Сысертский район, п. Октябрьский, ул. Чапаева 3, тел.: (343) 383-60-09
Воспитатель: Пирожкова И.В.
п. Октябрьский,2023г.
Этап НОД | Деятельность педагога | Деятельность детей | Методическое обоснование и самоанализ |
1.Организационный момент | П: Вы проснуться все успели? А теперь вперед, за дело. Будьте все внимательны, А еще старательны. Математика нас ждет. | Дети сидят и слушают педагога | |
2.Подготовка к ведению нового материала | Актуализация опорных знаний. Устный счёт. П: Сейчас на доске я буду выставлять цифры, а вы хором их называйте (выставляются на доске числа от 0-7) П: Что можете сказать о числах? (ответы детей) Игра «Убираем цифры» Задаётся задача про цифры, которые выставлены на доске. Убрать цифру: • которая стоит сразу после цифры 0 (1); • которая стоит непосредственно перед цифрой 4 (3); • которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 4 раза); • которая показывает, сколько глаз у человека (2); • решить пример 5+1 и вычеркнуть ответ (6); • которая показывает самую хорошую отметку в школе (5); • которая является ответом задачи: у мальчика была 1 конфета, он её съел. Сколько конфет осталось у мальчика? (0) После этого на доске должна остаться цифра 7. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы. П: Какая цифра осталась на доске? П: Скажите тему нашего занятия. П: Какую задачу поставим перед собой? Мотивация деятельности детей П: Вам хотелось бы получить новые знания? Вы хотите познакомиться с новыми числами? Тогда вперед за новыми знаниями!!! | Дети хором называют числа от 0 до 7. Они однозначные Дети по одному выходят, убирают с доски ту цифру, о которой идёт речь. 7 Цифра и число 7. Узнать подробнее все о числе 7, научиться писать цифру 7, выполнить различные задания, узнаем состав числа 7 и т.д.) | закрепление счёта в пределах 7; создать условия для развития логического мышления (сериация) развитие внимания, диалогической речи способствовать развитию математической речи; воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу; воспитывать интерес к математическим знаниям. |
2.2.Введение нового материала и его закрепление | П: Число 7 было окружено в древности большим почётом и считалось магическим. В Древней Греции – 7 чудес света, Киев и Рим построены на 7 холмах, а в Индии на счастье дарят 7 слоников. И в нашем современном мире существует много предметов, в которых всегда присутствует число 7. Назовите их. П: Отгадайте загадку: Над лесами, над рекой Семицветный мост дугой. Если б мог я встать на мост, Я б рукой достал до звезд. А сколько цветов в радуге? П: В радуге действительно 7 цветов П: Но в нашей радуге все цвета пропали. Нравится ли вам бесцветная радуга? П: Давайте тогда все побыстрее исправим, если мы правильно и дружно выполним все задания, то радуга снова станет разноцветной и яркой. И ещё, после выполнения каждого задания, каждый из вас будет оценивать свою работу, ставя «+», если справился с работой, и «-», если нет на дугах радуги, которые лежат у вас на столах. В конце занятия посмотрим, кто успешнее поработал. 1. Знакомство с цифрой 7. Письмо цифры 7. П: Чтобы восстановить первый цвет необходимо познакомиться с цифрой 7. - Где находится 7 в числовом ряду? П: Как обозначить число 7? П: На что похожа цифра 7? П: Цифра 7, цифра 7, Цифра легкая совсем. Как представлю я косу – Цифру 7 легко пишу. Давайте посмотрим, как правильно писать цифру 7. П: Начинаем писать левее и чуть ниже верхней границы клетки, ведем плавную линию в правый угол клетки, далее ведем наклонную линию до центра нижней границы клетки, остановка. Посередине наклонной палочки пишем горизонтальную палочку. П: А теперь обведите зелёным цветом цифры, которые у вас получились отлично, а красным цветом цифры, над которыми требуется ещё поработать. П: Смотрите, первый цвет появился на радуге. Оцените свою работу на красной дуге радуги. 2. П: Чтобы получить второй цвет радуги, поработайте с предложением. Каждому слову соответствует определённая цифра. Восстановите числовой ряд от 1 до 7. И прочитайте предложение. Что в нём зашифровано? Первая буква обозначает определённый цвет в радуге. П: Молодцы, восстановили 2 цвета. Оцените свою работу на оранжевой дуге радуги. | Дети внимательно слушают. 7 дней в неделю, 7 нот Радуга 7 цветов Нет Дети: После 6 и перед 8. Дети: с помощью цифры 7. Ответы детей Дети повторяют «Письмо» в воздухе за педагогом. Затем письмо цифры 7 на листе по образцу и самостоятельно. Дети обводят полученные цифры. Оценивают свою работу. Дети: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Оценивают свою работу. | уточнять представления о цифре 7; закрепление счёта в пределах 7; способствовать развитию математической речи; развитие внимания, памяти, диалогической речи; воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу; воспитывать интерес к математическим знаниям. |
2.3.Физкультминутка | 3. П: Давайте развеселим радугу, полетаем на самолёте, между облаков. Может быть тогда восстановится 3 цвет в радуге. Проводится видеофизминутка. П: Восстановили третий цвет. Оцените свою работу на жёлтой дуге радуги. | Дети встают. Делают упражнения. Оценивают свою работу. | |
2.4.Введение нового материала | 4. Состав числа 7. Отработка состава числа 7 с помощью палочек Кьюзенера. Работа индивидуально. П: Чтобы восстановить четвёртый цвет, нужно поработать с составом числа 7. П: Выстройте числовой ряд с помощью наших палочек от 1 до 6. П: А какой палочкой мы будем обозначать число 7? П: Выложите черную палочку после палочки, обозначающей цифру 6. Давайте подумаем, как можно получить число 7. П: Молодцы, восстановили 4 цвет. Оцените свою работу на зелёной дуге радуги. | Выстраивают числовой ряд из палочек Дети: с помощью чёрной палочки. Дети предлагают свои варианты: 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4, 7 и 0 и выкладывают, соответствующие по цвету палочки Один ребёнок работает у доски, используя цветные полоски. Оценивают свою работу. | учить соотносить цифру 7 с числом 7; формировать умение составлять число 7 из двух меньших чисел; способствовать развитию математической речи; развитие внимания, памяти; воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу; воспитывать интерес к математическим знаниям. |
2.5.Закрепление | 5. Соотнесение числа, количества предметов и сравнение. П: Для получения 5 цвета мы должны сделать следующее задание. Ребята, посчитайте количество точек, посмотрите на цифру, которая стоит справа и сравните, т. е. поставьте знак: больше, меньше или равно. А теперь обменяйтесь листочками и проверьте правильность выполнения. Взаимопроверка. П: Восстановили пятый цвет у радуги. Оцените свою работу на голубой дуге радуги. 6. Закрепление порядкового счёта в пределах 7. Игра «Неделька, стройся!». П: Ребята, чтобы получить следующий цвет, давайте поиграем в игру «Неделька, стройся». По команде: «Неделька, стройся!» вы строитесь по порядку. П: А проверим правильность с помощью стихотворения М. Погарского: Вот неделька, в ней семь дней. Поскорей знакомься с ней. Первый день по всем неделькам, Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК. ВТОРНИК — это день второй, Он стоит перед средой. Серединочка СРЕДА. Третьим днем всегда была. А ЧЕТВЕРГ, четвертый день, Шапку носит набекрень Пятый – ПЯТНИЦА — сестрица, Очень модная девица. А в СУББОТУ, день шестой, Отдыхаем всей гурьбой И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ, Назначаем днем веселья. П: Молодцы, а теперь я называю день, а вы говорите, какой он по порядку при счёте идёт. Понедельник…. П: Вторник … и так далее. П: А теперь садятся на места те дети, у кого 3 день недели; садятся на места те дети, у кого 1 день недели и так далее. П: Восстановили 6 цвет. Оцените свою работу на синей дуге радуги. Повторение состава числа 7. Игра «Заселим домик». П: Для получения 7 цвета мы должны сделать следующее задание. Нам нужно заселить домик №7. Вспомните, как можно получить число 7. Фронтальная проверка (ответы дети ставят в домике, расположенном на доске). Оцените свою работу на фиолетовой дуге радуги. | Дети выполняют самостоятельно задание. Обмениваются листочками Оценивают свою работу. Дети получают вагончики с названиями дней недели. Строятся по порядку дней недели. Дети: Первый. Второй и так далее Садятся дети с карточкой «среда», «понедельник» Оценивают свою работу. Дети самостоятельно работают на карточках, вписывая разные варианты (0 и 7, 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4…) Оценивают свою работу. | учить соотносить цифру 7 с числом 7; формировать умение составлять число 7 из двух меньших чисел и закреплять его создать условия для развития логического мышления (сравнение); воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу; воспитывать интерес к математическим знаниям. |
3.Заключительный этап | П: Вот и раскрасили мы нашу радугу в семь цветов. Посчитайте, сколько у вас получилось «+» и «-». Если 6-7 плюсов – вы молодцы, отлично справились с работой. Если 4-5 плюсов тоже хорошо, но стоит ещё потренироваться. Давайте перечислим все цвета по порядку. Педагог: Кто запомнил волшебную фразу? Педагог: - С какой цифрой и числом мы познакомились? - Что понравилось вам больше всего? - Какое задание труднее всего было выполнить? П: Сегодня это было первое занятие по теме «Число и цифра 7», на следующих занятиях мы с вами поработаем над составом числа 7, научимся решать примеры на сложение и вычитание в пределах 7. Вот и всё, занятие к концу подходит, Мы славно поработали сейчас, Спасибо вам, ребята за работу, Не подвели меня и в этот раз. | Дети: Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. 7 Ответы детей | |