Практика «Первые дни ребенка в школе»
Практика «Первые дни ребенка в школе» проводится в течение 1 недели в начале сентября.
Основные задачи практики:
Что сделать?
1.Познакомить студентов с содержанием, организацией, методикой проведения подготовительной работы к 1 сентября, а также учебно-воспитательной работы с первоклассниками.
2. Познакомить студентов с особенностями проведения первых уроков.
3. Сформировать у студентов исследовательские умения, связанные с выявлением уровня подготовленности детей к обучению в школе.
4. Раскрыть преемственность в работе детского сада и 1 класса школы.
Содержание практической деятельности:
- участие в проведении линейки, посвященной Дню знаний, присутствие на всех уроках у первоклассников и протоколирование их в педагогическом дневнике;
- изучение документов учеников, необходимых при приеме их в школу;
- ознакомление с планом учебно-воспитательной работы учителя;
- оказание помощи учителю в подготовке наглядных пособий и оформлении кабинета;
- помощь детям в адаптации к новым для них условиям (организация игр на перемене, игр-знакомств).
Схема-характеристика личности первоклассника
1. Общие сведения об ученике: возраст, состав семьи, материальная
обеспеченность и бытовые условия, состояние здоровья, внешний вид,
посещал ли детский сад.
2. Характеристика знаний и умений, с которыми пришел ученик:
отсутствие или наличие недостатков речи, умение рассказывать; запас
стихотворений, сказок, умение их пересказывать и декламировать;
знание букв, умение читать, качество чтения;
- умение писать буквы, слова, предложения, владение печатными или рукописными шрифтом, пишет карандашом или ручкой;
- умения: считать до 10, 20, 100 и обратно, решать примеры и задачи, сравнивать множество предметов, вычислять, складывать, отнимать, умножать, делить; различать и называть геометрические фигуры;
- умение рисовать.
3. Владение
- пространственными и временными представлениями: спереди,
сзади, сегодня, завтра, вчера;
- общественными представлениями: где ты живешь? название города, улицы; где работают папа и мама?, что они делают на работе? что нравится в нашем городе (селе)? зачем пришел в школу? для чего нужно учиться? что делают крестьяне? что делают рабочие? кто защищает нашу Родину?;
- представлениями о природе: какое время года сейчас? какое было перед
этим? какое будет потом? какие цветы ты знаешь? какие деревья знаешь?
каких животных знаешь? покажи павлина, сокола ;
- навыками ручного труда: что умеешь делать? отношение к труду;
- навыками культурного поведения: отношение к старшим, младшим, одноклассникам, знание «волшебных» слов и умение ими пользоваться, умение пользоваться носовым платком, салфеткой, столовыми приборами, умение вести себя за столом в столовой;
- знание песен, танцев.
4. Предложения и выводы о воспитании ребенка.
Вопросы для изучения отношения детей к школе и к учению
Ходил ли ты в детский сад? Если нет, то с кем находился дома?
Чем тебе нравилось больше всего заниматься до школы? Почему?
Хотел ли идти в школу? Почему?
Нравится ли тебе в школе? Что нравится? Почему?
На каких уроках интересней всего заниматься? Почему?
Хотел бы ты вернуться снова в детский сад? Почему?
Хотел бы ты, чтобы учитель приходил к тебе домой и занимался с тобой одним? Почему?
Отчетная документация по практике: дневник педагогической практики, психолого-педагогическая характеристика отдельного учащегося. По итогам практики студенту ставится зачет.
Задания студентам для наблюдений и изучения детей
Как школа выявила детей, подлежащих обучению.
Принципы комплектования классов.
Организация встречи первоклассников, участие в этом учителей, администрации, старшеклассников, родителей.
Оформление школы и класса.
Планирование работы учителя в первую неделю.
Изучить приемы работы учителя:
- по рассаживанию детей за парты;
-по выработке у детей навыков обращения с учебными принадлежностями;
-по использованию разных форм и методов, вызывающих интерес и устойчивое внимание у детей;
по использованию наглядности в первую неделю, ее специфику.
7. Проанализировать:
- психологические особенности детей: речь, мышление, внимание, интересы;
- восприятие и выполнение учащимися указаний учителя;
- индивидуальную работу с детьми, в том числе со стеснительными детьми, с капризными, непоседливыми;
- использование учителем содержания материала урока в воспитательных целях;
- способы выявления знаний, умений, интересов и способностей, общественно-политических представлений у детей и их представлений об окружающей природе;
-приемы работы учителя, направленные на формирование коллективистских
чувств у детей и культуры поведения.
8. Проследить, в каком порядке дети расходятся домой.
9. Изучить организацию работы с родителями в первую неделю.
10.Составить характеристику на одного или двух учащихся.
Примерные темы для выступления на итоговой конференции
1. Характеристика семилетних детей (опыт педагогических зарисовок).
2. Запас представлений первоклассников о природе.
3. Объем умений и навыков в области устной речи.
4.Объем умений и навыков в области чтения.
5.Объем умений и навыков в области письма (счета).
6.Подготовка учителя к работе с первоклассниками в первые дни.
7. Первые уроки по различным предметам.
8. Наглядность на уроках первой недели.
9.Воспитательная работа в первые дни пребывания детей в школе.
Правила поведения детей в школе и работа над ними в первые дни.
11.Как я проведу первый день в первом классе.
Первое родительское собрание, особенности его проведения.