СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по развитию речи тема "Зима"

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект по речевому развитию в подготовительной группе тема "Зима"

Просмотр содержимого документа
«Конспект по развитию речи тема "Зима"»







Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе «Зима»

ЦЕЛЬ:

Программные задачи:

Образовательные:

-Обобщать представления о зиме и типичных зимних проявлениях в природе;

- Актуализировать словарь по теме «зима»;

-Упражнять в подборе прилагательных;

-Упражнять составлять рассказ с опорой на наглядную схему;

Развивающие :

-Развивать связную и диалогическую речь;

-Развивать мышление, творческого воображения, выразительности движений;

-Стимулировать мыслительную и речевую активность ребенка;

-Развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память.

Воспитательные:

-Воспитывать эмоциональный отклик, инициативность, самостоятельность.

- Воспитывать дружелюбие, желание оказывать помощь.

Предварительная работа: Беседы о зиме, о жизни животных зимой, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, работа с мнемотаблицами, знакомство с устройством - диктофон.

Методы и приемы:

Словесный метод: объяснение, рассказ, беседа, диалог.

Метод игры: игры- дидактические, словесные.

Наглядный метод: мнемотаблица, демонстрационные материалы (слайды)

Ход занятия:

СЛ 1 Мотивационно– ориентировочный 2 мин. Приветствие Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю -
Всех я вас приветствую!



СЛ 2 (Звук сообщения и на экране появляется конверт)

Ой, посмотрите, нам пришло письмо. (ЩЕЛЧОК МЫШИ – конверт и мальчик Том ) Письмо пришло из Африки от мальчика по имени Том.

Сл 3 Давайте прочитаем. (на экране появляется текст письма и изображение мальчика) :

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Том. Я живу в далекой и жаркой Африке. Я много слышал про зиму, которая бывает в вашей стране, но я никак не могу понять, что это такое и что происходит, когда наступает зима. Пожалуйста, расскажите мне об этом. Ваш друг Том».

Ну что? Расскажем нашему другу про нашу зиму? (Да)

Сл 4 Артикуляционная гимнастика по теме «Зима» Ребята, для того чтобы мы смогли красиво и правильно рассказать нашему другу про зимушку, нам необходимо разбудить наш язычок.

«Мороз трещит» [щщщщщщщщщщщщ] (громко, тихо)

«Ветер свистит» [сссссссссссссссс] (громко, тихо)

«Вьюга завывает» [уууууууУУУУУУУУууууу] (громко, тихо)

«Лошадка на санях детей катает»

Поцокать широким язычком.

«Погреем ладошки» [хххххххххххх] (сильно, слабо).

Теперь мы готовы рассказывать о зиме. Всё что будем говорить мы запишем на Диктофон и отправим нашему другу Тому электронным письмом.

-Давайте расскажем Тому о зиме.

Практический 20 мин.

Игра с мячом ( снежком) «Без чего не бывает зимы?» (передают мяч-снежок друг другу)

Без чего не обходится наша зима? Что бывает зимой, и не бывает в другие времена года? (Без морозов, без снега, без сосулек, без льда, без коньков, без лыж, без ветра, без катка, без снежинок, без сугробов, без снежков, без шапок, без снеговиков, без горок).

- Молодцы, ребята. Вот теперь пусть мальчик Том знает,

без чего не обходится наша зима.Но самое главное без чего не обходится зима – это снег.

Сл 5»Воспитатель: Я буду читать стихотворение, а вы добавите слова, связанные со словом «снег», т.е родственные слова.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю (Снег.)

С неба все скользят пушинки –

Серебристые (Снежинки.)

Вот веселье для ребят –

Все сильнее (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка –

Эта девочка - (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри –

СЛ 6 С красной грудкой (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил (Снег.) Посмотрите какая красота .Давайте расскажем какой он

Воспитатель: Снег (какой) - (мокрый, холодный, пушистый, белый, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий, лёгкий, рыхлый, грязный, чистый)

А теперь ребята, я ещё назову слова, а выскажите «какая» или «какой»

Зима (какая) - (холодная, снежная, морозная, красивая, суровая, весёлая, нарядная, вьюжная.).

Сосулька (какая) - (ледяная, холодная, прозрачная, мокрая, твердая, блестяща, острая, длинная).

Мороз (какой) - (холодный, сильный, трескучий, зимний, жгучий.).

Горка (какая) - (снежная, ледяная, скользкая, большая, маленькая…).

Лёд (какой) - (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий)



Правильно, ребятки, наверное, Том про это даже и не знал, но мы то знаем.

А ещё мы знаем , что погода зимой бывает разная. Какая?

(холодная, снежная, белая, голодная, ветряная, нарядная, сказочная, морозная, веселая, красивая, злая, суровая)

- Если идет снег, то погода какая? – снежная;

- если дует ветер, то погода какая? – ветреная;

- если холодно, то погода какая? – холодная;

- если пасмурно, то погода какая? – пасмурная;

- если хмуро, то погода какая? – хмурая;

- если мороз, то погода какая? – морозная;

- если солнечно, то погода какая? – солнечная;

- если ясно, то погода какая? – ясная.

- А пока мы с вами разговаривали, к нам прилетели снежинки. Давайте с ними поиграем.

СЛ 8 Физминутка (игра «Ветер и снежинки»)

Смотрите сколько снега намело. А вы заметили, что кто-то спрятался в сугробе? А лиса - это дикое или домашнее животное?

Давайте расскажем Тому о диких животных.

СЛ.9 Где же они спрятались от холода? (в своих домах).

Ребята, помогите мне рассказать стихотворение, договаривая последние слова. И тогда мы с вами узнаем, кто где спрятался от холода. Давайте рассмотрим иллюстрацию и составим по ней предложения.

Спит зимой медведь (в берлоге)

Воробей сидит (под крышей)

Лиса устроилась (в норе)

Белка спряталась (в дупле)

Ежик спит в сухой (траве)

В логове лежит (волчица)

Под кустом дрожит (зайчишка).

СЛ 10 Составление рассказа о зиме (мнемотаблица)

Но, чтобы вы красиво и правильно рассказывали Тому про зиму мы составим про неё рассказ, нам поможет в этом наша схема-помощница. Я вам напомню, что в схеме каждое окошко помогает рассказывать о чем-то одном, что связано с зимойа вместе получается один большой и красивый рассказ:

1 Рассматривание мнемотаблицы

1-Посмотрите на первое окошко, какая буква здесь написана, почему (Буква З, зима)

-С чего мы начнём рассказ? (Мы начнем рассказ с названия времени года).

2-О чём вы расскажите затем? (Мы расскажем, о снеге и какой он)

3-О чём будете рассказывать дальше? (Потом мы расскажем о деревьях и какие они)

4-Что нарисовано в окошке? (солнце) Что вы расскажите о солнце (солнце зимой светит но не греет).

5- Нарисован дом и дым из трубы, что означает? (зимой холодно и надо топить печь для того чтобы было тепло)

6- Почему нарисована кормушка?

7- Что нарисовано в следующем окошке? дети: мальчик и девочка)

8- Почему нарисованы санки, ледянки, лыжи и снеговик?

9-Чем вы закончите рассказ?

(Мы закончим рассказ описанием настроения детей)

А теперь внимательно послушайте мой рассказ о зиме, который я составила по схеме.

2 Рассказ воспитателя

Наступила зима. Падает пушистый белый снег. Деревья стоят красивые. Солнце светит но не греет. В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц.

Мальчики и девочки зимой катаются на санках, лыжах и коньках. Как хорошо зимой.

3 Составление рассказа детьми (индивидуально, по цепочке, 3-4 человека)

СЛ 11 -Это самое настоящее электронное письмо. Давайте отправим его нашему другу Тому в Африку (На экране появляется изображение улетающего почтового конверта с соответствующим звуком).

- Ну вот, наше письмо отправлено.

Рефлексивно – оценочный 5 мин.

Как вы думаете, Тому понравятся наши рассказы? (ответы детей) Удалось ли нам описать зиму для человека, который никогда её не видел? (ответы детей).

Я тоже так думаю. А давайте на следующем занятии мы с Вами нарисуем Тому зимние картины и отправим ему фотографии наших рисунков. Как вы думаете?

Кому понравилось рассказывать Тому о зиме. Возьмите веселые снежинки, а кому не очень понравилось или было грустно –возьмите грустные снежинки.







Воспитатель: Молодцы ребята! Следующее задание. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Игра«Назови ласково».

Лёд - (ледок)

Санки - (саночки)

Холод - (холодок)

Снеговик - (снеговичёк)

Зима - (зимушка)

Снег - (снежок)

Солнце - (солнышко)

Сосулька – (сосулечка)

Ветер – (ветерок)

Горка — (горочка)

Ёлка - (ёлочка)

Валенки – (валеночки)

Рефлексия:

Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо постарались сегодня! А напомните мне, пожалуйста, кому мы сегодня помогали?

Дети: Снеговику.

Воспитатель: А чем мы ему помогли?

Дети: Помогали вернуть память, выполняя задания.

Воспитатель: А какие задания мы с вами выполняли?

Дети: Подбирали ласковые слова, признаки предметов, собирали разрезные картинки, описывали картину.

Воспитатель: Как ребята вы считаете, мы справились с заданиями?

Дети: Да!

Воспитатель: Понравилось вам сегодняшнее задание?

Дети: Да! Очень понравилось!

Воспитатель: И мне очень понравилось, как вы справились с заданиями. Теперь нужно скорее отправить посылку с волшебной шляпой обратно снеговику.

Беру посылку и нахожу там ещё один конверт.

Воспитатель: Ой, ребята посмотрите здесь ещё один конверт.

Открываю конверт и нахожу там медали и награждаю детей.

«Скажи наоборот»

Темный – светлый

короткий - ...............................................................................

черный – .................................................................................

холодный – ............................................................................

пасмурный – ..........................................................................

мягкий –.................................................................................

ветер – ....................................................................................

заморозки – ...........................................................................

зимний – ...............................................................................

легкий – ............

  Дидактическая игра «Подбери родственные слова».


Снег — снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик …

Зима — зимушка, зимний, зимовать, зимовье ... .

Мороз — морозный, морозить, замораживать ... .

Лед — ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед ... .

Зима –зимушка

снег –снежок

санки- саночки

ёлка - ёлочка

снеговик - снеговичок

горка – горочка

подарок- подарочек

ледянка – ледяночка

шапка – шапочка

снежинка – снежиночка

8 Чистоговорки по теме: «Зимние забавы»

Ма-ма-ма – вот пришла зима,

Инка-инка-инка – падает снежинка,

Обы-обы-обы – высокие сугробы.

Роз-роз-роз – узоры рисует мороз,

Пад-пад-пад – зимой один снегопад,

Вик-вик-вик – дети лепят снеговик,

Баба-баба-баба – красуется снежная баба,

Ёд-ёд-ёд – лежит на речке лёд.

Рассказ по картине. «Зимой на прогулке».

Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Дети оделись тепло, и пошли гулять.

Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика.

У детей радостное настроение. Хорошо зимой!

  • Артикуляционная гимнастика: 

Но прежде чем приступить к выполнению заданий, немного разомнемся:

 

Ма – ма – ма наступила зима.

Ме – ме – ме рады мы зиме.

Ду – ду – ду в зимний лес иду.

Та – та – та кругом красота.

Сы – сы – сы мерзнут носы.