СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по русскому языку 9 класс Виды придаточных предложений

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по русскому языку по теме Виды придаточных

Просмотр содержимого документа
«Конспект по русскому языку 9 класс Виды придаточных предложений»

14.11.19 г. 9 класс русский язык

Урок № Тема: Виды придаточных предложений.

Цель: Формирование умения определять вид придаточного в СПП.

Планируемые результаты:

Предметные: дать общее представление о видах придаточных предложений, ознакомить со сложноподчиненными предложениями с разными видами придаточных, выработать умение учащихся распознавать придаточные разных видов в составе сложноподчиненных предложений;

Метапредметные: контролировать процесс выполнения заданий и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; адекватно оценивать свои достижения; развивать грамотность, совершенствовать пунктуационные навыки;

Личностные: воспитывать внимательность учащихся, положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; участвовать в творческом, созидательном процессе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: учебник, компьютер

Ход урока.

  1. Оргмомент. (приветствие)

  2. Актуализация опорных знаний: Какой раздел мы с вами изучаем (Сложное предложение). Дайте определение сложное предл – это…

1. На какие две группы делятся сложные предложения?

Союзные и бессоюзные

  1. Какие бывают союзные предложения?

Сложносочиненные и сложноподчиненные

3.Что вы можете сказать о сложносочиненном предложении?

Части сложносочиненного предложения равноправны, нельзя поставить вопрос от одной части к другой

4. Назовите виды сложносочиненных союзов.

Соединительные: и, да(=и), ни..ни, тоже, также)

Разделительные: или, либо, то..то, не то…не то

Противительные: а, но, да(=но), однако, зато

5.Что вы можете сказать о сложноподчиненном предложении?

Части сложноподчиненного предложения не равноправны, одна из них- главная, другая- придаточная, т.е. от одной(гл.) можно задать вопрос к др.( придаточной)

6.Каким образом соединяются части сложноподчиненных предложений?

Части сложноподчиненного предложения соединяются подчинительными союзами (что, чтобы, когда, где, кто, который, так как и др.) и интонацией

7.Чем отличаются союзы от союзных слов?

Подчинительный союз:

Не является членом предложения; нельзя поставить вопрос.

Союз может быть опущен.

Можно заменить другим союзом.

Союзное слово :

( относительное местоимение или наречие):

Является членом предложения; можно поставить вопрос.

Союзное слово опустить нельзя.

Можно заменить другим значащим словом.

8. В чем отличие союзных предложений от бессоюзных?

В союзных предложениях части соединяются при помощи союзов, союзных слов и интонации; а в бессоюзных предложениях части соединяются только при помощи интонации.

Какая тема была на прошлом уроке? Спп

Проверка д.з стр 55 упр 77 (задание 3) проверить

Проведем разминку слайд …1-

  1. Перестройте данное словосочетание ГЛИНЯНЫЙ КУВШИН

с подчинительной связью согласования в синонимичное словосочетание с подчинительной связью управления ( КУВШИН ИЗ ГЛИНЫ);



  1. Мотивация. Введению в тему. Слайд Охарактеризуйте предложения, объясните знаки препинания и расставьте их:

1. И битвы поле роковое

Гремит,(1) пылает здесь и там, (2)

Но явно счастье боевое

Служить уж начинает нам.

( А.С.Пушкин)

[- = , = ], НО [- = ].


Каким образом и при помощи чего отделяются друг от друга части сложного предложения?

2.*Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый снег.

С.

  , И  .

3.*Покраснела рябина, посинела вода.

  ,  .


4.* Я решил зайти под навес, где стояли наши лошади.

с.с.

   , ГДЕ ( ).


5.*Проснувшись поздно, я увидел, что буря утихла.

с.

  , ЧТО ( ).


6. Мы вспугнули уток, которые улетали на юг


  , которые ( ).

Что можете сказать и какую дать характеристику 4-6 предложению?

(СПП имеет главную и придаточную часть). Сможете ли сказать какой вид придаточного в данных предложениях?

  1. Тема урока СЛАЙД

Какая тема нашего урока? (отвечают)

Сегодня мы продолжим изучать СПП. И познакомимся с видами придаточных предложений. (запись в тетрадь)

Целеполагание:

Наша с вами цель на уроке – это…

Знать строение СПП

Уметь находить гл и прид часть

Научиться определять вид прид части


Работа по теме урока.

Давайте познакомимся с видами придаточных

Слайд



Сложноподчиненное предложение имеет главную и придаточную части.

Работа у доски на закрепление с выявление вида придаточного

Учитель : Алгоритм выполнения, разбор и выявление вида придаточного

* Я вернусь, когда раскинет ветви наш белый сад.

когда?

   , ( когда ).

Алгоритм:

1 находим главную часть

2 задаем от главной вопрос зависимой части

3 ищем союз или союзное слово

Работа по очереди Работа с упр 81 у доски (1, 2, 3 предложение)

  1. Куда? – куда указ. слово обстоятельст-е

  2. О людях (каких?) – чья союзное слово определ-е

  3. Там (куда?) – где указат. слово обстоят-е

  4. Я хочу вам рассказать (о чем?), какая (союзное слово) перемена произошла во мне – изъяснительн

  5. Река втекала в огромный пруд (какой?), в бетонной плотине которого(союзное слово) шумела вода

  1. Рефлексия:

Что сегодня повторили?

Что сегодня узнали?

Чему научились?

- Поднимите руки кто не понимает, что происходило на уроке? Не усвоил тему?

- Поднимите руки кто теряется, еще нужно работать и работать с правилом , теорией

- Понял, только подучу союзы и союзные слова, которые соединяют части СПП.

(если все ОК, делаем проверочную. Если не поняли, то работаю со слабыми у доски)


Самостоятельная работа (практическое задание):

Постройте схемы предложений, расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, определите тип сложных предложении. В СПП укажите вид придаточного

  1. Вдруг лес кончился, и тропа оборвалась.

  2. После долгих блужданий мы вышли к озеру, которое поблескивало среди камышей.

  3. Солнца еще не было, но дождь перестал.

  4. Когда капитан остановил пароход, все стали проситься погулять.

  5. Молодой месяц низко висел над лесом, нежный его свет блестел в дождевых каплях.

Домашнее задание (дифференцированное):

  1. Выступление ученика с исследованием «Роль сложносочиненных//сложноподчиненных // бессоюзных предложений в речи» (по вариантам);

  2. Для всех: опережающее д.з (стр.60).Упр.№86







Постройте схемы предложений, расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, определите тип сложных предложении. В СПП укажите вид придаточного

  1. Вдруг лес кончился и тропа оборвалась.

  2. После долгих блужданий мы вышли к озеру которое поблескивало среди камышей.

  3. Солнца еще не было но дождь перестал.

  4. Когда капитан остановил пароход все стали проситься погулять.

  5. Молодой месяц низко висел над лесом нежный его свет блестел в дождевых каплях.





Постройте схемы предложений, расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, определите тип сложных предложении. В СПП укажите вид придаточного

  1. Вдруг лес кончился и тропа оборвалась.

  2. После долгих блужданий мы вышли к озеру которое поблескивало среди камышей.

  3. Солнца еще не было но дождь перестал.

  4. Когда капитан остановил пароход все стали проситься погулять.

  5. Молодой месяц низко висел над лесом нежный его свет блестел в дождевых каплях.





Постройте схемы предложений, расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, определите тип сложных предложении. В СПП укажите вид придаточного

  1. Вдруг лес кончился и тропа оборвалась.

  2. После долгих блужданий мы вышли к озеру которое поблескивало среди камышей.

  3. Солнца еще не было но дождь перестал.

  4. Когда капитан остановил пароход все стали проситься погулять.

  5. Молодой месяц низко висел над лесом нежный его свет блестел в дождевых каплях.




Постройте схемы предложений, расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, определите тип сложных предложении. В СПП укажите вид придаточного

  1. Вдруг лес кончился и тропа оборвалась.

  2. После долгих блужданий мы вышли к озеру которое поблескивало среди камышей.

  3. Солнца еще не было но дождь перестал.

  4. Когда капитан остановил пароход все стали проситься погулять.

  5. Молодой месяц низко висел над лесом нежный его свет блестел в дождевых каплях.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!