проверяем хлопками)
-Произнесем 1 слог «ку»
«Ку»- слого-слияние согласного «к» с гласным «у»
(показать схему 1 слога)
-Произнесем второй слог «ры»
«ры» слого-слияние согласного «р» с гласным «ы»
( показать схему 2 слога)
-Давайте позовем слово куры.
-Какой слог ударный?
-Хорошо, молодцы!
-Давайте посмотрим на правило, которое выделено в рамочке на с. 37.
«Буква У обозначает твёрдость предшествующего согласного звука.» ( сначала читаю сама, потом читают дети).
- утка
- утки
- у
-гласный
- при произнесении звука выдыхаемый воздух не встречает преград, звук поётся
- красным
- 2 слога
-первый слог ударный
- находят букву в алфавите.
- про кур
- 2 лога
-1 слог ударный
Физминутка
1 мин
Вышли уточки на луг… (Шагаем)
Пролетел веселый жук… (Машем руками-крыльями)
Гуси шеи выгибают…(Круговые вращения шеей)
Клювом перья расправляют… (Повороты туловища влево-вправо)
Ветер ветки раскачал, Шарик тоже зарычал…
(Наклонились вперед смотрим перед собой, руки на коленях)
Зашептал в воде камыш… (Руки вперёд, делаем движения, как будто плывем)
И опять настала тишь… (Садятся на свои места)
7. Игра «Услышь звук»
1 мин
- Ребята, вы должны будете хлопнуть в ладоши, если услышате в слове звук «у»
Паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, зубы, парта, наука, глобус, письмо, урок.
- паук, лужа, стул, голуби, зубы, наука, глобус, урок
8. Работа с иллюстрацией.
4 мин
-Вернёмся к иллюстрации на с. 36. Назовите предметы, в которых есть звук «у».
- Какая сказка изображена на иллюстрации?
-Кто её автор?
-Обратите внимание, на доске находится данная книга и портрет автора. Г.Х. Андерсен писатель многих детских сказок и рассказов, с которыми вы познакомитесь в дальнейшем на уроке чтения.
-Кого вы видите на иллюстрации?
-Какой звук есть в названии каждой птицы?
-Как их можно назвать, одним словом? (Домашние)
-Почему этих птиц называют домашними?
- индюк, курица, гусь, утка, утята
- «Гадкий утёнок»
- Г.Х. Андерсен
- птиц
- звук «у»
- домашние
- Люди занимаются их разведением, ухаживают за ними, чтобы получать мясо, яйца, перья, пух.
-выполняют движения
9. Работа по разбору пословицы.
2 мин.
- Откройте учебник по закладке на с.36. Что написано сверху? Прочитайте. (сначала читает тот кто умеет, потом все хором).
«Ученье - путь к уменью»
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Сколько раз в пословице встречается буква «у», в каких словах?
- пословица
- если мы будем учиться, то сможем много уметь.
- 3 раза
10. Физминутка
1 мин.
«Танец маленьких утят»
Выполняют движения под музыку
11. Работа с пословицами.
5 мин
- Прочтите про себя что написано под картиной.
-Что это такое?
- Какая буква повторяется в пословицах чаще всего?
-Давайте поработаем над первой пословицей: ( читаю сама, потом все хором)
Умелые руки не знают скуки ( на доске)
(если человек умеет что-то хорошо делать своими руками, то он всегда найдёт себе занятие)
- 2 пословица:
Не учись разрушать, а учись строить ( на доске)
(не нужно разрушать уже созданное, чтобы не нанести никому вред, а нужно а учиться строить что-то новое, на пользу себе и окружающим)
- Прочитаем следующую пословицу:
Умный себя винит, глупый- своего товарища
( умный человек себя винит за совершённые ошибки, а глупый не замечает своих ошибок, и винит за их совершение окружающих)
- Какую пословицу вы сделаете девизом вашей жизни, учебной деятельности?
-Сейчас я вам прочитаю стихотворение на стр. 37, а вы следите по тексту. (читаю сама)
- О ком идёт речь в стихотворении?
- Кого называют малютками?
- Найдите это слово в 3й строке.
- Давайте посчитаем сколько слогов в слове «малюток» ( хлопками).
- Какой звук вы услышали в середине 2 слога?
- А какой буквой он обозначен?
- Кто помнит, какое правило мы сегодня выучили?
-Молодцы ребята!
- пословицы
- буква «у»
- о жёлтеньких малютках-утках
- маленьких детей или животных.
- 3 слога
-ю
-у
-« Буква у обозначает твёрдость предшествующего согласного звука».
12. Итог урока
2 мин
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что обозначает буква «у»?
- Что особенно запомнилось на уроке?
-Почему?
- Что вызвало затруднение?
-Почему?
- звук «у» , букву «у», как она произносится
- твёрдость предшествующего согласного звука.
- отвечают на вопросы
13. Рефлексия
3 мин
- Ребята, если урок для вас был интересным, и вы узнали на нём много нового, то разукрасьте картинку утёнка который лежит у вас на столах в желтый цвет, а если вам было скучно и вы не узнали ничего нового- в серый. И прикрепите своих утят на озеро рядом с мамой уткой.