СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Эти удивительные насекомые"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект направлен на формирование элементарных знаний детей старшего дошкольного возраста о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Эти удивительные насекомые"»

Схема конспекта организованной образовательной деятельности


ФИО педагогического работника

дошкольного образования

Юрьева Ирина Михайловна

Возрастная группа

Старшая группа

Методика дошкольного образования

(образовательная область)

Интеграция: Ознакомление с окружающим/рисование


Тема занятия

«Эти удивительные насекомые»

Используемая образовательная программа

(образовательная система)

«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Предварительная работа с воспитанниками

Беседа о насекомых, чтение художественной

литературы: К Чуковского «Муха – цокотуха»,

«Тараканище»; басня И.А. Крылова «Стрекоза и

муравей», загадки о насекомых; наблюдение за насекомыми на участке детского сада.

Дидактическое обеспечение занятия (наглядность)

Демонстрационный материал: картинки с изображением насекомых на формате А1; картинки с изображением с местом обитания насекомых на формате А1; предметные картинки; разрезные картинки – насекомые (бабочка, пчела, муравей, стрекоза, кузнечик, божья коровка).

Раздаточный материал: альбомные листы, простые и цветные карандаши.

Структура занятия

Вводная, основная и заключительная часть

Используемая литература


Вводная часть

Определение целей, которые воспитатель ставит перед воспитанниками на данном этапе занятия:

- описание методов мотивирования (стимулирования) познавательной активности воспитанников в ходе занятия.

Цель: дать детям элементарные знания о насекомых: сформировать понятие о том, что насекомое это маленькие животные, у которых есть голова, грудь, брюшко, шесть ног, у многих есть крылья; асширить представления о способах передвижения этих животных, их питании.

Задачи: Образовательные: формировать активный интерес к миру насекомых; уточнить особенности внешнего вида насекомых; расширять и систематизировать знания детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях, о их неповторимости.

Развивающие: развивать творческие способности, предпосылки к дивергентному мышлению, любознательности и положительной игровой мотивации, развивать диалогическую речь, активизировать словарь по теме; развивать представления детей о ценности разнообразных насекомых в природе и жизни человека; развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные: создать комфортную эмоциональную атмосферу, воспитывать интерес и бережное отношение к миру живой природы.

Методы и приёмы: Наглядные, словесные, практические, игровые, подсказ, показ, вопросы.

Основная часть

- изложение основных положений нового материала;


-описание методов, способствующих решению поставленных задач;


- постановка целей самостоятельной работы для воспитанников;


-определение возможных действий воспитателя в случае, если ему или воспитаннику не удается достичь поставленных целей;


-описание методов организации совместной деятельности воспитателя с учетом индивидуально-дифференцированных особенностей воспитанников;


-описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового материала с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.




Закрепление включает:

-цель этапа

-постановку конкретной цели перед детьми ( какой результат должен быть достигнут ребятами на данном этапе занятия);

-указание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления материала с учетом индивидуальных особенностей детей, с которыми работает воспитатель;

-описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда воспитатель определяет , что часть детей не освоила материал.


Ход ООД:

Вводная часть

Воспитатель с детьми заходят в группу

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг.

Дети вместе с воспитателем встают в круг

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнемся.

Ребята, посмотрите у нас сегодня гости. Давайте подарим гостям улыбки, поздоровайтесь с ними.

Дети улыбаются гостям, здороваются

Воспитатель: Молодцы, а теперь я предлагаю вам сесть на стульчики.

Дети садятся на стулья, расставленных полукругом

- Ребята, сегодня утром в группе на столе обнаружила вот эти замечательные картины. (обращает внимание детей на плакаты с предметными картинами (мухомор, цветок, мед, скрипка, строитель, вертолет) и с картинами местами обитания насекомых (цветочный луг, муравейник, улей, трава, лесная опушка вблизи водоема, сад). Но откуда они и что это все значит, я не пойму. Может вы мне поможете разобраться?

Дети: Да, поможем!

Стук в дверь

Воспитатель: Минуточку, ребята, я посмотрю, кто стучится.

Воспитатель выходит за дверь, возвращается с письмом

Воспитатель: Ребята, нам принесли письмо, здесь написано от Старичка-Лесовичка. Прочитаем?

Дети: Да.

Воспитатель распечатывает письмо, читает

«Дорогие, ребята, если вы читаете это письмо, значит вы получили картины. Эти картины не простые, под ними скрываются «Друзья природы». Их заколдовал злой волшебник, теперь они ничего не помнят о себе. Если не расколдовать «Друзей природы», лесом полностью завладеют вредители. Деревья, кустарники, цветы начнут болеть. Срочно нужна ваша помощь, помогите вернуть «Друзей природы».

Воспитатель: Ребята, вы поняли, о каких вредителях идет речь?

Дети: Гусеницы, комары, мухи, клещи являются вредителями.

Воспитатель: Правильно, у природы есть не только друзья, но и вредители: гусеницы поедают листья на деревьях, кустарниках, тля питается соком растений, муха разносит микробы, клещ переносчик инфекции.

Воспитатель: Ребята, а кто такие «Друзья природы»?

Дети: Это те, кто помогает, заботится о природе.

Воспитатель: Как же нам помочь друзьям природы? Что вы можете предложить?

Дети: Нужно их расколдовать.

Воспитатель: Очень хорошо, что вы так по-доброму отнеслись к просьбе «Старичка – Лесовичка» и хотите помочь «Друзьям природы».

Давайте вместе подумаем, какие друзья природы заколдованы под этими картинами? (показывает на картины)

Основная часть.

Воспитатель:

Посмотрите внимательно на мухомор, он вам кого – то напоминает?

Если дети затрудняются, можно загадать загадку

Воспитатель: Я вам загадаю загадку, а вы внимательно послушайте:

Красный с пятнами жучок

Сел на тоненький сучок.

На кусточке у забора

Он похож на мухомора.

Дети: Божья коровка.

Воспитатель: Давайте проверим!

Воспитатель убирает картину предметную картину с изображением мухомора, под ним изображение божьи коровки.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно.

Воспитатель: А кто же спрятан под этой картиной? (показывает на вертолет) Кого из друзей природы, можно сравнить с вертолетом? (при затруднении загадывается загадка)

На ромашку у ворот

Опустился вертолет –

Золотистые глаза.

Кто же это? …

Дети: Стрекоза.

Воспитатель убирает картину с изображением вертолета, под ним изображение стрекозы.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте отгадаем, кто же заколдован под следующей картиной? (показывает на мед) Кто производит мёд?

Если пил ты чай с медком,

С ней ты хорошо знаком.

Много мёду собрала

Работящая…

Дети: Пчела.

Воспитатель: Правильно, ребята!

Воспитатель убирает предметную картину, под ним изображение пчелы.

Воспитатель: Давайте освободим следующего помощника природы. Кто похож на этот красивый цветок, кто же здесь заколдован?

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Дети: Бабочка.

Воспитатель убирает предметную картину, под ним изображение бабочки.

Воспитатель: Ребята, осталось расколдовать еще двух помощников природы.

Кто же может быть под скрипкой? (показывает на предметную картину - скрипку)

Целый день в траве скакал,

Скрипку где-то потерял.

И теперь грустит у речки

Наш зелёненький …

Дети: Кузнечик.

Воспитатель убирает предметную картину, под ним изображение кузнечика.

Воспитатель: Ребята, последняя картинка-загадка. Кого вы видите на картине?

Дети: Строителя.

Воспитатель: Чем занимается строитель?

Дети: Строитель строит дом.

Воспитатель: А кто из друзей природы строит себе дом?

Дети: Муравей строит дом.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель убирает картину с изображением строителя, под ним изображение муравья.

Лесные Жители

Лучшие строители.

Из хвоинок, из иголок

Самый лучший в мире город.

Воспитатель: Ребята, вот мы и освободили маленьких друзей природы. Скажите, как можно их назвать одним словом:

Дети: Их называют насекомыми.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, на этих удивительных насекомых, они разные?

Дети: Да, разные.

Воспитатель: Не смотря на то что насекомые очень разнообразны, все они имеют общие признаки. Посмотрите и скажите, что общего у этих насекомых?

Дети: Они маленькие, у них есть голова, тело, лапки, усики, крылышки.

Воспитатель: У большинства насекомых три пары лапок, т.е шесть, п.э их называют шестиногими насекомыми. Как вы думаете, откуда произошло название - насекомые?

Ответы детей

Воспитатель: Их тело как бы разделено на части (голова, грудь, брюшко) глубокими, тоненькими линиями – насечками. Отсюда и название «Насекомые».

- Скажите, что расположено на голове насекомого?

Дети: На голове расположены усики, глаза.

Воспитатель: Глаза нужны, чтобы видеть, а для чего же нужны насекомым усы?

Ответы детей

Воспитатель: Чтобы улавливать запахи, с помощью усиков насекомые… нюхают. Т.о. они находит пищу.

Также усики помогают насекомым определять температуру, влажность, а некоторым насекомым слышать, улавливать звуки.

Воспитатель: Ребята, предлагаю отдохнуть, что-то мы засиделись. Давайте сделаем круг, представим, что мы насекомые, присядем.

Дети вместе с воспитателем образуют круг, присаживаются на четвереньки.

Физкультминутка

Засиделись насекомые на полянке, расправили свои крылья и полетели: Летит пчела жужжит: ж- ж -ж. Летит комарик, звенит: з-з-з-з. Кузнечики запрыгали.

Прилетела бабочка, закружилась, крылышками запорхала. Вдруг налетел ветер, зашумел. Бегите скорее ко мне, прячьтесь. Молодцы.

Хотите еще раз поиграть? (по желанию детей играют второй раз)

Дети вместе с воспитателем выполняют движения согласно тексту

Воспитатель: Отдохнули, садитесь на свои места.

Воспитатель: Ребята, вы помните, что из-за колдовства «Друзья природы», забыли кто они такие?

Дети: Помним.

Воспитатель: Может мы им поможем вспомнить?

Дети: Да, поможем!

Воспитатель: Посмотрите, на эту картину, как вы думаете, о чем мы будем говорить? (обращает внимание детей на плакат, где расположены картинки с местами обитания насекомых)

Дети: Может о том, где живут эти насекомые?

Воспитатель: Конечно, давайте поможем насекомым разобраться, где они обитают и чем занимаются? И почему их называют «Друзьями природы»?

Воспитатель: Скажите, где обитают прекрасные бабочки?

Дети: На полях, на лугах, на цветочках.

Воспитатель: Правильно в этих местах на лугах, в период цветения можно всегда увидеть бабочек, они являются украшением природы. А чем они питаются?

Дети: Бабочки питаются нектаром цветов.

Воспитатель: Почему их называют «Друзьями природы»?

Ребёнок: Потому что они красивые и опыляют растения.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Бабочки порхая с цветка на цветок переносят пыльцу, т.е. опыляют растения. Без этого растения не могут размножаться. Получается, что бабочки дарят им жизнь.

- Ребята, посмотрите, кто из этих насекомых выполняет такую же функцию?

Дети: Пчела.

Воспитатель: Правильно, а где живут пчелы?

Дети: Пчелы живут в ульи.

Воспитатель: Да, это домашние пчелы, а дикие пчелы где живут?

Дети: В лесу, строят гнездо.

Воспитатель: Правильно, они строят себе домик в дупле старого дерева или в земляной норе.

Воспитатель: Пчелы живут большой дружной семьей. В ней есть одна королева, она самая главная – это мама. Королева откладывает яйца. За сутки она откладывает приблизительно 1500 яиц. Яйца через 3 дня превращаются в личинку, за ними присматривают пчелки-няньки, затем личинки превращаются куколку, а из куколки вылупляется взрослая пчела. Взрослые пчелки – это рабочие пчелки, они собирают нектар, кормят детей, защищают жилище - сторожа, другие строят соты - строители. В пчелиной семье самые сильные это – пчелы разведчицы, они ранним утром отправляются на поиски медовых трав, а по возвращению сообщают о находке.

Воспитатель: А как вы думаете, каким образом они сообщают? Они же не умеют говорить! Только жужжат.

Ответы детей

Воспитатель: Пчелы разговаривают с помощью танца, если их танец круговой, значит поляна с цветами не далеко, а если танец восьмеркой, то лететь далеко.

Воспитатель: Вы знаете, сколько живут пчелы?

Дети: Нет.

Дети: Одно лето, долго.

Воспитатель: Королева может жить до 20 лет, т. к её обхаживают, кормят рабочие пчелки, а рабочие пчелы живут от 20 до 40 дней, это связано с тем, что их труд очень тяжелый, они работают 12 часов в день. Трудишься как пчела - так говорят об очень трудолюбивых людях.

Воспитатель: Ребята, скажите, а почему пчел можно назвать «Друзьями природы?»

Ребёнок: Они дают людям мед, опыляют растения.

Воспитатель: Без опыления многие растения не могут размножаться и давать плоды. Мы едим овощи, фрукты и другие сельскохозяйственные продукты, и не задумываемся, что только благодаря пчелам они попали на наш стол. И стоит задуматься, что будет на планете если вымрут эти удивительные насекомые.

Воспитатель: Ребята, подумайте, а кто из насекомых живут также дружной семьей, как пчелы?

Дети: Муравьи.

Воспитатель: Конечно, ребята. Их дом покрыт иголочками и веточками с наружи, а внутри имеет много камер, как большой многоквартирный дом.

У муравьев все не просто так, как нам кажется, каждый имеет свой статус, свою профессию.

- Здесь есть солдаты, они охраняют вход в муравейник.

Есть Королева, она откладывает до полутора тысяч яиц в день, как пчела. За ней ухаживают рабочие муравьи, кормят её. Няньки ухаживают за яйцами и личинками.

Есть пастухи, они пасут тлей на растениях. Тля питается соком растений и выделяет сахаристый сироп, это то, что так любят муравьи. Когда тли съедают растение, пастухи их переносят на другое растение.

Есть фуражиры, они приносят гусениц и другую добычу в муравейник и хранят в специальной камере.

Воспитатель: Ребята, скажите, какую пользу приносят муравьи лесу? Не просто так муравья называют санитаром леса.

Дети: Они разрыхляют почву, очищают лес и уничтожают гусениц.

Воспитатель: Правильно, рыхлят землю лучше даже, чем черви. Собирает сухие листья и ветки, очищает растения от гусениц, клещей, пилильщиков, разносят семена по лесу. Как они разносят семена по лесу?

Дети: Они носят семена в дом, теряя часть по дороге.

Воспитатель: Польза от муравьев не только природе, но и для самого человека. Человек использует муравьев, как лекарство. Например, муравьиная кислота помогает от многих болезней, из них изготавливают различные мази, в медицине используют их яд от инфекций.

Т.о., муравьев смело можно назвать «Друзьями природы»

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на следующее насекомое. Стрекоза одна из самых красивых насекомых. Они бывают красные, синие, зеленые, коричневые и др. А куда мы её поселим, где живет стрекоза?

Дети: Стрекоза живет поблизости водоема.

Воспитатель: Какое же значение имеет в природе это прекрасное насекомое.

Дети: Стрекоза питается другими насекомыми.

Воспитатель: Эти насекомые являются хищниками. Стрекозы - взрослые и их личинки очень прожорливы. Но в этом есть плюс, они уничтожают вредных насекомых: комаров и мух, мошек, мокрецов, которые являются переносчиками разных болезней и этим приносят пользу не только для человека, но и для животных. Стрекозы обитающие на африканском континенте, поедают в большом количестве мух Цеце.

Воспитатель: А как вы думаете сами стрекозы являются пищей для других?

Дети: Да, стрекозами питаются птицы, лягушки, осы.

Воспитатель: Сколько по вашему мнению живут стрекозы?

Дети: Одно лето.

Воспитатель: Правильно с приходом похолодания жизнь стрекоз завершается.

Воспитатель: Ребята, божья коровка, самое безобидное насекомое и её невозможно спутать с другими насекомыми. Каждый из вас я думаю брал этого жучка на руки и подбрасывал вверх, напевая Божья коровка, улети на небко…» Куда мы её поселим, где она обитает?

Дети: Она живет везде и на дереве, кустарнике, на траве.

Воспитатель: Как вы думаете, какую пользу она приносит?

Дети: Они уничтожают сельскохозяйственных вредителей: тлю, клещей, пилильщиков, клопов, мелких гусениц, личинок колорадских жуков и т. д.

Воспитатель: Божьи коровки активны в тёплое время (7-8 месяцев в году). Т. о., они защищают сады и огороды от уничтожения. Ребята, а кто знает, где они зимуют.

Дети: Они прячутся в сухих свернутых листьях или под высохшими травинками.

Воспитатель: А что же означают точечки на панцире?

Дети: Они указывают на их возраст.

Воспитатель: Многие так думают, но это неправильно. Оказывается, это разновидности божьих коровок. Распространенными являются: Двухточечная и Семиточечная с красным панцирем, встречаются также с оранжево-красным панцирем Десятиточечная, есть с желтыми или красными точками –желтым или кремовым панцирем и др.

Еще один интересный факт то, что раньше люди после зимы собирали божьих коровок в мешки, а с потеплением выпускали на свои сады, и даже «распыляли» ими над колхозными полями сбрасывая их с самолетов-кукурузников. В наше время это все забыто и люди по борьбе с вредителями используют ядохимикаты.

Воспитатель: Ребята, а вы хорошо знакомы с зелёным кузнечиком?

Дети: Да.

Воспитатель: Где они встречаются, куда мы его заселим?

Дети: В траву.

Воспитатель: Какая особенность этих насекомых?

Дети: Они зеленого цвета, у них длинные задние лапки. И кузнечики хорошо прыгают.

Воспитатель: Кто знает, где находится орган слуха у кузнечиков?

Дети: Орган слуха у них находится на ногах.

Воспитатель: Про кузнечика говорят, что это Музыкальное насекомое, почему, ребята?

Дети: Потому что он стрекочет.

Воспитатель: Музыкальный аппарат у кузнечиков находится в надкрыльях. Надкрылья налегают одно на другое, и, когда кузнечик сдвигает и раздвигает их, раздается стрекотание.

Воспитатель: Стрекотать кузнечики начинают, когда установится сухая, жаркая погода. Перед дождем они перестают стрекотать, даже если еще солнечная погода. Поэтому по пению этого насекомого можно предсказать погоду.

Воспитатель: Ребята, а чем питаются кузнечики? Как вы думаете они хищники или травоядные?

Дети: Среди кузнечиков есть хищные и травоядные насекомые. Питаются они гусеницами и др. мелкими насекомыми, яйцами взрослых мух, клопов и жуков.

Воспитатель: Осенью гусеницы умирают от холода, отложенные ими яйца не бояться холода. Личинки кузнечиков появляются весной, они растут и становятся зрелыми кузнечиками.

Воспитатель: Вот, ребята, мы рассказали о всех насекомых, т.е. помогли вспомнить им их роль в природе и в жизни человека.

Заключительная часть

-подведение итогов занятия


-описание положительных действий воспитанников,


-определение перспективы полученных знаний.

Воспитатель: Скажите, ребята, а кому мы сегодня помогали.

Дети: Мы помогали «Друзьям природы» – насекомым.

Воспитатель: Имя ребенка, что нового ты узнал?

Ребенок: Я узнал, что у муравьёв есть свои профессии и каждый занимается своим делом.

Воспитатель: А ты, Имя ребенка, что интересного узнал?

Ребенок: Я тоже узнал, что у пчел и муравьев есть свои профессии.

Ребенок: Я Узнал, что кузнечики слушают передними лапками и издают звуки надкрыльями.

Воспитатель: А что тебе больше всего запомнилось?

Ребенок: То, что люди собирали божьих коровок и распыляли ими огород.

Дети высказывают, что им запомнилось

Воспитатель: Ребята, а вы когда-нибудь рисовали насекомых?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю нарисовать насекомое, которое вам больше всего запомнилось или понравилось, согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Займите свои места за столом.

Дети садятся за стол

Воспитатель: Давайте приготовим пальчики, заодно и отдохнем.

Пальчиковая гимнастика «Пчела»

Прилетела к нам вчера (машем воображаемыми крылышками)

Полосатая пчела, (Загибаем по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых)

А за нею - шмель-шмелёк, И веселый мотылёк,

Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза.

(делаем кружки из пальчиков и подносим к глазам)

Пожужжали, полетали, (опять бежим по кругу)

От усталости упали. (медленно опускаемся на ковёр)

Воспитатель: А теперь можно приступать, выберите какого насекомого вы будете рисовать.

Самостоят-я работа. Педагог следит за осанкой детей


1