СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по окр. миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект по окр. миру»

ГАПОУ НСО «Черепановский педагогический колледж»

Конспект учебного занятия по окружающему миру


Школа: МОУ СОШ №1

Класс: 4 «Б»

Учитель: Тайбашева Т.В.

Методист: Юртаева Н.В.

Студент: Заугарова Валентина Олеговна

Дата проведения: 7.10.2021

Тема: «Море, озёра и реки России»

Цель: создание благоприятных условий для ознакомления с морями, озёрами и реками на территории России, формирование умения работать с контурной и физической картой.

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство обучающихся с водоёмами нашей Родины, формирование умения работать с контурной и физической картой

Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы с водоёмами на территории России; развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса; способствовать развитию кругозора обучающихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, умению выделять главное, делать выводы, формирование учебно-информационных умений, развитие воспитательного интереса к водоёмам нашей Родины и окружающей природе.

Воспитательные: средствами учебного знания воспитывать интерес к водоёмам нашей Родины, воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Планируемые результаты:

Предметные: планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на знакомство с водоёмами нашей Родины, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение осознавать познавательную задачу, ориентироваться в своей системе знаний: нахождение отличия нового от уже известного с помощью учителя; самостоятельно выделять и формировать познавательной цели; умение извлекать информацию из речи учителя и иллюстраций; умение делать умозаключения и выводы в словесной форме; умение анализировать, сравнивать, обобщать; формирование желания узнавать больше нового о водоёмах на территории России и уметь показывать их на карте.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, положительного отношения к процессу познания; проявление внимания, желания больше узнать; воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу к объектам окружающего мира, культуру поведения, проявлять навыки сотрудничества с одноклассниками и с взрослыми.

Основные понятия: моря, озёра, реки.

Ресурсы: «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть, презентация, проектор, контурная карта

Межпредметная связь: чтение.





















г. Черепаново

Технологическая карта урока

п/п

Этап учебного занятия

Образовательная задача этапа учебного занятия

Методы, формы и приёмы организации учебной деятельности




Деятельность учителя






Деятельность обучающихся

Дидактические средства, интерактивное оборудование



Планируемые результаты

1

Организационный момент

Создание условий для включения обучающихся в учебную деятельность.

Словестные, фронтальные

- Прозвенел звонок веселый

Все готовы? Все готово?

Мы сейчас не отдыхаем

А урок наш начинаем!


- Здравствуйте, присаживайтесь. Меня зовут Валентина Олеговна, и сегодня я проведу у вас учебное занятие по окружающему миру.


- Проверти свою готовность к занятию, на партах у вас должен лежать учебник, рабочая тетрадь, дневник и пенал.

Приветствуют учителя.









Проверяют свою готовность к занятию.






Предметные:

Метапредметные:

Личностные:  


2

Мотивация и Актуализация знаний

Организация и проверка ЗУН обучающихся

Словестные, наглядные и практические методы, фронтальная и индивидуальная форма,

И самостоятельная работа обучающихся.

Над Россией солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны её родней!

Над Россией солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны её родней!

Над Россией солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны её родней!

- Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить.

- А, чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны дополнить девиз нашего урока следующими учебными действиями. Сегодня мы отправимся в путешествие по необъятным просторам нашей Родины. А поможет нам в этом наша незаменимая помощница – карта.

- Найдите и покажите на карте нашу Родину – Россию. (на доске карта)

- А, чтобы урок наш прошёл интересным и полезным, мы должны дополнить девиз нашего урока следующими учебными действиями:

- На урок мы будем…изучать

- Информацию из урока…извлекать

-Точку зрения…высказывать

- На вопросы…отвечать

- И конечно, без сомненья,

Речь при этом…развивать

- А сейчас мы проверим ваши знания по последней пройденной теме урока «Равнины и горы России.

-Ваша задача выйти и показать на карте географические объекты.

Географические объекты: Среднесибирское плоскогорье (1), Восточно-Европейская равнина (2), Западно-Сибирская равнина (3), самые высокие горы России (Кавказские горы) (4), Каменный пояс земли (Уральские горы) (5), горы, которые внесены в список Всемирного наследия (Саяны и Алтай) (6), вулканы Камчатки (7)

- Молодцы!

- Ребята, а какие факты вы запомнили об этих географических объектах? (Восточно-Европейская равнина- одна из крупнейших равнин на земле. Поверхность её не совсем ровная. Здесь есть низменности, возвышенности, много холмов. Такие равнины называют холмистыми. К востоку от Уральских гор расположена Западно-Сибирская равнина. На карте хорошо видно, что это огромная незменность. Поверхность её очень ровная: на многие-многие километры нет ни понижений, ни повышений. Такие равнины называют плоскими. К востоку от Западно-Сибирской равнины лежит Среднесибирское плоскогорье. Здесь преобладает возвышенный пространства с плоской поверхностью и довольно крутыми склонами, напоминающие горную местность. От сюда название- “Плоскогорье”. Горы расположены в основном на юге и востоке России. Исключение составляют Уральские горы. Они вытянулись с севера на юг через всю страну. В старину их величали “Каменный пояс Земли Русской”, потому что они как бы перепоясывают страну, отделяя европейскую часть от азиатской. Они знамениты своими минералами, особенно известны чудесный поделочный камень малахит и драгоценный камень изумруд. Самые высокие горы России -Кавказские. Здесь расположена высочайшая в России гора- Эльбрус. Эту гору называют двуглавой, потому что у неё 2 вершины. На юге Сибири расположены горы Алтай и Саяны. Они славятся своей красотой, богатством живой природы.)

- Из этого можно сделать вывод, что Россия- страна огромных равнин и величественных гор.

- Для того, чтобы узнать какая тема нашего сегодняшнего урока вам нужно отгадать пару загадок?

1.Кругом вода, а с питьем беда. (Море) 

2.Давай-ка слово назовем: Большой природный водоем, что заперт прочно берегами. Ответ мы точно знаем с вами. (Озеро) 

3.Эта лента голубая, неспокойная такая, меж лесами вьется и о берег бьется. Манит лента рыбака. Что за лента? То (7 слайд)

- Ребята, как же будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

- Сегодня мы будем говорить не просто о водоемах, а о водоемах нашей Родины – о её морях, озерах, реках. Мы совершим путешествие по водным просторам.




































Находят и показывают Россию на карте.






изучать


извлекать


высказывать


отвечать



развивать










Выходят к карте и показывают географические объекты











































































(Море) 



(Озеро) 





(Река)





Моря, озёра и реки России. 


Познакомиться с водоёмами на территории России, работать с контурной и физической картой.

Презентация.

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:  


4

Открытие новых знаний

Формулируют тему и цель учебного занятия, изучение нового материала.

Словесный метод


- Как называются самые большие водоемы на нашей планете?

- Сколько океанов вы знаете?

- Перечислите эти океаны от самого большого до самого маленького. (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)

- А вы знаете, ребята, что некоторые ученые выделяют еще и пятый океан, кто-нибудь из вас слышал о нём?

- Этот вопрос еще считается спорным и к единому мнению, выделять его как океан или нет, ученые еще не пришли.

- А пока найдите и покажите только те океаны, которые омывают берега России.

- Ребята, а какие реки есть в Черепаново в Черепановском районе? Озера есть?

- Молодцы! После того, как вы ответили на небольшой ряд вопрос, поработаем в парах.

Работа в группах

- Чтобы на уроке многое успеть, поработаем в группах. Наши группы назовём «Озёра», «Моря», «Реки». (8 слайд)

Но прежде чем вы начнёте, давайте вспомним правила работы в группе.

Правила работы в группе:

1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.

2. Умей слушать других.

3. Если ты не согласен с мнением других: не кричи, не перебивай!

Пользуйся вежливыми фразами.

4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься.

5. Не смейся над чужими ошибками.

- Я предлагаю подойти к моему столу и выбрать конверт с названием своей группы и соответственно названию группы подготовить сообщение. Будьте внимательны, в вашем конверте лежит план сообщения и дополнительная информация к вашему сообщению.

Море 

План выступления:

1.Название моря

2.Местонахождение (показ на карте)

3.Интересные сведения.

Берега России омывают моря трех океанов: на севере – Северного Ледовитого океана. На западе – Атлантического, на востоке – Тихого океана. Всего 11 морей. Вода в морях солёная. Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Почти круглый год они покрыты льдом. Это моря Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно – Сибирское, Чукотское. Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Это моря Охотское, Японское, Беренгово. Моря Атлантического океана особенно глубоко вдаются в сушу, их ещё называют внутренние моря. Это моря Азовское, Черное, Балтийское. Чёрное море тёплое, большая часть никогда не замерзает. О Балтийском не скажешь что оно тёплое но в нём купаются.

Озеро 

План выступления

1.Название озера

2.Местонахождение (показ на карте)

3.Интересные сведения.

На территории России свыше 2 млн озёр. За особую красоту их ещё называют голубыми глазами Земли. Самое глубокое пресное озеро мира Байкал (1637 м. глубина). Оно внесено в список Всемирного природного наследия. Самое большое по площади - Каспийское . Из –за огромных размеров его называют озером – морем. К озёрам – морям также относятся Аральское и Белое моря. Ладожское и Онежское озера – крупнейшие в Европе. Это озёра с пресной водой. Они связаны между собой рекой Свирь.

Река

План выступления

1.Название реки

2.Местонахождение ( показ на карте)

3.Интересные сведения.

В нашей стране более 2 млн. рек. Из них около 200 большие ( длиной свыше 500 км.) самые крупные реки нашей страны: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Самая крупная река Восточно – Европейской равнины – Волга. На севере – Северная Двина и Печора, на юге Дон, Урал, в центре – Кама, Ока.

- Как всё сделаете, кто-то один выходит из группы и рассказывает нам.

Физкультминутка

Они называются океаны

-На нашей планете четыре океана.





Это Южный океан, он омывает берега Антарктиды. 






Это океаны: Тихий, Атлантический и Северный Ледовитый.

















Предметные:

Метапредметные:

Личностные:  

5

Закрепление изученного материала

Закрепление изученного на учебном занятии материала и ЗУН обучающихся.

Словестные, наглядные методы, фронтальная форма.

Работа по контурной карте.1.Обведите синим карандашом реки: Обь, Енисей, Амур, Волга, Лена.

2.Закрасьте голубым карандашом озеро Байкал, Каспийское, Ладожское, Онежское.

Ребята, давайте откроем рабочую тетрадь на с. 34 № 3

- Ребята, наш любознательный Попугай считает себя лучшим в мире знатоком географии. Вот некоторые из его утверждений. Нужно узнать верну они ил нет если нет, то написать нужно правильный ответ! (ВЫПОЛНЯЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОСЛЕ ПРОВЕРЯЕМ)


Выполняют задание






Предметные:

Метапредметные:

Личностные:  


6

Итог урока

Организация подведения итога занятия.

Словестные методы и фронтальная форма.

- Наше путешествие подходит к концу. С какими крупнейшими водоемами России мы познакомились?

- Путешествие по России нам показало, как удивительно разнообразна и красива ее природа. Интересны и неповторимы ее равнины и горы, моря, озера и реки. К сожалению, очень многие реки, озера России страдают от загрязнения.

- Что мы можем сделать для сохранения водоемов? (Важно не загрязнять водоем, для этого близко с ним не должно быть мест отдыха. Если же водоем загрязнен человеком, необходимо очистить его от мусора. Часто водоемы загрязняются сточными водами, особенно если рядом находятся жилые дома или предприятия. Этого не должно быть, вода в водоеме должна быть чистой. О таких случаях надо сообщать в инспекцию охраны окружающей среды. Надо стараться сохранять сложившуюся экосистему водоемов: не нарушать в ней жизнь лягушек, рыб и всех живых существ.)

- По каким просторам нашей Родины мы совершили путешествие?

- Ребята, напомните, какая была цель нашего сегодняшнего урока?

- Достигли ли мы цели нашего сегодняшнего урока?

-Да, достигли

Моря, озера, реки


































-По водным просторам нашей родины.


Познакомиться с водоёмами на территории России, работать с контурной и физической картой



7

Рефлексия

Организация рефлексии познавательной деятельности обучающихся.

Словесные, наглядные и практические методы. Фронтальная форма.

- Ребята? у вас на партах лежат листочки на них записаны предложение вам нужно их дополнить. Кто первый дополнит предложение?

Я узнал, что …

Было трудно …

Было интересно …

Я могу похвалить себя за ….




9

Задание на дом

Проверка обучающимися своих знаний и умений.

Словестные, наглядные, фронтальная.