28.01.19г. Конспект по художественному творчеству в
подготовительной группе.
Тема. «Нарядный индюк».
Я обращает внимание детей на дымковские игрушки стоящие на столе и закрытые платком.
-Ребята, сегодня к нам в гости пришли игрушки. А вот как они называются вы должны отгадать, послушав мою загадку:
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой. Казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
- Вы угадали, что это за игрушки?
-Да, это дымковские игрушки.
-Почему вы так думаете?
- Потому что они сделаны из глины и расписаны дымковским узором; их делают в деревне Дымково;
- Правильно. Сейчас я вам немного расскажу о деревне Дымково, где мастера создают такие замечательные игрушки. (Чтение стихотворения и рассматривание картины и игрушек).
Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым из труб идет столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали.
И село большое
Дымково назвали.
Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо - сказки.
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски -
Казалось бы, простой узор,
Но отвести не в силах взор!
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
О древней дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.
- Назовите игрушки, которые стоят у нас на столе.
- Давайте вспомним, какой фон у дымковских игрушек? (Белый)
- Какие узоры народные художники рисуют на изделиях? (Круги, кольца, линии, точки)
Когда дымковская игрушка только появилась, то каждый узор, который мастер наносил на поверхность игрушки имел свое значение. Круг и крест – это символы солнца. Зигзагообразная линия или узор, состоящий из ромбов, изображают засеянное поле. Волнистые линии символизируют потоки воды. Рисуя эти узоры, древний художник думал о том, что незатейливая игрушка должна принести своему обладателю благополучие, хороший урожай. Теплое, но не засушливое лето. Мы же сейчас, украшая игрушку, совсем об этом не думаем. Мы просто любуемся ее красотой.
- Краски, какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки? Ответы детей. (Красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, розовый).
- Как, одним словом можно сказать про эти цвета? (яркие, нарядные, веселые, праздничные).
- Ребята, найдите среди дымковских игрушек самую большую и нарядную. Конечно, это индюк. Рассмотрите его и скажите, какими элементами он украшен? Какого они цвета?
Послушайте стихотворение об этой игрушке.
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок.
А высокий гребешок,
Краской яркою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив.
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная - индюк.
- Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами?
- Да!
- Сегодня мы с вами будем расписывать дымковского индюка.
Объяснение нового или расширение имеющихся знаний.
- Сегодня мы будем расписывать дымковского индюка. Каждую дымковскую игрушку лепит и расписывает мастер по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Сегодня вы изобразите каждый своего индюка по своему желанию. Я предлагаю подумать немного о том, каким узором вы распишете свою игрушку. (Дает детям возможность обдумать предстоящую работу).
Подумали, а теперь приступайте к рисованию: полоски и точки мы рисуем кончиком кисти, круги делаем тычками. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку. Когда работы будут выполнены, предложить детям оставить их на столах, чтобы просохли.
Физкультминутка «Индюк»
Ходит по двору индюк
(Шаги на месте)
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача
(Остановиться, удивленно посмотреть вниз)
Рассердился сгоряча.
Сгоряча затопал
(Потопать ногами )
Крыльями захлопал
(Руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)
Весь раздулся, словно шар
(Руки на поясе)
Или медный самовар
(Сцепить округленные руки перед грудью)
Затряс бородою
(Помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как индюк)
Понёсся стрелою.
(Бег на месте)
Во время самостоятельной работы я держу в поле зрения всех детей, помогаю затрудняющимся в создании композиции, слежу за посадкой, за техникой исполнения работ.
Итог.
- Ребята, посмотрите на своих нарядных индюков. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Какой индюк вам больше всего понравилась?
Расскажи, чем тебе понравилась работа... Какие краски использованы для росписи? Какими элементами украшен индюк? (Ответы 2-3 детей).
- Молодцы, ребята. Сегодня на занятии мы еще раз встретились с дымковскими игрушками, побывали дымковскими мастерами и, вы очень хорошо справились с этой работой! Наши игрушки засветились и стали ненаглядными. И впрямь на них не наглядеться. Даже на душе стало радостно. Какая красота . Я думаю, вашим папам и мамам очень понравится выставка.