1. | Организационно-мотивационный этап. (1мин.) | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия | Педагог вносит в группу картонную посылку. В: Ребята, нам в садик пришла посылка. Хотите узнать от кого она? Эта посылка из страны «Пишичитания» и прислал ее нам, сам мудрейший Пишичитания. Посмотрите в посылке письмо. Письмо Пишичитания. Здравствуйте, дорогие ребята! Я посылаю вам волшебный мешочек. В нем вы найдете интересные задания и игры, которые помогут вам еще лучше подготовиться к школе. Надеюсь, мои игры, и задания вам понравятся, и вы с ними успешно справитесь. Если вы совсем справитесь успешно, вас будет ждать сюрприз! Удачи! Ваш друг Пишичитания. В: А вот и мешочек! На что они похож? Отвечаем полным предложением. (воспитатель достает из посылки мешочек с заданиями.) | Форма работы: фронтальная взаимодействие со всеми детьми. Наглядные: внесение сюрприза, письма. Словесные: рассказ, чтение письма, вопросы, указания. | Дети обращают внимание на внесённую педагогом коробку. Д: Да. Слушают содержание письма. Д: Мешочек похож на гусеницу. Мещочек похож на морской канат. | Произошла активизация внимания детей на запланированную тему. Дети взаимодействую с воспитателем, заинтересованно отвечают на вопросы |
2.1 | Этап постановки проблемы (1,5 мин) | Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме | Воспитатель пытается открыть мешочек.(аудиозапись голоса – «Сможете меня открыть если ответите на мои вопросы» ) В: Мешочек ещё и волшебный, разговаривает. Что нам нужно сделать, как быть чтобы открыть чудесный мешочек с таинственными узлами? В: Хорошо, вы готовы ответить на вопросы мешочка? | Форма работы: фронтальная взаимодействие со всеми детьми. Наглядные: попытка открыть мешочек Словесные: вопросы, звукозапись. | Дети слушают запись. Д: Нужно ответить на вопросы. Д: Да. | Активизируется внимание детей на поиск решения проблемы, предложенный персонажем. |
2.2 | Этап ознакомления с материалом. (4,5 мин.) | Закрепление и обобщение определённого объёма знаний и представлений о языковой действиятельности речи | В: Только отвечаем полным ответом. (вопросы записаны на диктофон сот. телефона) на каждый правильный ответ педагог незаметно распускает шнур. Из чего состоит предложение (помните столица Предложение) Из чего состоят слова? А слоги? Чем отличаются буквы и звуки? Какие звуки речи вы знаете? Какие звуки называются гласными? Какими бывают гласные звуки? Какие звуки мы называем согласными? На какие группы делятся согласные звуки? ( звучит радостный сигнал) В: Здорово, ребята! Мы ответили на вопросы мешочка, и он открылся. Но здесь есть задания о которых говорил Пишичитания. | Форма работы: фронтальная взаимодействие со всеми детьми. Наглядные: развязывание чудесного мешочка. Словесные: вопросы звукозаписи, поощрение. Практические: ответы детей на вопросы. | Дети поднимают руку и отвечают полным ответом, (педагог вовлекает в деятельность более робких детей) Д: предложение состоит из слов. Д: слова состоят из слогов. Д: слоги состоят из букв и звуков. Д: буквы записывают, звуки произносят. Д: гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные. Д: гласными называют такие звуки, которые поются. Д: ударными и безударными. Д: согласными звуками называются такие, которые не поются а произносятся. Д: Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. | Дети смогли правильно ответить на все вопросы и теперь освежив представления о пройденном материале готовы приступить к реализации имеющихся знаний в ходе прохождения игровых этапов. |
2.3 | Этап практического решения проблемы. (23 мин.) | Овладение действиями, способами решения проблемы: решение заданий путём использования имеющихся знаний. | Игра «Узнай звук» Воспитатель называет слова, дети хлопают в ладоши один раз, если услышат звук [р],два раза, если услышат звук [з], и три раза, если услышат звук [и] – можно взять любые другие звуки). – зонт, жара, коньки, рука, зверь (ловушка), речка (ловушка), бантик. В: Теперь мы можем развязывать наш мешок с сюрпризом дальше. Вы уже знаете, что звуки и буквы могут заблудиться и от этого меняется все слово. Игра «Буква заблудилась» (на ковре) Закричал охотник: «Ой! Двери (звери) гонятся за мной!» Сидит на грядке крепко Оранжевая кепка (репка). Лежит лентяй на раскладушке, Грызет, похрустывая, пушки (сушки). Поэт закончил строчку, В конце поставил бочку (точку). В: Молодцы. А вот и следующее задание от волшебного мешочка. Он предлагает нам поиграть в игру «Слово рассыпалось». игра «Рассыпалось слово». (за столами) Рассыпалось слово, Как семечки в грядке. Составить слова Помогите, ребятки. В: Выполнять это задание мы в парах. У вас на столах лежат буквы, вам из них нужно собрать слово. Затем на доске найти картинку, соответствующую вашему слову. Работайте дружно, слушайте друг друга. (собираются слова: волк, лиса, белка, кошка и т. д.) Физкультминутка. (на открытом месте) Поиграем в игру «Кто больше?». Игра проводится на ковре. Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку, называет любой звук, ребенок возвращает мяч и называет слово, которое начинается с этого звука. В: Умницы, много слов вы назвали. А сейчас игра «Закончи слово». Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку называет первую часть слова, ребенок возвращая мяч называет вторую часть или полностью слово (дро-ва, со-ва, цап-ля и т.д.) В: А теперь мешочек предлагает встретиться с гусеницей. Я-гусеница непростая, Гусеница слоговая. Слоги могут В слова превращаться, Если с нами Уметь обращаться. В: Ребята, возьмите каждый по слогу, который напечатан на гусенице, и найдите свою пару, чтобы получилось слово. (дети подбирают пару) (на открытом пространстве) В: А сейчас составьте предложение с этими словами, определите, сколько в предложении слов и изобразите схему вашего предложения. (дети работают в парах) В: Ребята, Пишичитания приготовил нам еще одно интересное задание Нужно подобрать ключ к замку. Это задание мы будем выполнять в группах. (4-5 групп) На замках изображена звуковая схема слов, а на ключах – слова. Слова: кубик банан, лимон, книга, пушка) . В: Каждая группа должна взять ключ и сделать звуковую схему слова, напечатанного на ключе, и мы увидим, какой ключ от какого замка. | Форма работы: смешанная: взаимодействие со всеми детьми, с подгруппой детей, взаимодействие детей друг с другом, элементы индивидуальной работы педагога с детьми, взаимодействие детей в парах. Наглядные: использование пособий, развязывание мешочка по ходу решения задачи, перестроения детей в предложения. Словесные: вопросы, ответы, указания, поощрение, Практические: непосредственное практическое участие детей в игровой познавательной деятельности, физминутка, перестраивание детей по заданию в порядок слов в предложение. | Дети хлопают в ладоши один раз, если услышат звук [р],два раза, если услышат звук [з], и три раза, если услышат звук. Дети заменяют ошибку, подняв руку и отвечая полным ответом: Д: Вместо двери нужно говорить звери и т.д. Дети собирают из букв короткие слова (по одному на стол) взаимодействуя в парах. Выполняют физминутку. Выполняют задание, придумывая соответствующее по смыслу окончание слова. Каждый ребёнок находит соответствующую пару, далее встают в живое предложение. Дети делятся с помощью карточки на группы. Далее дети выполняют задание в группах. | Дети правильно выполнили все задания, в ходе взаимодействия друг с другом закрепили представления о языковой действительности речи, дети действовали согласованно, прислушивались к указаниям педагога. |
3. | Заключительный этап (5 мин.) | Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки | В: Какое задание вам понравилось больше всего и почему?(ответы детей). Ну теперь вы ответили на последний вопрос и наконец наш чудесный мешочек можно развязать. А вот и сюрприз, который обещал нам, Пишичитания. Это приглашение на турнир Грамотеев. В следующий раз победители отправятся в страну «Пишичитания» на турнир Грамотеев. А кто отвечал правильно поднимите руку? Ваня что у тебя получилось лучше всего? Катя, кто по-твоему мнению хорошо отвечал из ребят? Почему ты так думаешь? Вы уверенны в своих силах – ведь на турнире соберутся лучшие знатоки грамоты? | Форма работы: фронтальная взаимодействие со всеми детьми. Словесные: вопросы, рефлексия. Практические: непосредственно рефлексивная деятельность детей. | Дети поднимают руку и рассказывают о понравившемся задании, аргументируют свой ответ. Дети производят самооценку своей деятельности. Высказывают мнение, аргументируют его. | Дети смогли проанализировать на элементарном уровне свою деятельность и деятельность сверствников. |