СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по психологии "Профилактика суицидального поведения среди обучающихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие способствует конструктивному взаимодействию, умению понимать причины конфликтов и способы их разрешения, снятию напряжения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по психологии "Профилактика суицидального поведения среди обучающихся"»

Конспект занятия по психологии в 10 классе

«Взаимоотношения со сверстниками»

Цель: создать условия для применения усваиваемых знаний и способов взаимоотношений со сверстниками в условиях взаимодействия; изготовить памятки.

Задачи: развитие навыков конструктивного взаимодействия, развивать умение понимать причины конфликтов и способы их разрешения, снятие напряжения и формирование группового сплочения, развитие навыков невербального общения, развитие навыков и умения адекватного эмоционального реагирования, развитие умения высказываться и принимать обратную связь в общении, развивать познавательный интерес к психологическому здоровью, развивать способность к релаксации.

Оборудование: ИКТ-сопровождение: мультфильм «Лось и Медведь», карточки с ситуациями, заготовки памяток, карточки со словами для инсценировки стихотворения.

Форма занятия: групповая работа

Методы: словесный, наглядный, практический.

Этапы занятия:

  1. Орг. момент

  2. Разминка

- Кто желает быть сегодня на занятии успешным, - поднимите руки вверх.

- Кто постарается быть внимательным, - хлопните в ладоши.

- Кто ожидает от нашего занятия, что оно будет интересным, - поднимите левую руку.

- И, наконец, кто будет активным на занятии, - поднимите правую руку.

- Молодцы, я вижу, что многие хотят быть активными, внимательными и успешными.

3. Инсценировка стихотворения Владимира Орлова «Кто кого?»

- Все мы в своей жизни постоянно общаемся и это общение бывает разным. Давайте проследим это в инсценировке стихотворения Владимира Орлова «Кто кого?». Посмотрим, о чем это стихотворение.

(Для выразительности можно использовать жесты, мимику, различные интонации).

Обучающиеся инсценируют стихотворение.

Взрослый: - Кто кого обидел первым?

1-й ученик: - Он меня!

2-й ученик: - Нет, он меня!

Взрослый: - Кто кого ударил первым?

1-й ученик: - Он меня!

2-й ученик: - Нет, он меня!

Взрослый: - Вы же раньше так дружили!

1-й ученик: - Я дружил!

2-й ученик: - И я дружил!

Взрослый: - Что же вы не поделили?

1-й ученик: - Я забыл!

2-й ученик: - И я забыл!

- Видите, как иногда бывает: пока ссорились, забыли, из-за чего все началось.

- А что нужно все-таки делать, если поссорился? (Нужно быстро помириться)

4. Просмотр мультфильма «Лось и медведь» (psychologos.ru)

Обсуждение мультфильма:

- О чем этот мультфильм?

- Из-за чего произошла ссора, конфликт? (уступчивость)

- Правы ли Лось и Медведь, что обидели Зайца и Енота?

- Как они должны были поступить?

- Мог ли получиться конфликт между Зайцем и Енотом? Почему?

5. Знакомство с понятием конфликт

Вот мы и дошли до понятия конфликт.

- Как бы вы охарактеризовали это понятие?

КОНФЛИКТ – явление неизбежное и многоплановое. Он может возникнуть из ничего: из-за малейшего спора, разницы в пристрастиях, одежде, успехах в учебе. Конфликтные ситуации неизбежны. Однако из каждого случая можно извлечь как отрицательные, так и положительные результаты. Все зависит от того, насколько верно проанализированы причины конфликта, и к каким выводам пришли стороны.

Причины конфликтов между учениками: борьба за авторитет, соперничество, обман, сплетни, оскорбления, обиды, враждебность к любимым ученикам учителя, личная неприязнь к человеку, симпатия без взаимности, борьба за девочку (мальчика).

6. Решение проблемных ситуаций (по подгруппам)

Каждой подгруппе выдается карточка с конфликтной ситуацией. Учащиеся разбирают ее, делают наброски выводов.

1-я группа

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

Решение проблемы могло выглядеть следующим образом: после того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше. После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой.

2-я группа

Два мальчика: Коля и Миша

К. Ты взял мои деньги на завтрак!
М. Твои деньги пропали, и ты предполагаешь, что их взял я?
К. Да.
М. Почему ты думаешь, что это я?
К. Ты должен был остаться в классе. Света проходила мимо двери и видела тебя около моей парты. Все знают, что ты воруешь.
М. Нет, не все. Я этого не знаю. Я не брал твои деньги.
К. Но ты же был возле моей парты?
М. Да, но только потому, что проходя мимо, задел парту, упали бумаги и я их поднял. Вот и всё.
К. Надо обыскать тебя.
М. А ты хорошо искал в своей парте, в портфеле?
К. Я не делал этого. Деньги лежали сверху.
М. Почему бы не поискать деньги ещё раз? (Коля ищет и находит у себя деньги.)
М. Так, что теперь ты должен делать?
К. Прости меня, Миша.
М. Хорошо, но ты обвинил меня перед всем классом.
- Итак, здесь уже конфликт потребностей перерос в конфликт ценностей. Почему? (была затронута честь, доброе имя).
- Конфликт завершится на этом? У мальчика и так неважный авторитет. Что должен ещё сделать Коля? (Извиниться, чтобы слышали другие ученики. А иначе может быть большая драка). 

3-я группа

В один дом был приглашен на семейное торжество очень способный молодой человек. Собралось много гостей, и все долго не садились, дожидаясь его. Но он опаздывал. Так и не дождавшись, утомившиеся гости наконец заняли свои места. Юноша явился спустя час. Он не пытался извиниться за опоздание, лишь весело бросил на ходу:

— Встретил знакомого, знаете (он небрежно назвал имя известного ученого), да и заболтался.

Потом он, с трудом протискиваясь между мебелью и причиняя неудобство гос­тям, обошел стол и каждому сидящему фамильярно протягивал руку. За столом вел себя оживленно, говорливо и на весь вечер завладел застольной беседой. Дру­гим он почти не давал и рта раскрыть — говорил сам или комментировал каждое слово окружающих.

(Пренебрежение и неуважение других)


7. Изготовление памяток «Советы по бесконфликтному общению»

- А сейчас вы должны оформить памятки «Советы по бесконфликтному общению», чтобы мы могли поделиться ими с наиболее конфликтными обучающимися нашей школы. (Оформить красочно, аккуратно, разборчиво – чтобы привлечь интерес остальных учащихся).

Примерное содержание памяток:

  • спокойствие.

  • анализ ситуации без превратности.

  •  открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

  •  выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти.

  •  выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

8. Обсуждение ситуаций и памяток

Вывод: Люди преимущественно социальные существа и большую часть времени проводят вместе. Поэтому важно научиться ладить с людьми и уметь себя вести в различных ситуациях. Некоторые социальные навыки особенно помогают людям эффективно общаться.

9. Релаксация

Упражнение «Хлопните в ладоши те, кто…..»

Упражнение способствует самораскрытию и помогает больше узнать друг о друге.

10. Итог

Упражнение «Дерево дружбы»

Упражнение «Улыбка друг другу»

Спасибо за занятие!